Алматы является лидером по количеству новых действующих компаний малого и среднего бизнеса среди регионов Казахстана – в мегаполисе насчитывается 17,6 тыс. объектов МСБ. В текущем году в городе было зарегистрировано на 19,7% компаний больше, чем в прошлом, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В целом по Казахстану число новых субъектов МСБ за данный период уменьшилось в 12 из 17 регионов на 6,5% и на сегодня составляет, по данным energyprom.kz, 44,7 тыс.
Изменить тренд на снижение числа МСБ в стране и стимулировать местные исполнительные органы (МИО) создавать условия, комфортные для работы бизнеса в каждом городе, как надеются представители бизнес-сообщества, сможет корректировка межбюджетных отношений между правительством и регионами Казахстана с 2020 года. Соответствующая работа между министерством национальной экономики (МНЭ) и МИО уже ведется. Процесс должен завершиться не позднее 2019 года.
В рамках «Пяти социальных инициатив» Нурсултан Назарбаев поручил расширить микрокредитование для развития массового предпринимательства среди самозанятых и безработных. Для этого была увеличена сумма, выделяемая из бюджета для микрокредитования, чтобы как можно больше казахстанцев могли открыть свое дело и создавать новые рабочие места, особенно в сельской местности.
Одним из ключевых вопросов, решение которого ляжет в обновленные правила взаимоотношений центра с регионами, будет передача корпоративного подоходного налога (КПН) от МСБ в местные бюджеты. То есть у местных властей появится больше денег как для решения локальных проблем, и, как надеются в НПП «Атамекен», так и для создания лучших условий для местного МСБ.
«Нововведение позволит усилить стимул местных исполнительных органов по повышению экономической активности и увеличению налоговой базы в регионе. В прошлом году собрано около 1,7 трлн тенге КПН. Пятая часть – это финансовый вклад малого и среднего бизнеса. Для сравнения, если в прошлом году в бюджет города с юридических лиц поступило КПН 474,9 млрд тенге, то за семь месяцев текущего года - 287,2 млрд тенге. То есть доля МСБ в оплате КПН динамично растет. Например, только в Алматы он уже вносит 42%-ный вклад в собираемость всех налогов с юридических лиц. Указанные средства могут быть направлены для стимулирования МСБ, например, внедрения и финансирования региональных программ, как «Жибек жолы», по которым возможно выделение средств для направлений, важных для региона», - говорит Нариман Абильшаиков, и. о. директора Палаты предпринимателей Алматы.
Как добавляет представитель Палаты предпринимателей, деятельность МИО будет направлена на улучшения качества фискальной политики. Акиматы и остальные госорганы будут нацелены на создание условий для выхода МСБ из тени, так как от этого будет зависеть пополнение местной казны. К тому же передача КПН от МСБ в местный бюджет позволит увеличить количество инвестиций: как инвестиционных проектов, так и проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).
«ГЧП является одним из основных инструментов привлечения инвестиций в развитие экономики страны. Долгосрочный контракт с государственным сектором даст улучшение качества обслуживания и управления инфраструктурными проектами, оптимизацию расходов, технологическое и инновационное развитие отраслей, обеспечение высокой эффективности управления рисками, - отмечает Нариман Абильшаиков. - Также необходимо рассмотреть возможность объединения всех видов налогов для МСБ в один для упрощения администрирования и снижения налоговой нагрузки. Это предложение неоднократно озвучивала НПП «Атамекен».
«Необходимо рассматривать данное нововведение не только с точки зрения изменения отношения к МСБ, но и изменения политики, инфраструктуры, взаимодействия и климата для МСБ. Только комплексное решение может дать лучший результат. Понятно, что теперь местные органы должны стать заинтересованными в увеличении количества предприятий и расширении производств. То есть будет хорошая мотивация развивать местный МСБ. Появилась прямая связь: чем лучше будет состояние бизнеса, тем больше денег поступит в бюджет. А это позволит лучше развиваться региону и выделять больше денег на нужды населения»,- говорит Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана.
Как представитель бизнес-ассоциации Мунавара Палташева, в первую очередь акцентирует внимание на плюсах нововведения для МСБ. Например, местные органы вернутся к практике разработки региональных программ развития МСБ, но прежде проведут инвентаризацию всего хозяйства и проблем в развитии бизнеса в своем регионе. При этом возникнет необходимость пересмотра KPI сотрудников местных исполнительных органов как инструмента оценивания эффективности их деятельности в части развития МСБ.
На сегодня основу доходов областных бюджетов составляют трансферты из республиканского бюджета и налоговые поступления – индивидуальный подоходный налог и социальный налог. С учетом корректировки межбюджетных отношений между правительством и регионами Казахстана, к ним добавится корпоративный подоходный налог от МСБ, который только усилит самостоятельность и повысит ответственность местных исполнительных органов при использовании бюджетных средств.
«Выиграют те регионы, где в настоящее время большее число субъектов МСБ, а в дальнейшем все зависит от деятельности местных исполнительных органов по созданию благоприятного климата для их развития, - отмечает Мунавара Палташева. - В данном случае, думаю, Алматы - фаворит. Когда-то в далеком 2000 году решением акима Алматы "О мерах по активизации развития предпринимательства" мегаполис был объявлен городом свободного предпринимательства, это был серьезный толчок в развитии МСБ. Надеюсь, что подобная практика вновь даст положительные результаты. При этом хочу отметить, что в первую очередь налоговые отчисления от МСБ должны идти на развитие самого бизнеса».