USD
467.29₸
+2.010
EUR
501.03₸
+1.830
RUB
5.35₸
+0.020
BRENT
84.98$
+0.480
BTC
61405.20$
-496.100

Фармбизнес в сети: какие сложности у интернет-аптек

Самым быстрорастущим сегментом онлайн-торговли является фармацевтика

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Самым быстрорастущим сегментом онлайн-торговли является фармацевтика. Продажи интернет-аптек с 2017 по 2018 год выросли больше чем на 70%. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель генерального директора онлайн-аптеки Europharma.kz Жанболат Кайргожин. «У людей есть большая потребность в том, чтобы им доставляли лекарства, продукты парафармации домой», – пояснил он. В Казахстане же бизнес интернет-аптек сильно забюрократизирован, добавил руководитель отдела маркетинговых коммуникаций ТОО Europharma Роман Ким. Он рассказал, как им работается и с какими именно трудностями приходится сталкиваться.

- Жанболат, расскажите для начала, в каких условиях сегодня в принципе приходится развиваться отечественной электронной коммерции?

Жанболат Кайргожин: Сейчас в Казахстане очень хорошая среда для развития e-commerce. Хотя большинство бизнес-процессов в нашей стране ведется офлайн, IT-сектор развивается серьезными темпами, прирастая приблизительно на 20% в год. Появляются стартапы, в компаниях растут IT-отделы, которые переводят их деятельность в интернет-пространство. При этом остальные отрасли экономики не показывают такой динамики, оставаясь более статичными.

Билл Гейтс считает, что если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе, и мы с ним полностью согласны. Это очень ценный инструмент связи с потребителем, который помогает масштабировать бизнес. Казахстанские компании, особенно в ретейле, видят, что их конкуренты начинают активно действовать онлайне и стараются развиваться в этом же направлении, не желая остаться позади. С 2005 года прибыль интернет-ретейлеров во главе с Amazon выросла на $28 млрд, тогда как офлайн-магазины потеряли $30 млрд.

Развитию электронной коммерции в Казахстане и других странах способствует создание множества сервисов, начиная с программ для аналитики потребителей до систем автоматизации воронок «прогревания» клиентов, которые позволяют постоянно улучшать пользовательский опыт поклонников интернет-магазинов.

- Хорошо. Все выяснили про клиента, дальше что делать?

Жанболат: В интернет-магазинах действует стандартная воронка продаж. Люди заходят на сайт, кликают на карточку товара, кладут его в корзину и оформляют заказ. Но вдруг по данным аналитики вы заметили, что покупатели стали покидать карточку товара и сайт, не совершив оплату. Одной из причин может быть дефицит информации о товаре, соответственно, человек не уверен в продукте, и из-за этого вы теряете клиента. Незначительные с вашей стороны действия – улучшение описания товара, больше деталей о производителе или качествах самого продукта – приведут к тому, что ваши продажи улучшатся. Преимущество онлайн-торговли в том, что она более управляемая, ее легче контролировать хотя бы потому, что минимизирован человеческий фактор. В традиционных аптеках продажи зависят от профессионализма фармацевта или консультанта, от того, насколько качественно они смогут проконсультировать клиента, удастся ли им правильно презентовать продукт.

- С другой стороны, когда ты приходишь, например, в торговый центр, то получаешь эмоциональный заряд. А атмосфера в фирменном магазине влияет на отношение к бренду.

Жанболат: Да, верно, у офлайн-торговли есть преимущества. Но с помощью покупок в интернете человек решает свои насущные проблемы при существующем дефиците времени. Есть люди, которые очень заняты, они весь день находятся в офисе, могут даже в выходные дни работать, поэтому ценят каждый час своего свободного времени, и им удобно сделать заказ в интернет-магазине.

- А наше законодательство способствует развитию электронной торговли?

Жанболат: Скажем так, оно дает достаточно возможностей для того, чтобы онлайн-магазины развивались, если говорить в целом о e-commerce. Однако при продаже лекарственных препаратов есть много нюансов, которые оказывают неоднозначное влияние на этот бизнес.

- Кстати, да. Есть ощущение, что продажа одежды и продажа лекарств через интернет отличаются. Вопрос в том, насколько сильно.

Роман Ким: Электронная торговля фармацевтическими препаратами сильно  ограничена бюрократическими барьерами, так как  Закон РК о лекарственных средствах и Правила оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий формировались не для того, чтобы регулировать онлайн-торговлю. Они подразумевают, что аптека это в первую очередь магазин, и только сейчас появляется понимание того, что в принципе продавать через интернет удобнее, кроме того, у населения есть высокая потребность покупать лекарства с доставкой на дом.

- О каких барьерах для фармпродаж онлайн вы говорите?

Роман: В Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения» прописано, что продавать лекарства покупателю должен человек, имеющий высшее или среднее профессиональное фармацевтическое образование.

- То есть у вас доставкой занимаются фармацевты?

Жанболат: Физической доставкой заказов покупателям занимаются обычные курьеры, но непосредственно подготовкой и сбором заказов – фармацевты.

Роман:  Когда родные покупают для вас лекарство, то они, по сути, тоже выполняют роль курьеров, но в аптеке им его продает фармацевт. Так и у нас.

- Тогда расскажите, как у вас организован процесс продажи лекарств.

Роман: Это работает так же, как любой маркетплейс, за исключением того, что у нас есть фармацевты и намного строже контроль со стороны государственных органов в области здравоохранения, в частности Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения. Поэтому мы не можем отпускать через курьера рецептурные препараты. Человек с рецептом должен прийти непосредственно в аптеку и по нему получить товар от фармацевта. Это правило не позволяет нам увеличить продажи, хотя во многих странах это допустимо. Хочу пояснить, я «за» ужесточение контроля за оборотом рецептурных препаратов, потому что бесконтрольное применение тех же антибиотиков в долгосрочной перспективе влечет за собой серьезные последствия. Это рекомендация ВОЗ и она связана со здоровьем всего человечества. У нас есть вопросы к бюрократической машине, которая усложняет доставку препаратов законным путем.

- Есть способы решить этот вопрос так, чтобы было удобно для всех?

Роман: Это комплексный вопрос, который мы сейчас обсуждаем с Министерством здравоохранения РК. Есть понятие «электронный рецепт», о котором уже не первый год говорится в Казахстане, однако на сегодняшний день он используется лишь при получении бесплатных медицинских препаратов. Пресс-служба Минздрава уже сообщала, что с 2020 года министерство планирует сделать продажу рецептурных препаратов полностью электронной, но пока эти изменения не имплементированы.

Фармбизнес в сети: какие сложности у интернет-аптек 228253 - Kapital.kz

- Что-то еще мешает интернет-продажам лекарств?

Роман: Серые зоны законодательства РК, которые не учитывают регулирование именно онлайн-торговлю лекарственными средствами, так как она регулируется общим законодательством. В связи с чем возникают неурегулированные вопросы.

- Несмотря на все эти сложности, вы делаете ставку на онлайн-направление бизнеса. Будет ли оно преобладать над физической сетью аптек, которой изначально была

Europharma?  

Роман: Нет, мы не намерены ничем поступаться. Сейчас наша республиканская сеть состоит из 168 аптек, и мы хотим в этом году вырасти до 250 аптек. Это нужно в первую очередь для того, чтобы обеспечить доступность лекарственных средств для населения в больших и малых городах.

Жанболат: Мы хотим, чтобы сервис онлайн и офлайн-аптек был качественным.

- Почему Europharma решила отдать управление интернет-продажами на аутсорс?

Роман: Офлайн-ретейл  – это очень кропотливый с точки зрения операционного управления бизнес. Обслуживать почти 170 аптек на ежедневной основе сложно: нужно вовремя привезти товар, своевременно сообщить о том, что какая-то продукция закончилась и т.д. Если эту операционку нагрузить еще и онлайн-аптекой, то оба направления будут плохо работать. Поэтому мы решили, что Europharma-онлайн должно быть самостоятельным направлением, его бизнес-процессы более быстрыми, решения более гибкими, скорость реагирования на ситуации выше.

Жанболат: По факту нельзя сказать, что мы аутсорсинговая компания – мы часть команды, которая берет на себя управление онлайн-проектом.

 - В какой категории медтоваров онлайн-продажи самые высокие?

Жанболат: Лидер продаж в абсолютных цифрах – небулайзеры. Но это сейчас, в зимний период. Также в холодное время года актуальными становятся лекарства против простудных заболеваний и для профилактики гриппа, ОРВИ.  

Роман: Для фармацевтики в принципе характерна сезонность. Летом, например, самыми продаваемыми становятся препараты для улучшения работы ЖКТ.

- Расскажите, какой сейчас средний чек по сети?

Роман: В офлайн-продажах он редко превышает 2 тыс. тенге, а в онлайн-продажах чуть выше – 8  тыс. тенге, но длина чека больше. У физических аптек чек короче, потому что человек приходит туда с конкретной потребностью.

Жанболат: Да, а на интернет-площадке клиенту можно предложить продукцию, которую часто покупают вместе с тем товаром, который он заказал. И результаты аналитики свидетельствует, что рекомендации работают. Вообще, фармацевтика на сегодняшний день является самым быстрорастущим сегментом интернет-торговли. К примеру, в исследованиях, проведенных Data insight и SAP, говорится, что продажи интернет-аптек с 2017 по 2018 год выросли на 72%, это больше, чем у других магазинов в сети, поскольку у людей есть большая потребность в том, чтобы им доставляли лекарства, продукты парафармации домой.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.