По предварительным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана, доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны за 2018 год составила 28,3%, что на 3,2% выше показателя 2017 года. Но при этом существенно ниже, чем в странах с развитой экономикой, говорится в отчете НПП «Атамекен» за 2018 год о развитии малого и среднего предпринимательства в РК.
Тем не менее до 2050 года Казахстан намерен увеличить удельный вес МСБ в валовой добавленной стоимости до 50%. С этой целью государство разрабатывает комплекс мер для поддержки данного сектора и улучшения условий для ведения бизнеса.
Помимо этого, в начале сентября глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана поручил правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Соответствующие поправки в законодательство вступят в силу уже со следующего года. Вместе с тем, по заявлению первого заместителя премьер-министра – министра финансов Казахстана Алихана Смаилова, бюджет страны от введения налоговой амнистии для бизнеса потеряет свыше 200 млрд тенге.
Смогут ли эти и другие государственные меры поддержки решить проблемы МСБ и почему необходимо оценивать их эффективность, корреспонденту «Капитал.kz» рассказали эксперты.
Какие проблемы встают перед МСБ?
По мнению общественного деятеля и предпринимателя Ерлана Стамбекова, ранее возглавлявшего Региональный совет Палаты предпринимателей Алматы, основными проблемами малого и среднего бизнеса остаются доступность к недорогим кредитным ресурсам, а также зарегулированное налоговое законодательство, которое требует от предпринимателей дополнительных затрат на бухгалтеризацию.
«Чего на самом деле быть не должно, – говорит Ерлан Стамбеков. – Плюс очень много сложностей, связанных с разрешительными системами, например, на строительство каких-то объектов, их узаконение и так далее». На взгляд предпринимателя, проводимых в настоящее время государственных мер недостаточно, чтобы упростить «серые» схемы.
Кроме того, по его словам, необходимо расширять патентную практику. «Что такое патент? Это форма налога и разрешение на деятельность одновременно. Все остальное, что зарабатывает предприниматель, должно оставаться в его ведении», – считает эксперт. По его убеждению, такая практика позволит вывести бизнес из тени.
Вместе с тем все озвученные проблемы нужно решать незамедлительно.
«К сожалению, при нашей централизации власти эти вопросы не могут быть урегулированы даже на уровне акима города, а только на уровне правительства, парламента, и все это уходит в долгие дискуссии. Из-за этого наше законодательство по-прежнему отстает от текущих реалий экономики», – констатирует предприниматель.
Помогают ли госпрограммы решить эти проблемы?
Партнер Всемирного союза франчайзинга Бекнур Кисиков, по совместительству председатель комиссии по предпринимательству Общественного совета Алматы, в начале 2000-х годов собственноручно принимал участие в составлении некоторых государственных программ поддержки и развития МСБ. Поэтому в их пользе он не сомневается.
«Хорошая программа – готовое руководство и план на ближайшее время, – отмечает Бекнур Кисиков. – Но сколько этих программ кануло в Лету. И порой складывалось впечатление, что программы писались ради галочки, чтобы отчитаться. А, может быть, и ради бюджета. При этом они могли противоречить друг другу».
По его словам, во всех программах должна быть преемственность. «Ведь одно дело – написать их. Другое – внедрить, следовать плану, получить результаты. Еще хотелось бы почитать обзор эффективности», – обращает внимание спикер.
Кроме того, он убежден, что при составлении программ стоит учитывать так называемую «манхэттенскую тропу». «Это тропа индейцев, по которой первое время колонисты строили свои дороги. Так же и у предпринимателей есть своя незримая нейросемантическая сеть, которую порой нельзя объяснить или прописать в документе», – уточняет эксперт.
С его точки зрения, если бизнес работает успешно, платит налоги, то не стоит мешать этому процессу в угоду каким-то пафосным мегапроектам. Когда предприниматель идет по своей тропе, ему необходимо помогать обустроить эту дорогу, облегчая налогообложение, снижая административные барьеры, а не препятствовать.
«Программа должна быть живой и отвечать чаяниям малого бизнеса, но никак не бюрократическим мандатом», – подмечает Бекнур Кисиков, приведя в пример крупнейшие столицы мира, в которых государство создает пространство для развития частного предпринимательства, начиная от подземных переходов, заканчивая фешенебельными отелями.
В то же время он не исключает, что некоторые программы могут спровоцировать иждивенческие настроения.
Наряду с этим финансовый консультант Расул Рысмамбетов считает, что теоретически любые программы поддержки МСБ из государственного кармана в большей степени доказывают, что правительство не может создать благоприятную конъюнктуру, поэтому приходится делать исключения для бизнеса.
«Однако в нашем случае, возможно, и нужно помогать МСБ – как это принято во многих странах. Своего рода это государственный венчурный фонд», – поясняет он.
По словам финансиста, независимо от того, сколько в Казахстане действует на сегодня программ, всегда будет существовать потребность в новых.
«Однако есть условие: перед запуском очередной программы надо проанализировать и публично объявить ошибки предыдущих, чтобы была возможность учесть и исправить все погрешности, а также понять, на какой сегмент МСБ они ориентируются», – подчеркивает Расул Рысмамбетов. В связи с тем, что государственные программы – это временный инструмент, на взгляд эксперта, говорить об их эффективности можно только после тщательной проверки и аудита.
«Несмотря на то, что существует дублирование, даже я бы сказал, конкуренция одной госпрограммы с другими, это часто идет на пользу бизнесу», – добавляет финансовый консультант.
Общественный деятель Ерлан Стамбеков также полагает, что действующие программы необходимо подвергать ревизиям, чтобы видеть, насколько они соответствуют актуальным тенденциям.
«Если вчера бизнес носил один характер, то сегодня с развитием технологий, цифровизации он стремительно меняется. Следовательно, и программы поддержки должны адаптироваться к текущим условиям», – отмечает он.
По утверждению спикера, чтобы программы не отставали и не дублировали друг друга, государству необходимо в первую очередь определить приоритетные секторы развития малого и среднего бизнеса в городах и регионах, где эти программы будут носить четкий адресный характер.
«Нужно установить целевые показатели и их постоянный мониторинг. А раз ведется мониторинг, следовательно, предприниматель обязан пройти определенное обучение, понимать и иметь один и тот же глоссарий, в том числе и с теми, кто эти программы внедряет. Конечно, все это должно происходить совместно с экспертным сообществом, в том числе с неправительственными организациями и отраслевыми ассоциациями», – дополняет Ерлан Стамбеков.
Есть ли приоритетные отрасли для МСБ?
По мнению Бекнура Кисикова, приоритетными для МСБ являются те сектора, которые повышают занятость, создают качественный продукт и добавленную стоимость, а также имеют экспортный потенциал.
«Мы могли бы хорошо продвинуться на транзитном потенциале страны и внутреннем туризме. И если бы мы еще развили всю придорожную инфраструктуру, как это сделали в свое время американцы, то привлекли бы создание большого количества предприятий и, соответственно, новых рабочих мест», – уверен глава комиссии по предпринимательству Общественного совета Алматы. Помимо этого, он видит перспективы в продовольственном секторе и животноводстве.
Предприниматель Ерлан Стамбеков находит приоритетной сферу услуг. «Если мы говорим о городах, это отрасли, связанные с ГЧП, то есть обслуживанием госсектора. В сельском регионе это переработка сырья, другой сельхозпродукции. Производство строительных материалов – это тоже очень нужный сектор для развития, который влияет на ценообразование на рынке недвижимости», – перечисляет он.
Между тем финансист Расул Рысмамбетов полагает, что особых приоритетов в сфере МСБ не существует. «Ценность малого и среднего бизнеса состоит именно в том, что он должен быть везде: от пищевой промышленности до военно-промышленного комплекса», – уточняет он.
Снижение налоговой нагрузки для МСБ – стимул или риск?
По словам того же Бекнура Кисикова, МСБ сегодня испытывает не самые лучшие времена, поэтому меры по его стимулированию благотворно скажутся на развитии предпринимательства в Казахстане. «Самое главное – не мешать его естественной эволюции», – подчеркивает он.
В свою очередь Расул Рысмамбетов подтверждает, что теперь у граждан страны одновременно появится стимул не только начать новый бизнес, но и инвестировать в продвижение действующего бизнеса. «Конечно, я слышал опасения по уходу МСБ от налогов. Однако сбор налоговых поступлений у нас снижается не потому, что все повально уходят от уплаты, а потому что с каждым днем заниматься предпринимательством становится все более рискованно и невыгодно», – поясняет финансовый консультант.
Вместе с тем предприниматель Ерлан Стамбеков обеспокоен, что объявленные моратории носят поверхностный характер, в то время как программа развития малого и среднего бизнеса должна быть глубокой и одобрена предпринимательским сообществом, что в перспективе создаст основу долгосрочной программы инвестиций в развитие экономики со стороны государства и частного сектора.
«Нужно четко определить приоритеты и уже в них ясно прописать виды деятельности, которые освобождены от налогов либо не освобождены, и какие льготы, кому и где предусмотрены», – заключает он.