За счет уникального географического местоположения на стыке двух частей света – Европы и Азии – Казахстан обладает высоким транспортно-транзитным потенциалом, что является важным стратегическим преимуществом. Главная роль при транспортировке грузов принадлежит именно железным дорогам. При перевозке грузов могут происходить различные ситуации, например, поломка подвижного состава. В этом случае срываются сроки поставки товара, что влечет убытки для предпринимателей. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» заместитель генерального директора по ремонту и эксплуатации вагонного парка ТОО «Исткомтранс» Сырбай Кадырсизов рассказал, как компания развивает вагоноремонтное направление.
- Сырбай Усерханович, ТОО «Исткомтранс» с 2002 года занимается оказанием услуг в области железнодорожных грузовых перевозок нефти, газа и другого сырья. Транспортировка сырья осуществляется как по территории Казахстана, так и за его пределами. Около трех лет компания занимается вагоноремонтной деятельностью. Почему было принято решение о диверсификации деятельности?
- Наша компания является крупным казахстанским железнодорожным оператором на транспортном рынке Казахстана. Наш парк насчитывает более 12 тыс. единиц подвижного состава. География перевозок, помимо Казахстана, охватывает также страны СНГ и Балтии.
С 2017 года организация начала работу по диверсификации бизнеса и активному развитию направления по ремонту подвижного состава железных дорог. Это решение было принято по нескольким причинам. Во-первых, на рынке наблюдалось отсутствие своевременной поставки запчастей на вагоноремонтные предприятия. Помимо этого, сроки, в течение которых оказывался текущий, средний и капитальный ремонт колесных пар, текущий отцепочный и деповский ремонт подвижного состава, превышали нормативы.
Во-вторых, существовали проблемы с подачей вагонов со станционных путей на пути вагоноремонтных предприятий из-за того, что они были загружены и не успевали оперативно произвести ремонт, отсутствовали маневровые тепловозы.
В-третьих, из-за дефицита мощностей у вагоноремонтных предприятий Казахстана и России подвижной состав мог простаивать около 10-15 дней. Соответственно, перевозчики несли расходы из-за простоя состава, возникал риск срыва сроков поставки сырья партнерам.
Для контроля сроков, качества и стоимости ремонтных работ руководством нашей компании было принято решение развивать сеть собственных вагоноремонтных предприятий по Казахстану.
В октябре 2017 года мы приобрели производственную площадку площадью 7 гектаров, примыкающую к железнодорожной станции Кульсары в Атырауской области. В настоящее время вагоноремонтное предприятие (ВРП) Кульсары производит текущий отцепочный ремонт вагонов, погрузочно-разгрузочные работы. Летом 2019 года был запущен текущий и средний ремонт колесных пар.
Немаловажно, что в прошлом году для осуществления ремонта наша компания получила разрешение (прошла аккредитацию) на осуществление текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов с присвоением клейма 4290. Таким образом, наша организация имеет право ремонтировать вагоны других государств. Это дает нам возможность расширять географию предоставления своих услуг в других государствах, наращивать обороты, перенимать технологии.
- Почему для строительства ВРП была выбрана именно Атырауская область?
- Одной из главных причин являлось то, что в этом регионе осуществляет свою деятельность наш крупнейший партнер – ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО). Инициатива по строительству ВРП в Атырауской области была реализована в рамках договоренностей с ТШО для достижения большей локализации местных услуг в соответствии с планами по развитию казахстанского содержания. Поясню, нефтедобывающая компания ТШО имеет внушительные обороты по добыче нефти, газа, а также серы, и логично, что у нее возникает потребность в транспортировке этого сырья. ТШО является нашим партнером по железнодорожным перевозкам сырья с 2003 года. Сырье транспортируется тремя видами подвижного состава: полувагонами, нефтеналивными и газовыми вагонами, инертные грузы перевозятся специализированными вагонами – думпкарами. Кроме того, с помощью нашего подвижного состава осуществляется перевозка грузов как по Казахстану, так и за его пределы: в Россию, Украину, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и другие страны.
Учитывая, что услуги по ремонту пользуются большим спросом, ТОО «Исткомтранс» решило увеличить количество вагоноремонтных предприятий. В апреле 2018 года был приобретен имущественный комплекс, примыкающий к железнодорожной станции Костанай. Позже, в июле 2018 года было получено разрешение на осуществление текущего ремонта колесных пар грузовых вагонов. В настоящее время ВРП Костанай осуществляет текущий отцепочный ремонт, текущий ремонт колесных пар, средний ремонт колесных пар.
