Российские инвесторы вложат 80 млрд тенге в газовый завод в Актобе
АВТОР

11.09.2019 • 09:00 2955

Российские инвесторы вложат 80 млрд тенге в газовый завод в Актобе

О проекте рассказал директор «Акжол Газ Сервис» Руслан Акжолов

Будущее топливно-энергетического комплекса страны за сжиженным природным газом (СПГ), уверен директор ТОО «Акжол Газ Сервис» Руслан Акжолов. Компания планирует в 2019-2020 годы начать строительство завода по производству СПГ и на первоначальном этапе инвестируют в него 80 млрд тенге.

- Руслан, насколько мне известно, ваша компания создавалась специально под проект строительства завода по производству СПГ?

- Да, Актюбинская область – это нефтедобывающий регион. Вместе с нефтью выходит и попутный газ, который выбрасывается в атмосферу, сжигается на факелах, загрязняя атмосферу. Газа не хватает, а деньги в прямом смысле слова выбрасываются на ветер. А ведь на этом можно сделать хороший бизнес с одной стороны, а с другой – внести свою лепту в улучшение экологии региона. Сначала мы задумались: а почему бы не перерабатывать попутный газ в электроэнергию, которую можно использовать на том же месторождении. И в настоящее время это уже реализовано. В любом сжигаемом попутном нефтяном газе содержится до 70% метана. Его в сжиженном состоянии также можно использовать на месторождениях в качестве газомоторного топлива. Нужна установка по сжижению метана. Мы разрабатывали проект совместно с ТОО «Казахтуркмунай», дочерней компанией АО «НК «КазМунайГаз». Сейчас он находится на рассмотрении в профильном министерстве.

- В чем преимущества СПГ перед пропаном?

- Пропан тяжелый и взрывоопасный. Сжиженный природный газ не имеет запаха, бесцветный, не вызывает коррозии, негорючий и нетоксичный. При воздействии на окружающую среду СПГ быстро испаряется, не оставляя следов на воде или почве. В своей жидкой форме сжиженный природный газ не может взрываться или воспламеняться.

- Сама идея не нова?

- Для Казахстана – это новый проект. Китай уже вовсю использует СПГ. Его же и Европа вся использует. Сжиженный газ широко применяется в Татарстане, но почему-то дальнейшего распространения по РФ нет. Мы начали дорабатывать проект по использованию газомоторного топлива в масштабах города, области и далее по всей стране.

- Расскажите о ваших партнерах.

- Главный наш партнер и инвестор – ГК «РариТЭК» из Набережных Челнов. В компании разработали специфику газомоторного топлива, систему впрыска. Работаем совместно с ПАО «КамАЗ», это тоже наш партнер.

«РариТЭК» – одна из крупнейших компаний Татарстана, работающая по программе развития альтернативных источников энергии, совместно с ПАО «Газпром». Программа реализуется параллельно: «Газпром» развивает сеть заправок производства СПГ на территории России, а «РариТЭК» обеспечивает перевод техники на данный вид топлива. В основном это грузовая и коммунальная техника, общественный транспорт.

И российские партнеры, как и руководство Китая, заинтересованы в развитии транспортного коридора Азия – Европа – Азия. КНР готова увеличить наш транзитный потенциал в десятки раз. Автомобильные перевозки являются одними из самых дешевых, но в то же время самых скоростных способов логистики.

- Получается, что при использовании СПГ нужна инфраструктура на протяжении всего транспортного коридора?

- Заправки, топливо, сервисные центры. Использование газомоторного топлива на основе СПГ – прямой путь к снижению тарифов и улучшению экологии. В себестоимости любого товара и услуги большую долю составляют перевозки.

- Вы говорили о второй части проекта – сборке автотранспорта, работающего на газомоторном топливе. Это будет происходить в Актобе?

- Конечно, и уже в ближайшем будущем мы начнем переоборудование автомобилей. Есть договоренность на поставку авто без двигателей с Кокшетуского филиала КамАЗа. Двигатели нам будут поставлять Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и непосредственно «РариТЭК». Навесное оборудование – мусоросборочное, поливочное мы будем производить сами. Как правило, там нет ничего технически сложного. Себестоимость техники, собранной здесь, будет на 10-15% ниже по сравнению с заводской сборкой. Пока будем комплектовать автомобили и собирать двигатели на компримированном природном газе, потом перейдем на СПГ.

- Какие еще направления есть в вашем проекте?

