В Казахстане обсуждается проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», который является крайне важным для страны. Во время его обсуждения в рабочей группе депутат мажилиса Омархан Оксикбаев предложил запретить рекламу лекарственных препаратов в СМИ, мотивируя это тем, что под воздействием роликов люди принимают эмоциональные, а не рациональные решения о лечении. Поскольку эту идею можно рассматривать как в социальном, так и в экономическом контексте, мы решили выяснить, что думают об инициативе отечественные эксперты и НПО.
Четыре «против»
В ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация» (ЦАРА) корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщили, что члены объединения и другие субъекты рекламного бизнеса серьезно обеспокоены предложением депутата.
Во-первых, если будет введен запрет на рекламу, то потребители не смогут получать информацию о качественных препаратах, прошедших полный контроль со стороны регулирующих органов и получивших сертификаты на территории стран ЕАЭС. В ЦАРА пояснили, что сейчас реклама таких лекарств осуществляется на основании разрешения Национального центра экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий. Оно выдается на каждый рекламный материал и проверяется на соответствие законодательству РК в области рекламы и приказу Министерства здравоохранения и социального развития РК от 27.02.2015 № 105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».
Во-вторых, в случае введения запрета возникнет угроза жизни и здоровью граждан Казахстана, поскольку население будет получать информацию из неконтролируемой рекламы в интернете. Ведь в отличие от традиционных медиа - ТВ, радио, печатная пресса, - регуляторное воздействие на Google, YouTube, Facebook, Instagram минимально. Соответственно, существует риск, что увеличится объем рекламы препаратов сомнительного производства, заметили в ЦАРА.
В-третьих, предложенная мера направлена на ужесточение регулирования деятельности игроков рекламного рынка. Поэтому нужно обязательно сделать анализ регуляторного воздействия на бизнес согласно статье 82 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, считают в ассоциации.
В-четвертых, предложенный запрет толком не обоснован, одного аргумента Омархана Оксикбаева о том, что «выбор лекарственных средств должен осуществляться врачом, а не пациентом под влиянием навязчивой рекламы», недостаточно. Поэтому эта мера не должна попасть в Кодекс о здоровье нации, уверены в ЦАРА.
Юридических оснований для запрета нет
Реклама лекарственных средств – это одна из немногих сфер, которая строго контролируется регулятором. Кроме того, она требует проведения нескольких видов экспертиз и соблюдения ограничений и предупреждений, заметила в свою очередь менеджер по регуляторным вопросам и регистрации лекарственных препаратов Айнура Кабдулгазина
«Запрет на рекламу лекарственных препаратов, с моей точки зрения, слишком поспешное предложение. Это комплексная тема, в ней много нюансов, и к ней нельзя относиться поверхностно. Важно понимать, что реклама лекарственных препаратов относится к OTC-сегменту (over the сounter - лекарства, продаваемые в аптеках без рецепта. – Ред.). Это очень важный информационный инструмент, которым пользуются провизоры, врачи и потребители. Я подчеркиваю, что сейчас говорю именно об OTC-категории, так как это препараты с высоким профилем безопасности, хорошо изученные, имеющие хорошую доказательную базу и солидный опыт применения и не требующие дополнительного мониторинга», - сказала наша собеседница.
Мировая тенденция такова, что все большее количество препаратов, отвечающих вышеперечисленным характеристикам, переводят из рецептурного статуса в безрецептурный, соответственно расширяется доступ потребителей к информации и к самим препаратам, заметила Айнур Кабдулгазина.
«В Казахстане я не вижу юридических предпосылок для отказа от рекламы безрецептурных лекарств в СМИ. Да, в некоторых странах используется такая практика в целях ограничения навязчивости от медиаселлеров и фармпроизводителей, которые стараются увеличить свои продажи, что тоже понятно, так как фарминдустрия – это крупный игрок как в сфере производства, так и в сфере торговли. Но у нас фармацевтические компании ведут себя корректно, все промоционные и рекламные материалы проходят строгую экспертизу в регуляторных органах», - сказала юрист.
Что касается комлексносности вопроса рекламы лекарств, то здесь есть и финансовая составляющая (налоговые поступления в бюджет), и состояние бизнес-среды (ее развитию государство уделяет большое внимание и стимулирует различными субсидиями и льготными кредитами), продолжила Айнур Кабдулгазина.
«Что касается последствий от запрета рекламы лекарственных препаратов, то предполагаю, что в случае потери доступа к официальному рекламному каналу потребители вынуждены будут обратиться за информацией в интернет. А там нет абсолютно никакой регуляции, медицинской экспертизы контента и ответственности за выдаваемую информацию. И вот это будет опасно для здоровья населения. Я считаю, что реклама должна быть, но с учетом разумных ограничений и требований к контенту, то есть реклама, главной целью которой является забота о здоровье», - заключила собеседница.
Выбор за пациентом
Самым легким способом контроля всегда был запрет, но, увы, запретный плод сладок, считает в свою очередь председатель ОФ «Аман-саулык» Бахыт Туменова.
«Мы же помним, что был у нас запрет и на продажу табачных изделий, и крепких алкогольных напитков, всегда действовал запрет на реализацию наркотиков. Как-то это помогло победить алкоголизм, курение или наркоманию? Я думаю, что реклама лекарств имеет право на существование, если она правдивая. Надо привлекать к ответственности тех, кто дает нечестную рекламу», - сказала она.
То есть каждый из нас имеет право на получение честной информации, а окончательный выбор делает уже сам человек, пациент в данном случае, добавила она. Однако, когда говорят о вреде самолечения, то нужно признать, что отчасти он сформирован тем, что у людей нет доверия к отечественной системе здравоохранения. Она должна быть не только качественной, доктора должны вести разъяснительную работу в отношении лекарственных средств, уверена Бахыт Туменова.
Цена вопроса
То, что ни один из безрецептурных препаратов не станет рекламироваться в СМИ без разрешения Национального центра экспертизы лекарственных средств, подтвердил и глава представительства компании Alvogen в РК Давид Коберидзе. В НЦЛС рекламный ролик оценивают не рекламисты, а фармацевты - люди, которые хорошо понимают, что опасно для здоровья людей, а что нет.
«Например, фармкомпания не может давать обещание потребителю, что, приняв ее лекарство, он выздоровеет, можно говорить, что оно поможет вылечиться. Кроме того, в рекламном ролике можно говорить только то, что написано в инструкции к препарату, ничего к этому не добавляя», - рассказал наш собеседник.
Кроме того, НЦЛС имеет право потребовать у фармпроизводителя изменить рекламный текст, заметил он.
«Если мы брали за базу те ролики, которые транслировались в Украине, России, и адаптировали их под казахстанский рынок, то специалисты центра могли сократить их в два раза. И иногда из-за этого пропадал смысл давать такую рекламу», - добавил Давид Коберидзе.
Минимальные затраты на рекламу на казахстанских телеканалах начинаются с 35-40 млн тенге в месяц, рассказал он. И это самый скромный бюджет размещения. Интернет-реклама обходится примерно 5 млн тенге в месяц. При этом Давид Коберидзе пояснил, что исследования свидетельствуют: у потребителей нет единой манеры поведения. Кто-то, увидев рекламу лекарства, начнет гуглить в интернете, искать его аналоги, читать отзывы о нем. Другой человек, получив первоначальную информацию, придет в аптеку, посоветуется с фармацевтом и только потом примет решение о покупке. А кто-то будет ориентироваться на рекомендации близких и знакомых людей.
«Если действительно появится запрет на рекламу безрецептурных лекарств, то это негативно отразится на бизнесе фармацевтических компаний, которые сейчас являются крупными рекламодателями. К тому же они являются крупными инвесторами в сфере науки, поскольку вкладывают большие средства в разработку лекарств. Так вот, те огромные суммы, которые компании тратят на клинические и лабораторные исследования, разработку и производство препаратов, на их сертификацию и продвижение, делают их ответственными за свой продукт. Никто не станет рисковать такими деньгами», - отметил Давид Коберидзе.
Напомним, в марте этого года мажилис одобрил в первом чтении проект кодекса «О здоровье народа». Его на пленарном заседании нижней палаты Парламента представил министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов. В проект кодекса вошли шесть важных направлений: общественное здоровье, медицинская помощь, образование и наука в области здравоохранения, фармацевтическая деятельность, кадровая политика и социальная защита медицинских работников, цифровое здравоохранение.