Рынок салонов и кабинетов косметологических услуг развивается и дорожает. Если в крупных городах стоимость услуги зависит от конкуренции, то на периферии - от популярности процедуры, за которую клиенты готовы платить выше, чем в городах-миллионниках. В среднем казахстанки тратят на услуги по уходу за кожей лица от 5 до 35 тыс. тенге в квартал. Доход популярного врача-косметолога при этом может составлять до $1 тыс. в день, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Стоимость первоначальных инвестиций в современный косметологический кабинет, по данным специалистов бьюти-индустрии, составляет от 3 до 6 млн тенге. Запуск центра косметологии обойдется значительно дороже, в общую сумму будет входить не только стоимость оснащения кабинетов, но и квадратура арендуемой или приобретенной недвижимости. Как отмечают сами владельцы салонов, большая часть расходов выделяется на оборудование, которое требует регулярного обновления, ведь современная косметология развивается стремительно.
Вернуть затраты на бизнес получится приблизительно через три-пять лет. Но если провести самую простую калькуляцию, то расходы косметолога-эстетиста только на процедуру чистки кожи лица могут окупиться и даже принести прибыль уже через месяц, правда, при условии, что специалист принимает пять клиентов в день в течение месяца без выходных. Например, если допустить, что одна процедура по уходу за кожей лица стоит 5 тыс. тенге, а в день косметолог обслуживает пятерых пациентов, то он заработает 25 тыс. тенге. В месяц эта сумма составит 775 тыс. тенге. При этом расходы на препараты, инструменты и неагрессивную рекламу составляют около 380 тыс. тенге.
Если начать карьеру косметолога-эстетиста с мастера по депиляции, инвестиций потребуется еще меньше: воскоплавы, воск, сахарный состав для процедур шугаринга, сопутствующие инструменты обойдутся на начальном этапе около $100. В том случае, когда у мастера быстро набирается клиентская база, то окупить вложения можно в течение месяца.
Красота приносит прибыль
Прибыль косметологического кабинета зависит и от сезонности, но чаще всего от мастерства специалиста. К хорошему косметологу клиенты будут приезжать из любой точки города.
«Квалификация специалиста и определит его доход. Если нет знаний и навыков, то врач будет продавать свою услугу за 5 тыс. тенге, а доход у него будет от 10 до 15 тыс. тенге в день. Если это квалифицированный мастер, который имеет медицинское образование, то заработок будет намного выше. Я знаю врачей-косметологов, которые в день могут заработать до $1 тыс. Доход $10 тыс. в месяц тоже подъемная сумма, если врач-косметолог инвестирует в свои знания и является профессионалом своего дела», - отмечает Оксана Абрамова, владелец центра косметологии AGmed.
Современная косметология развивается настолько быстрыми темпами, что вчера популярная процедура может быстро потерять востребованность. Поэтому инвестиции в обновление аппаратов и препаратов не сокращаются и после первоначальных вложений. Конкуренция в городах-миллионниках жесткая. Подогревает ее и так называемая "теневая косметология", которую представляют "специалисты" без медицинского образования или со средним медобразованием. Обычно они предлагают услуги по ценам ниже рыночных. Однако ситуация меняется, люди приходят к тому, что на здоровье и красоте экономить нельзя.
«Одна из самых распространенных процедур – увеличение губ филлерами. По Алматы среднестатистическая цена составляет 50-80 тыс. тенге. На втором месте - заполнение носогубных складок. Стоимость зависит от количества используемого препарата и страны-производителя. Мезотерапия и биоревитализация настолько популярны, что их можно внести в список на третье место, но в некоторых салонах процедура стоит на первом и втором местах. Ботулинотерапия, стоимость которой зависит от количества препарата, тоже очень востребованная процедура. Кому-то достаточно 20 единиц, и это в среднем будет стоить 15-20 тыс. тенге, а кому-то надо 80 единиц, это обойдется клиенту около 50 тыс. тенге», - говорит Айгуль Кабирова, врач-дерматокосметолог клиники «Арумед», ассистент кафедры Казахстанского института постдипломного образования по дерматовенерологии и дерматокосметологии (КИПОДД).