- Мы уже приступили к выпуску газопоршневых электростанций малой мощности, работающих на метане. Это альтернативное решение обеспечения электроэнергией населенных пунктов. Если раньше применяли повсеместно дизельные электростанции, то сейчас большая потребность региона в ГПЭС небольшой мощности от 20 до 300 КВт. Мы получили сертификат и начинаем их промышленное производство. Один цех мы уже подготовили под ГПЭС. Наш проект комплексный. В него входят строительство газоперерабатывающего завода (производство СПГ), автосборочный завод, криозавод (производство топливных баков), производство ГПЭС, испытательная лаборатория, утилизация природного нефтяного газа. Программное обеспечение электронного оборудования наши IT-специалисты будут готовить здесь.

- Итак, на первоначальном этапе вы планируете…?

- На первоначальном этапе будем производить сборку, сервисное обслуживание и переоборудование автомобилей двигателями, работающими на газомоторном топливе, пока на этой небольшой площади нашего предприятия.

- Сколько единиц техники будете собирать/переоборудовать под газомоторное топливо?

- На первом этапе до 30 единиц в месяц. Это будет спецтехника для нужд ЖКХ.

- Вы говорили, что сумма инвестиций составит 80 млрд тенге. А сколько рабочих мест планируете создать?

- Я бы хотел сказать, что 80 млрд на первом этапе придут к нам в виде оборудования и технологий от «РариТЭК». Если мы запустим проект, то ЯМЗ планирует в Актобе начать производство двигателей на газомоторном топливе. Только одна технологическая линия по сбору двигателей стоит 20 млрд тенге. Если же говорить об общей сумме инвестиций, то проект оценивается более чем в 400 млрд тенге. Это только цепочка из шести основных производственных составляющих, о которой я сказал. Сама же цепочка гораздо длиннее. На первом этапе будет создано 500 высококвалифицированных рабочих мест.

- Где найти столько квалифицированных кадров?

- В Казанском федеральном университете (КФУ) по разным специальностям на сегодняшний день обучается больше 120 актюбинских студентов. Мы заключаем с ним договоры о подготовке нужных специалистов. Компания «РариТЭК» предоставляет места для прохождения производственной практики. Обеспечение кадрами – дело времени. Надо просто приложить усилия.

- Где можно еще использовать СПГ?

- Для газификации отдаленных населенных пунктов без строительства сетей. Сжиженный природный газ легко транспортировать. В Европе именно его используют, там нет газопроводов в каждый город. Метан легче воздуха, поэтому испаряется моментально в отличие от более тяжелых пропана и бутана, которые могут скапливаться и воспламеняться.

- В чем разница использования КПГ и СПГ?

- КПГ – это сжатый метан до 250 атмосфер, его можно получать просто из бытового газопровода. Сейчас в Актобе им заправляют общественный транспорт. Такой транспорт невзрывоопасен, единственное неудобство – большое количество баллонов (от 10 до 13). А при использовании СПГ достаточно одного стандартного баллона, в который вмещается вдвое больше газа. Будущее за сжиженным газом, использование КПГ – это переходной период. Скоро мы установим блок подготовки газа (БПГ). Первый результат, надеюсь, увидим уже в октябре этого года. Кстати, одна тонна СПГ эквивалентна 1,3 тыс. кубометров природного газа.

- Где вы намерены брать газ?

- На всех месторождениях есть факельное хозяйство. Мы можем на каждом из них поставить БПГ модульного исполнения. Пока будет дорого, но высокоэффективно и в любом случае окупится.

- Насколько рассчитан проект?

- На десятилетия, на начальном этапе реализации нам ежегодно потребуется 1 млрд кубометров природного газа. Но этот вопрос решится только с вводом третьей нитки газопровода Бухара – Урал.

- В случае реализации вашего проекта необходима сеть АГЗС вдоль международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Как решается этот вопрос?

- Этим вопросом занимается ТОО «КазМунайГаз Онимдери». Я вхожу в рабочую группу министерства энергетики. Делимся опытом, знаниями. Совместно будем решать данную проблему.

- Вы проводили мониторинг потребности в СПГ?

- Любой объем газа востребован. В Нур-Султан сжиженный природный газ сейчас поставляется из Екатеринбурга по цене 120 тенге за килограмм. Производство нашего газа обойдется в 50-65 тенге за килограмм.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Руслан Акжолов АГЗС Акжол Газ Сервис

11.09.2019 • 09:00 2955

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Российские инвесторы вложат 80 млрд тенге в газовый завод в Актобе
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика