Страховые компании переходят в онлайн, это приводит к появлению страховых-агрегаторов. Созданный в 2016 году онлайн-сервис страхования Boollo.Safe уже представлен на рынках России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. За год работы оборот компании составил 1 млн долларов. Подробнее о развитии агрегаторов страхования в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал один из основателей компании Ильяс Анарбаев.
Закон об онлайн-страховании вступил в силу в Казахстане 1 января 2019 года, в России же аналогичный документ начал действовать в 2016 году.
«Мы казахстанская компания, но начали работать в России на два года раньше. Запустив онлайн-агрегатор страхования, заметили, что миграция людей с оффлайн в онлайн составляла поначалу 0,2%. Точно такие же показатели мы наблюдаем сейчас в Казахстане. Примечательно, что в 2016-2017 году рост рынка был 15-20%», - пояснил собеседник.
Суть агрегатора заключается в том, что по заданным пользователем параметрам, в течение нескольких секунд он подбирает подходящий для себя полис и страховую компанию. Страховку можно приобрести сразу же на сайте. Бизнес-модель основана на том, что компания получает агентское вознаграждение от страховой компании за проданный полис.
«Мы работаем на рынке России и Центральной Азии. Наши партнеры в Казахстане это страховые компании Халык Страхование, Номад Иншуранс, Коммеск-Омир, Евразия, Лондон-Алматы, Жусан Гарант, Фридом Страхование. В настоящее время ведутся переговоры с компаниями Аманат и НСК. 70% клиентов возвращаются в страховую компанию, с которой уже имели опыт работы, или в ту, у которой стоимость полиса ниже даже на 50 тенге», - говорит Ильяс Анарбаев.
По словам предпринимателя, самое сложное – привить людям культуру страхования. Точно такая же ситуация складывалась с сервисами такси. Но получив положительный опыт, люди стали им доверять и теперь сервисы такси неотъемлемая часть жизни современного человека.
«Какую сумму мы вложили в проект я назвать не могу. Но могу сказать, что мы получили финансирование от Tech Garden в размере 32 тыс. долларов и к этой сумме добавили свои деньги», - объясняет бизнесмен.
В Дубае компания привлекает инвестиции около 10 млн долларов на первый этап развития, в России привлекла инвестиции почти в 500 тыс долларов. В Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане нашла локальных инвесторов.
«Когда мы начинали, то понимали, что есть два рынка B2B и B2C. Но для того, чтобы масштабироваться до B2C нужны огромные деньги на оффлайн и онлайн-маркетинг. Это билборды по городам, реклама на радио и телевидении. Поэтому мы решили сначала начать с B2B и интегрировать свой калькулятор на сайтах турфирм, банков, автосалонов. Окупить вложенные средства смогли в 2018 году, тогда же стали получать прибыль. Сегодня в России мы продаем более 4 тыс. полисов в месяц», - делится во время беседы предприниматель.
Получив первый доход, компания начала постепенный переход на рынок B2B в России, запустив масштабную оффлайн и онлайн рекламу. Ту же стратегию бизнесмены применят в Казахстане.
«Мы намерены полгода активно себя рекламировать. То, насколько активно в Казахстане будет развиваться сервис, зависит от скорости миграции людей с оффлайн в онлайн. В первый год работы мы видим переход меньше процента. Я думаю, что активным годом для нас будет 2021», - добавляет собеседник.
Ильяс Анарбаев отмечает, что Insurance tech находится в самом начале своего развития, и для того чтобы хорошо представить Казахстан на международном рынке необходимо поймать эту волну.
«В России у нас прекрасные результаты. В прошлом году мы показали хорошие обороты. За 2019 год наш оборот составит 1 млн долларов, в 2020 году мы планируем удвоить эти результаты. В Казахстане мы пока на другом этапе и с нового года будет активно масштабироваться, занимаясь оффлайн и онлайн-маркетингом. Так же мы выпустим специальное приложение на все страны», - говорит бизнесмен.
Культура страхования и конкуренция
«Если брать регион Центральной Азии, то мы являемся для него локомотивом. Культура постепенно появляется, благодаря грамотным шагам разного рода регуляторов. У нас у первых в регионе было введено обязательное автострахование и это был правильный шаг, который оживил страховой рынок», - добавил Ильяс Анарбаев.
Подобного рода страховой агрегатор wobi в Израиле занимает 80% рынка. «И если мы будем занимать 2% нашего рынка, это будет замечательно. В Казахстане у нас конкурентов пока нет. Но я считаю, что конкуренция нужна, чтобы смотреть на шаг вперед. В России мы входим в топ-5 агрегаторов, а в ЦА агрегатор №1», - говорит собеседник.
Благодаря Tech Garden и AIFC компания прошла мировой отбор финального конкурса Startupbootcamp в Дубае. Чтобы попасть в финал SBC, необходимо было участвовать в отборе среди 500 проектов со всего мира. Boollo.Safe прошел в 20 лучших. Рынок Арабских Эмиратов заманчив для предпринимателей. По сравнению с Казахстаном, где конкуренции пока нет, в эмиратах уже занято 4% рынка.
«При правильном подходе мы можем развиться и там. Этот рынок некого рода плацдарм для захвата всего ближневосточного рынка», - говорит он.
Несмотря на то, что ребята не получали прибыль первые полтора года, у команды была уверенность, что сервис станет популярным. «У нас есть пример западных стран, мнения мировых экспертов, поэтому мы знали, что рано или поздно эта сфера начнет развиваться. И наш сервис - это дополнительный источник продаж для страховой компании», - рассказывает собеседник.
В перспективе предприниматели планируют выйти на американский рынок. Но пока у бизнесменов другие приоритеты. «Нас все спрашивают, почему мы не хотим развиваться в Америке? Сейчас наша стратегия двигаться на развивающихся рынках, а для страхования - это Азия и Восточная Европа. Именно там мы и планируем развиваться в ближайшее время», - добавляет Ильяс Анарбаев.