USD
488.91₸
-0.450
EUR
532.62₸
-0.830
RUB
5.00₸
+0.010
BRENT
75.54$
BTC
69363.70$
-109.200

Постоянно меняться, чтобы не изменять себе

О трендах в области развития бизнес-стратегий рассказала доктор PhD Надя Жексембаева

Share
Share
Share
Tweet
Share
Постоянно меняться, чтобы не изменять себе- Kapital.kz

Я не первый год изучаю тему эффективности, как личной, так и командной, и часто вижу, как управленцы львиную долю своего времени тратят на выстраивание систем, которые бы увеличили производительность людей или ускорили бизнес-процессы. Scrum, agile, кайдзен – все направлено на повышение эффективности. Реалии таковы, что если ты стоишь на месте – тебя неумолимо тянет назад, потому что весь мир стремительно несется вперед. По мнению экспертов, жизненный цикл бизнеса сейчас не больше 7 лет, против 75 лет в прошлом. Это значит, чтобы выжить, нужно полностью менять концепцию бизнеса каждые 7 лет. Более того, эти циклы продолжают сокращаться. В связи с этим рождается вопрос: как не сойти с ума в этой гонке за изменениями?

Удивительно, но именно в эпоху непостоянства на первый план выходят вечные принципы и ценности. Чтобы устоять перед ветрами перемен, важно иметь сильные корни, которые в отличие от всего, что снаружи – неизменны. Именно на эти темы я решила поговорить с одним из лучших экспертов по управлению изменениями, доктором PhD в области организационного поведения в США, консультантом таких гигантов, как Coca-Cola, IBM, VIG и Henkel, автором трех книг о бизнесе и стратегии устойчивости Надей Жексембаевой. Наша соотечественница уже много лет живет и работает в США, но в последнее время все чаще приезжает в Казахстан, чтобы рассказать о трендах в области развития бизнес-стратегий.

- Надя, куда движутся западные страны в части эффективности, на что нам нужно обратить внимание, чтобы быть готовыми к неизбежным изменениям?

- Слово «эффективность» можно перевести на английский язык как «efficiency» и «effectiveness». Значения слов очень отличаются друг от друга. С «efficiency» в Америке отлично разобрались – это про то, как произвести продукт максимально быстро, с наименьшими финансовыми затратами, качественно. Для этого придумано много инструментов. Однако вся соль настоящей эффективности, а значит – долговечности компании, во втором смысле – в «effectiveness». Если первое значение про то, иду ли я самым лучшим способом, то второе – иду ли я вообще в нужном направлении?

Мы вернемся, чтобы разобрать этот феномен, сейчас я хочу рассказать, как мы вообще его обнаружили и затем начали изучать.

12 лет назад я была Coca-Cola Chaired профессором, читала лекции в IEDC –Bled School of Management, пока мне мои студенты не сказали: «Все круто, но вы в бизнесе не работали, давайте вы на практике начнете что-то делать, а потом мы вас послушаем». Тогда мы создали компанию WE EXIST Reinvention Agency и так успешно зашли на рынок, что через 5 лет не смогли брать новых клиентов, потому что не было сил и сотрудников, чтобы покрыть потребность рынка. Мы поняли, что нужно двигаться в сторону развития курсов, где мы могли бы обучить этих людей – как внешних консультантов, так и экспертов внутри компаний. Работая с компаниями, мы не пытались создать никакой методологии, мы просто бросались в пекло и что-то делали, и это помогало. А тут мы решили проанализировать – почему сработало? Эта структуризация привела к пониманию: раньше на одной идее можно было зарабатывать около 75 лет, такой был цикл бизнеса, сейчас, в 2019 году средний цикл – 5-7 лет. Это значит, что максимум я смогу зарабатывать на одной идее 5-7 лет. И это еще не все! Теперь мы знаем: чтобы жить дальше, нам нужно придумать новый цикл, но чтобы он был успешным, запускать его надо на пике развития прежнего цикла, когда все хорошо и ничего не предвещает беды, когда все стабилизировалось, казалось бы, наконец-то компания может расслабиться и пожинать плоды усиленной 3-летней работы. Именно в этот момент расслабиться – значит убить свой бизнес. Надо запускать новый цикл и когда прежний будет умирать, новый процесс уже начнет приносить прибыль. Понимаете, обмануть цифры невозможно, а они показывают, если мы начинаем что-то делать на убывании, когда бюджетов нет, все в страхе, желание работать – на нуле, восстановиться будет практически невозможно.

- Я представляю себе реакцию компаний, которые на пике, и вы им говорите - надо все менять.

- Мне даже один раз управленцы компании в Африке сказали, что я, видимо, что-то курю, для них было немыслимо ломать систему, когда она отлично работает. И вы знаете, в чем парадокс всей этой ситуации, в эпоху постоянных перемен на первый план выходит постоянство, а это уже про второе значение эффективности – «effectiveness». Примерно 5 лет назад я выступала в AIESEC (международная неправительственная и некоммерческая организация, которая обеспечивает молодым людям развитие лидерских качеств – прим. ред.), ко мне подошел молодой человек и спросил: «Значит ли это, что каждые 3 года мне нужно менять и свои ценности тоже?» Когда ты понимаешь, что вокруг тебя будет все меняться, твоя задача для повышения эффективности выяснить две вещи: что в твоей жизни приходящее, а что постоянное. Ты становишься более стабильным, когда находишь нечто неизменное. Именно поэтому на первый план выходят миссия и ценности. Взять для примера компанию Phillips, за последние 100 лет кем она только не была: производила и телевизоры, и медицинскую технику, но все действия вокруг одной идеи – это наука света. Когда ты точно знаешь кто ты есть, тебе очень легко изобретать новые версии себя, потому что ты себе не изменяешь.

Я часто работаю с советами директоров, и сами владельцы, когда задаешь им вопрос о ценности, начинают буксовать. Это происходит в компаниях, которые существуют десятилетия. Если ты не понимаешь своей миссии – тогда ты не сможешь улучшаться, ты в ветре перемен шатаешься. Часто даже на Западе компании вообще не понимают, что они производят, искренне верят, что производят продукт, но ведь никто утром не просыпается с желанием купить молоток и гвоздь, людям нужно повесить картину, чтобы создать уют. Если вы придумаете более эффективный способ, помимо молотка и гвоздя, как я могу повесить эту картину – я куплю его. Но, увы, большинство компаний сходят с ума только по молотку и гвоздям. Они улучшают свои молотки, свои гвозди, так увлечены этим процессом, что не замечают изменений на рынке, и их убивают конкуренты, которые придумывают другой способ, как можно повесить картину, например, использовать скотч. Это все образно, но суть остается неизменной.

- Я правильно понимаю, что сейчас западные компании все чаще задаются вопросом создания ценностей, значит стоит ожидать, что эта волна в скором времени дойдет и до Казахстана?

- Да, у нас сейчас огромный спрос на курсы, на стратегические сессии по разработке ценностей. Мы разобрались с тем, как улучшить производство, но совсем забыли спросить себя – а людям действительно нужен этот продукт или все же решение их проблемы и вообще, мы любим решать их проблемы? И здесь встает вопрос любви к своему делу.

Из-за этих быстрых перемен во внешнем мире важно перестраивать не только soft skills, но и hard skills – бюджетирование, планирование, инвестпрограммы – они все созданы для долгих циклов, для стабильного мира. Раньше можно было заключить контракт с поставщиком на три года с фиксированной ценой, забудьте, этого больше не будет. Но мы продолжаем притворяться, подписываем бюджет в декабре, а в январе он уже просто бумажка и мы начинаем объяснять, почему он изменился… Важно осознать, что наступают времена гибкого динамичного планирования. Это касается всего, не только бизнес-процессов, но и получения образования. Раньше стратегия была – выбрать профессию и нарабатывать в ней экспертность. Сейчас мы прогнозируем от пяти и более профессий на один жизненный человеческий цикл. Сначала человек может быть юристом, а потом программистом, а потом еще кем-то. Важным элементом эффективности становится готовность постоянно самообновляться. Строить свои компании, свое будущее важно устойчиво, но гибко. В этом плане нам есть чему поучиться у природы. Стабильность дерева в его гибкости, оно готово вырастить ветку именно там, где есть свет и пространство.

Мы говорим о двух реалиях. Первая - постоянно важно меняться, но что-то должно быть неизменным. Нельзя менять все одновременно, если произвести трансплантацию всех органов, человек умрет. В целом если говорить о нашем культурном коде, то мы намного ближе к этой идее, чем западный мир. Для казахстанцев стабильность важнее, чем любые другие ценности, но в то же время казахи – это кочевники, которые понимали, что постоянное движение – это единственный подход, чтобы выжить, они знали, когда пора собирать аул и двигаться на новые пастбища. Я почти каждые 2-3 месяца прилетаю в Казахстан и вижу, как все меняется, возможно, вы не замечаете этого, потому что живете внутри, но поверьте мне, изменения происходят и они гораздо значительнее, и зачастую позитивнее, чем вы можете себе их представить.

Автор: Нурдана Кульбаева, коммерческий директор компании FranklinCovey QAZAQSTAN, исследователь личной и командной эффективности

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.