Надеясь на популярность гольфа как вида спорта среди казахстанцев, гольф-клубам не удастся заработать. Но предприниматели, которые все же рискнули и вложили в них свои деньги, смогли найти инструменты повышения доходности этого бизнеса. О том, что они из себя представляют – в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал президент гольф-клуба Nurtau Серик Султангалиев.
- Серик Султангалиевич, клуб расширился, это значит, что бизнес идет хорошо?
- По профессии я архитектор, в 2005 году ушел с государственной службы в частный строительный бизнес. Интерес к гольфу у меня появился в начале 2000-х, когда японские инвесторы построили первые 9 лунок на территории сегодняшнего клуба Nurtau, тогда он назывался «Интерлюкс». Кстати, для тех, кто не знаком с гольфом, объясню, что поля часто называют лунками, площадь, как мы ее называем, первой девятки составляла около 3,5 км. Когда я возглавил этот клуб, там не было клубного дома, одного из ключевых элементов. Мы построили дом, а чуть позже спроектировали и сделали еще 9 лунок. И у нас получился полноценный гольф-клуб со своим клубным домом и восемнадцатью полями, которые соответствовали всеммеждународным стандартам. Когда наш клуб только начинал свою работу, у нас было около 30 членов, сегодня более 150.
И вот, находясь 10 лет в частном бизнесе и управляя Nurtau, я увлекся гольфом всерьез. Потом уезжал в Астану, потому что меня пригласили на госслужбу, но все же вернулся назад в Алматы и в 2017 году акционеры клуба предложили мне снова возглавить Nurtau и передали те акции, которые я оставил им в свое время. Строительство нового клубного дома – часть нашего стратегического плана развития.
- У вас сложный бизнес?
- Да, это сложный бизнес и требует больших затрат. Система гольф-клуба зависит от ежегодных членских взносов, которые составляют около 800 тыс. тенге в год с каждого члена. Если вы займетесь хоккеем, футболом или балетом, то больше денег потратите. Вообще, о гольфе много неправильных представлений. Например, что это очень дорогой вид спорта. В развитых странах, да. В легендарных американских клубах поиграть на 18 лунках стоит $400. Благодаря тому, что у нас более лояльные цены, поток туристов-любителей гольфа в Казахстане растет. В прошлом году к нам в клуб приехала тысяча туристов, в этом будет, думаю, столько же. Основной поток идет из Южной Кореи, и приезжают именно из-за низких цен. За те деньги, которые они помимо гольфа тратят на туристическую поездку, корейцы не могут себе позволить играть в гольф в своей стране. Также приезжают индийцы, американцы – в этом году у нас была группа из 50 человек. То есть я не согласен с тем, что гольф – это игра для избранных или богатых людей. К слову, ы в нашем клубе уже второй год развиваем социальное направление – обучаем на бесплатной основе воспитанников из Детской академии гольфа, которую я создал в 2005 году. В этом нас поддерживает акимат Алматы, благодаря финансовой поддержке которого дети из обычных семей могут тренироваться и играть в гольф совершенно бесплатно. Тренируются у нас также ученики школы Haileybury, но они платят за игру.
- Расскажите о затратах инвесторов, которые хотят создать свой гольф-клуб.
- В первую очередь нужно позаботиться о земле. Мы, например, ее арендуем, площадь составляет около 70 гектаров, ежемесячный земельный налог – 2 млн тенге. В области будет дешевле. В фонд заработной платы ежемесячно уходит 11 млн тенге. А еще нужно тратиться на уход за газоном – удобрения, полив, защита от болезней – на топливо для гольф-каров. Также в бюджет закладываются покупка техники, затраты на обустройство полей, и с учетом всего этого в месяц уходит не меньше 15 млн тенге. Сезон у нас продолжается восемь месяцев, и четыре месяца, с середины ноября до середины марта, перерыв. Поэтому мы хотим на этот период придумать какие-то мероприятия – беговые лыжи, катание на санях, на лошадях.
Есть и другой вариант гольф-бизнеса, когда гольф-клуб строится как часть девелоперского проекта, например, как гольф-курорт Жайляу. Вокруг гольф-поля строятся виллы и дома для желающих их приобрести. Продажа этой недвижимости позволяет собрать необходимый капитал для затрат на содержание гольф-клуба. В таком случае гольф становится действительно выгодным бизнесом. Это во всем мире так, у нас такой возможности нет, и мы можем развиваться только за счет туристов. Чем больше туристов к нам будет приезжать, тем выше будет прибыль.
- Какие у вас расценки в клубе для игроков?
- Раунд игры на 9 лунках стоит 15 тысяч тенге. Длительность игры зависит от класса игрока, бывает, на 18 лунках играют по 6 часов, а могут и за 3 часа успеть. И теперь сравните эту цену с $400, которые вы заплатите за границей.
- Почему все же в Казахстане гольф не является очень прибыльным бизнесом?
- Потому что я, например, не могу поставить цену за игру на 18 лунках в $400. Ко мне никто не приедет за такие деньги.
- Инвестиции в такой клуб, как ваш, сколько составят?
- Если купить землю в собственность, построить хороший гольф-клуб с клубным хозяйством, с чемпионским полем на 18 лунок, с привлечением иностранных дизайнеров, с покупкой системы орошения, инженерных сетей, дренажной системой на поле обойдется минимум в $5 млн.
- Насколько вам тяжело развивать гольф-клуб?
- Свои нюансы есть везде, в нашем случае, во-первых, земля не наша. Во-вторых, нужны средства на развитие, потому что клуб требует больших инвестиций. Но хорошо, что в этом отношении есть возможность получить льготный кредит по государственной программе развития бизнеса на 5 лет по ставке 7% в год. Я как раз воспользовался этой возможностью.
- То есть клуб расширился на привлеченные средства?
- Конечно. Не скажу, что это очень комфортно, но хотя бы не так болезненно для бизнеса.
- Но Nurtau работает без убытков?
- Да, сегодня нам удалось выйти на безубыточный уровень, и это уже неплохо. Я сделал все для того, чтобы пусть небольшая прибыль, но была. Есть новые проекты, о которых пока рано заявлять. Но в целом я думаю, что в нашей стране в течение 3-5 лет гольф станет частью туристической отрасли.