USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
70.96$
+0.080
BTC
89835.00$
+319.700

Есть ли основания и необходимость запрещать рекламу лекарств

Эксперты оценили инициативу не допускать рекламу безрецептурных препаратов в традиционных медиа

Share
Share
Share
Tweet
Share
Есть ли основания и необходимость запрещать рекламу лекарств - Kapital.kz

В Казахстане обсуждается проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», который является крайне важным для страны. Во время его обсуждения в рабочей группе депутат мажилиса Омархан Оксикбаев предложил запретить рекламу лекарственных препаратов в СМИ, мотивируя это тем, что под воздействием роликов люди принимают эмоциональные, а не рациональные решения о лечении. Поскольку эту идею можно рассматривать как в социальном, так и в экономическом контексте, мы решили выяснить, что думают об инициативе отечественные эксперты и НПО. 

Четыре «против»

В ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация» (ЦАРА)  корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщили, что члены объединения и другие субъекты рекламного бизнеса серьезно обеспокоены предложением депутата.

Во-первых, если будет введен запрет на рекламу, то потребители не смогут получать информацию о качественных препаратах, прошедших полный контроль со стороны регулирующих органов и получивших сертификаты на территории стран ЕАЭС. В ЦАРА пояснили, что сейчас реклама таких лекарств осуществляется на основании разрешения Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий. Оно выдается на каждый рекламный материал и проверяется на соответствие законодательству РК в области рекламы и приказу Министерства здравоохранения и социального развития РК от 27.02.2015 № 105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

Во-вторых, в случае введения запрета возникнет угроза жизни и здоровью граждан Казахстана, поскольку население будет получать информацию из неконтролируемой рекламы в интернете.  Ведь в отличие от традиционных медиа - ТВ, радио, печатная пресса, - регуляторное воздействие на Google, YouTube, Facebook, Instagram минимально. Соответственно, существует риск, что увеличится объем рекламы препаратов сомнительного производства, заметили в ЦАРА.

В-третьих, предложенная мера направлена на ужесточение регулирования деятельности игроков рекламного рынка. Поэтому нужно обязательно сделать анализ регуляторного воздействия на бизнес согласно статье 82 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, считают в ассоциации.

В-четвертых, предложенный запрет толком не обоснован, одного аргумента Омархана Оксикбаева о том, что «выбор лекарственных средств должен осуществляться врачом, а не пациентом под влиянием навязчивой рекламы», недостаточно. Поэтому эта мера не должна попасть в Кодекс о здоровье нации, уверены в ЦАРА.

Юридических оснований для запрета нет

Реклама лекарственных средств – это одна из немногих сфер, которая строго контролируется регулятором. Кроме того, она требует проведения нескольких видов экспертиз и соблюдения ограничений и предупреждений, заметила в свою очередь менеджер по регуляторным вопросам и регистрации лекарственных препаратов Айнура Кабдулгазина

«Запрет на рекламу лекарственных препаратов, с моей точки зрения, слишком поспешное предложение. Это комплексная тема, в ней много нюансов, и к ней нельзя относиться поверхностно. Важно понимать, что реклама лекарственных препаратов относится к OTC-сегменту (over the сounter - лекарства, продаваемые в аптеках без рецепта. – Ред.). Это очень важный информационный инструмент, которым пользуются провизоры, врачи и потребители. Я подчеркиваю, что сейчас говорю именно об OTC-категории, так как это препараты с высоким профилем безопасности, хорошо изученные, имеющие хорошую доказательную базу и солидный опыт применения и не требующие дополнительного мониторинга», - сказала наша собеседница.

Мировая тенденция такова, что все большее количество препаратов, отвечающих вышеперечисленным характеристикам, переводят из рецептурного статуса в безрецептурный, соответственно расширяется доступ потребителей к информации и к самим препаратам, заметила Айнур Кабдулгазина.

«В Казахстане я не вижу юридических предпосылок для отказа от рекламы безрецептурных лекарств в СМИ. Да, в некоторых странах используется такая практика в целях ограничения навязчивости от медиаселлеров и фармпроизводителей, которые стараются увеличить свои продажи, что тоже понятно, так как фарминдустрия – это крупный игрок как в сфере производства, так и в сфере торговли. Но у нас фармацевтические компании ведут себя корректно, все промоционные и рекламные материалы проходят строгую экспертизу в регуляторных органах», - сказала юрист.

Что касается комлексносности вопроса рекламы лекарств, то здесь есть и финансовая составляющая (налоговые поступления в бюджет), и состояние бизнес-среды (ее развитию государство уделяет большое внимание и стимулирует различными субсидиями и льготными кредитами), продолжила Айнур Кабдулгазина.

«Что касается последствий от запрета рекламы лекарственных препаратов, то предполагаю, что в случае потери доступа к официальному рекламному каналу потребители вынуждены будут обратиться за информацией в интернет. А там нет абсолютно никакой регуляции, медицинской экспертизы контента и ответственности за выдаваемую информацию. И вот это будет опасно для здоровья населения. Я считаю, что реклама должна быть, но с учетом разумных ограничений и требований к контенту, то есть реклама, главной целью которой является забота о здоровье», - заключила собеседница.

Выбор за пациентом

Самым легким способом контроля всегда был запрет, но, увы, запретный плод сладок, считает в свою очередь председатель ОФ «Аман-саулык» Бахыт Туменова.

«Мы же помним, что был у нас запрет и на продажу табачных изделий, и крепких алкогольных напитков, всегда действовал запрет на реализацию наркотиков. Как-то это помогло победить алкоголизм, курение или наркоманию? Я думаю, что реклама лекарств имеет право на существование, если она правдивая. Надо привлекать к ответственности тех, кто дает нечестную рекламу», - сказала она.

То есть каждый из нас имеет право на получение честной информации, а окончательный выбор делает уже сам человек, пациент в данном случае, добавила она. Однако, когда говорят о вреде самолечения, то нужно признать, что отчасти он сформирован тем, что у людей нет доверия к отечественной системе здравоохранения. Она должна быть не только качественной, доктора должны вести разъяснительную работу в отношении лекарственных средств, уверена Бахыт Туменова.

Цена вопроса

То, что ни один из безрецептурных препаратов не станет рекламироваться в СМИ без разрешения Национального центра экспертизы лекарственных средств, подтвердил и глава представительства компании Alvogen в РК Давид Коберидзе. В НЦЛС рекламный ролик оценивают не рекламисты, а фармацевты - люди, которые хорошо понимают, что опасно для здоровья людей, а что нет.

«Например, фармкомпания не может давать обещание потребителю, что, приняв ее лекарство, он выздоровеет, можно говорить, что оно поможет вылечиться. Кроме того, в рекламном ролике можно говорить только то, что написано в инструкции к препарату, ничего к этому не добавляя», - рассказал наш собеседник.

Кроме того, НЦЛС имеет право потребовать у фармпроизводителя изменить рекламный текст, заметил он.

«Если мы брали за базу те ролики, которые транслировались в Украине, России, и адаптировали их под казахстанский рынок, то специалисты центра могли сократить их в два раза. И иногда из-за этого пропадал смысл давать такую рекламу», - добавил Давид Коберидзе.

Минимальные затраты на рекламу на казахстанских телеканалах начинаются с 35-40 млн тенге в месяц, рассказал он. И это самый скромный бюджет размещения. Интернет-реклама обходится примерно 5 млн тенге в месяц. При этом Давид Коберидзе пояснил, что исследования свидетельствуют: у потребителей нет единой манеры поведения. Кто-то, увидев рекламу лекарства, начнет гуглить в интернете, искать его аналоги, читать отзывы о нем. Другой человек, получив первоначальную информацию, придет в аптеку, посоветуется с фармацевтом и только потом примет решение о покупке. А кто-то будет ориентироваться на рекомендации близких и знакомых людей.

«Если действительно появится запрет на рекламу безрецептурных лекарств, то это негативно отразится на бизнесе фармацевтических компаний, которые сейчас являются крупными рекламодателями. К тому же они являются крупными инвесторами в сфере науки, поскольку вкладывают большие средства в разработку лекарств. Так вот, те огромные суммы, которые компании тратят на клинические и лабораторные исследования, разработку и производство препаратов, на их сертификацию и продвижение, делают их ответственными за свой продукт. Никто не станет рисковать такими деньгами», - отметил Давид Коберидзе.

Напомним, в марте этого года мажилис одобрил в первом чтении проект кодекса «О здоровье народа». Его на пленарном заседании нижней палаты Парламента представил министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов. В проект кодекса вошли шесть важных направлений: общественное здоровье, медицинская помощь, образование и наука в области здравоохранения, фармацевтическая деятельность, кадровая политика и социальная защита медицинских работников, цифровое здравоохранение. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.