Траты на уходовые процедуры у казахстанцев за последние несколько лет увеличились. Сегодня следить за здоровьем и молодостью кожи популярно не только у женщин, но и у мужчин. Специалисты рекомендуют проходить гигиенические процедуры, например, чистку лица и пилинг не реже, чем раз в квартал. В среднем они обойдутся от 6 до 15 тыс. тенге. Фракционная или простая мезотерапия стоит до 15-25 тыс. тенге. То есть сегодня, чтобы выглядеть ухоженными, клиентам косметологических салонов потребуется около $100 в квартал.
Каждый уважающий себя салон внимательно отслеживает новинки на рынке косметологии, часто приобретая недешевые аппараты. Так, на сегодня популярными стали аквачистка и аквапилинг. Средняя стоимость устройства для этой процедуры с минимальным набором функций составляет около 400 тыс. тенге. К тому же, чтобы услуга пользовалась постоянным спросом, специалисты активно размещают рекламу. Чаще всего именно она задает тренд на рынке и создает цепную реакцию популярности новинок. Чтобы окупить затраты, стоимость процедуры варьируется от 15 до 20 тыс. тенге.
«Но есть аппараты, которые не дают косметологу ожидаемого эффекта. Например, широко разрекламированный SMAS lifting. В течение года его продвигали компании-производители, которые уверяли, что это безоперационная подтяжка лица. К сожалению, поработав на приобретенном для этой процедуры аппарате, мы не увидели обещанного эффекта. Нам пришлось отказаться от этой процедуры, так и не окупив затраты на устройство», - делится опытом Оксана Абрамова.
Слабый контроль – урон репутации
Около 90% мастеров на рынке работают либо без лицензии, либо без медицинского образования. Этот фактор особенно влияет на репутацию профессии. Ведь отличить практикующего ученика–косметолога от профессионала обывателю без запроса лицензии и документов о высшем медобразовании попросту невозможно. Единственный орган, который может потребовать от косметолога и салона документы, – это санитарно-эпидемиологическая служба.
«По протоколу косметологи должны иметь медицинскую лицензию, но у 90% ее нет. Поэтому многие из них проводят инъекционные процедуры или нитевой лифтинг не просто без лицензии, но даже без медицинского образования. Однозначно именно лицензия поможет сделать уровень косметологических услуг выше», - считает Оксана Абрамова.
«Такие процедуры, как лицевая блефаропластика, без высшего медобразования и переподготовки юридически наказуемое дело. Но у нас сейчас нет органов, которые контролируют таких специалистов», - подтверждает слова коллеги Айгуль Кабирова.
Ученье - свет и деньги
Популярность бизнеса провоцирует спрос на обучение и переобучение на врача-косметолога и эстетиста. Стоимость за полноценный курс варьируется от 250 до 300 тыс. тенге. Как правило на курсы приходят женщины в среднем возрасте, имеющие опыт работы в узкопрофильном медицинском направлении – терапевты, окулисты, анестезиологи, которых не устраивает оплата труда в государственных медорганизациях. После переобучения они рассчитывают на достойный заработок в косметологическом бизнесе.
«Если ученик получил медицинское образование до 2012 года, он может пройти первичную переподготовку на базе нашей клиники. Если после 2012 года, а в то время уже была принята новая система обучения в медицинских вузах, они не имеют права проходить первичную переподготовку. Они становятся дерматокосметологами только через двухгодичную резидентуру», - говорит Айгуль Кабирова.
На базе собственного центра развивает школу косметологии и владелец Agmad. В программу обучения косметологов-эстетистов, если ученик не имеет врачебного образования, входит полный медицинский курс. Правда, доступа к инъекционным процедурам у них нет и после получения сертификата. Такие специалисты могут проводить пилинги, чистку кожи лица, массажи и шугаринг. Ученики с высшим медицинским образованием получают навыки и знания по ботулинотерапии, нитевой подтяжке лица, работе с филлерами и другое.
«После окончания курсов мы курируем учеников еще в течение 1-1,5 лет и регулярно консультируем по всем возникающим профессиональным вопросам после начала практики», - отмечает Оксана Абрамова.