В 2020 году на этом предприятии планируем запустить деповской и капитальный ремонт вагонов.
- Когда компания выходила на рынок вагоноремонтных работ, были ли на этом рынке другие игроки?
- Были, но их было немного. В частности, мы сотрудничали с тремя вагоноремонтными предприятиями на западе Казахстана.
Стоит отметить, что теперь большинство ремонтных работ нашего подвижного состава осуществляется на собственных вагоноремонтных предприятиях, что положительно влияет на эффективность деятельности компании.
- Уточните, какие виды вагонов сейчас ремонтирует ваша компания в Атырауской области?
- В настоящее время на вагоноремонтном предприятии (ВРП) Кульсары осуществляется ремонт полувагонов, нефтеналивных цистерн, газовых цистерн и думпкаров.
- Каков средний срок ремонта вагона?
- Максимальный срок ремонтных работ – два дня.
- Где приобретаются комплектующие для ремонта?
- В основном комплектующие закупаем напрямую у производителей из Казахстана и России. В Казахстане композиционные колодки приобретаются на заводе «Трибо» в Петропавловске. Композиционные колодки – очень важный элемент, они быстро изнашиваются и их необходимо периодически менять.
Также недавно мы заключили контракт с Павлодарским заводом ТОО «Формат Маш Компани» на поставку вагонных и колесных букс, резиновых прокладок, смотровых крышек, закрепительных крышек на вагон. Кроме того, на Степногорском заводе к колесной паре закупается такой основной элемент, как роликовые подшипники, сепараторы.
- Какова доля казахстанского содержания при приобретении деталей для ремонта?
- В настоящее время доля казахстанского содержания при покупке комплектующих составляет около 40%. По мере открытия у нас в стране предприятий, которые смогли бы снабжать вагоноремонтные компании деталями, доля комплектующих made in Kazakhstan будет увеличиваться.
Например, в Усть-Каменогорске собираются открыть завод по изготовлению надрессорных балок и боковых рам вагона. Пока же такой дефицитный элемент как боковая рама мы приобретаем в России.
- Какие у вас обороты по ремонту?
- Мы открыли вагоноремонтное направление для своих нужд. Как уже говорил ранее, в Атырауской области мы осуществляем три вида ремонта: текущий ремонт вагонов, текущий и средний ремонт колесных пар. Текущим ремонтом охвачено около 60-70% наших вагонов.
В целом, деповскому и капитальному ремонту подвергается 4,6 тыс. грузовых вагонов в год. Из них 4 тыс. подвижного состава проходят деповский ремонт, 600 – капитальный. В 2020 году планируем нарастить объем ремонта вагонов до отметки 6 200 вагонов в год. Это связано с тем, что пробег вагонов с каждым годом увеличивается, и требуется их ремонт.
- Какие компании осуществляют ремонт вагонов в «Исткомтранс»?
- ВРП Кульсары в основном обслуживает вагоны, которые задействованы крупными компаниями нефтегазового сектора. ВРП Костанай ввиду географического положения вблизи границы с РФ предоставляет услуги ремонта вагонов не только казахстанских компаний, но и компаний соседнего государства, увеличивая тем самым экспорт услуг.
- Сколько сейчас задействовано человек на вагоноремонтных предприятиях?
- На железнодорожной станции Кульсары в Атырауской области работает 29 человек, на ВРП Костанай задействовано 49 человек. Данные объекты дают стабильную работу местным жителям и дополнительные налоговые поступления в местные бюджеты.
- Все рабочие из Казахстана?
- Да, у нас задействованы только казахстанские специалисты, квалификацию которых мы ежегодно повышаем.
- Намерена ли ваша компания масштабировать бизнес за счет открытия новых точек по ремонту вагонов, создавать больше рабочих мест?
- Конечно, в 2020 году на ВРП Костанай планируется запустить деповский и капитальный ремонт вагонов. В конце декабря предприятие уже получило аккредитацию на осуществление среднего ремонта колесных пар вагонов. В связи с освоением деповского ремонта вагонов и заводского ремонта колесных пар количество рабочих мест на ВРП Костанай будет увеличено до 250 человек.
Кроме этого, на ВРП Костанай в следующем году намечается открытие вагоноколесных мастерских (ВКМ), на которых будут ремонтироваться колесные пары.
Также в планах компании во втором полугодии 2020 года запуск двух вагоноремонтных предприятий (ВРП) на севере и юге Казахстана.