Перед Казахстаном стоит задача по вхождению в 30 самых развитых стран мира, которая требует нового инновационного развития и ускоренного технологического обновления. Между тем в основных мировых рейтингах цифровой конкурентоспособности именно отставание в сфере цифровизации тянет Казахстан вниз. Насколько важно не само внедрение цифровых технологий, а изменение подхода к действующей системе для развития экономики страны, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал эксперт по цифровым трансформациям, предприниматель Багдат Мусин.
– Багдат, у вас за спиной такой огромный бэкграунд, и в каждую сферу деятельности вы привнесли какие-то инновационные идеи. Можете рассказать об этом: что из сделанного наиболее вам запомнилось, какими достижениями вы гордитесь?
– Из сделанного не горжусь чем-то особенным, ведь я просто выполнял свою работу. Абсолютно все проекты, в которых участвовал, мне нравились, но по истечении времени начинаешь смотреть на результаты уже под другим углом, иногда жалеешь, что мог сделать что-то лучше. Тем не менее такие вещи остаются в памяти, они вдохновляют.
Есть история Стива Джобса про соединение точек, кто не слушал его речь в Стэнфорде, очень рекомендую.
Так вот, в период работы в Минюсте создавали базу «Регистр недвижимости». Надо было покончить с беспределом, который творился тогда в БТИ. У них были разрозненные базы, и каждый БТИ делал что хотел, бесконтрольно. Например, один земельный участок мог перейти во владение другого, об этом никто не знал, а когда выясняли, уже было поздно. Но к счастью, побороли сопротивление и сделали Единую базу по недвижимости. А после, уже при работе в Минсвязи над ЦОНами, реализовали первые электронные справки по недвижимости, за которые до автоматизации брали неофициально по $100, а учитывая, что они выдавались миллионами в годы бума строительства, то при скромных подсчетах можно вывести сумму, которая крутилась вокруг БТИ (сотни миллионов долларов). Помогало, что мне было всего 25 лет, где-то даже и не понимал, что перерезаем у кого-то такие доходы. Был бы взрослее, может, даже и не полез делать (смеется).
Далее с коллегами продвинули идею по созданию е-нотариата. До появления е-нотариата нотариусы без особых усилий могли провести сделку задним числом, и это тоже была теневая экономика. Но, к счастью, коллеги добили этот проект, что исключило возможности махинаций с недвижимостью.
Базы создали, но человеку все равно приходилось ходить по городу, затрачивать время, деньги. Вот человек сходил в ЦОН, получил электронную справку о том, что недвижимость его и она не в залоге, далее пошел оформил сделку у нотариуса с покупателем и после пришел опять в ЦОН, чтобы сдать три документа, чтобы в базе поменять владельца и поставить печать на сделке. И тут нас осенило! Зачем людей гонять туда-сюда? Соединили е-нотариат с базой «Регистр недвижимости», в итоге сейчас при продаже недвижимости оформляешь сделку у нотариуса, он имеет доступ ко всем базам. Вот это и называю соединением точек. То есть ты можешь не знать, к чему в итоге тебя все это приведет. Но когда делаешь с душой и рвением, точки соединяются, и это придает больший драйв! Думаю, в будущем мы придем к тому, что, идентифицируя свое лицо через сотовый телефон, будем давать согласие на оформление того или иного договора.
– Расскажите о супермаркете посылок, как его внедряли в «Казпочте»?
– Меня до сих пор воодушевляет эта история. Помню, как посылок стало одномоментно много: в тот период случился наплыв заказов с интернет-магазинов, склады были переполнены мешками с AliExpress. В отделениях творился бардак. Посылки тех, кто не настаивал на получении, отправлялись обратно в Китай, и за это «Казпочта» еще получала деньги (как бы это иронично ни звучало, но у «Казпочты» была мотивация, чтобы вернуть посылку). Но человек заказал какую-то вещь, ждал несколько недель, а мы отправляем ее назад. Нелогично, правда ведь? Одними постаматами было не обойтись, так как их было мало. И тут один из членов команды, Асет Турысов, предложил снять ангар за городом и раскладывать там посылки по полкам, чтобы те, кто не смог их найти в отделении, приезжали туда. Но, размышляя, мы поняли, почему эту идею не реализовать в самом городе, то есть выдачу посылок организовать по типу супермаркетов, куда человек заходит и выбирает то, что ищет. Вынесли идею на правление, позже – на совет директоров, почти все проголосовали против этой идеи. Но административный директор подсказал, что есть председательский лимит на затраты и там есть средства. Так появился первый супермаркет посылок, который впоследствии «выстрелил» и был гордостью «Казпочты», даже тех, кто голосовал против.
– Как так случилось, что вы начали работать в Генпрокуратуре?
– Если честно, то я не предполагал, что когда-нибудь буду там работать. Так получилось, что генпрокурор пригласил меня посоветоваться по IT-направлениям и рассказал, что хочет автоматизировать уголовный процесс, чтобы снизить человеческий фактор. Его посыл мне понравился, и я тогда ему сказал: если хотите поменять облик правоохранительных органов, то начните с дорожных полицейских. По идее, у меня не было полномочий заниматься автоматизацией деятельности жолпола, но сейчас не увидишь ни одного полицейского, который бы ездил без планшета. Тогда возникало много вопросов и сомнений: а как же цифровая подпись – она же нелегитимна, а как быть со связью – кто за нее будет платить. По уголовному процессу то же самое. Получается, что фактически мы шли напролом.
Есть вещи, которые нужно идти и не бояться делать, вместо того чтобы ждать, пока поменяют закон или примут указ, так мы точно никуда не придем.
За год в прокуратуре с командой единомышленников удалось реализовать несколько проектов, два из которых особенно приятны: электронное уголовное дело и электронное административное дело. Сегодня приблизительно 10% уголовных процессов ведется в электронном формате. А по штрафам полностью удалось перевести систему на электронные рельсы и блокчейн.
– В этом году вы ушли из компании BI Group. С чем было связано данное решение? Удалось ли реализовать задуманное?
– По строительной отрасли с Айдыном Рахимбаевым мы инициировали много интересных решений. В результате поняли, что многие вещи – не такие сложные, какими кажутся на первый взгляд. За полгода автоматизировали и создали приложение OperaBuild, в котором работают все, кто связан со стройкой, начали сокращать сроки проектирования с помощью BIM, сделали прототипы Smart Home-решений, которые будут встроены в каждую квартиру уже скоро, и многое другое.
BI Group стал больше сосредотачиваться на своей внутренней деятельности. Позиция менеджмента компании такова, что прежде чем что-то продавать в IT-сфере, надо было серьезно продвинуться во внутренней автоматизации, а мне, как человеку, который хотел построить что-то свое, там стало немного тесновато. Я решил, что хочу заниматься другими проектами, которые команда сможет развивать без границ одной компании. После ухода из BI часть проектов мы с командой решили забрать себе и дальше развивать, часть также работают в BI Group, а некоторые проекты остались на перемычке, то есть мы продолжаем их двигать совместными усилиями.
– Чем вы сейчас занимаетесь? Расскажите о новых проектах.
– Вообще, у меня сейчас такой период, когда я нахожусь в дзене, то есть занимаюсь тем, что мне действительно нравится.
Помню, когда работал в «Казпочте», ко мне приходила одна из логистических компаний, которая хотела использовать наши постаматы, потому что приобрести их было дорого. Да и мы все в «Казпочте» верили, что это конкурентное преимущество почтового оператора перед частными курьерскими компаниями.
Со временем рынок расширялся и потребность в постаматах росла агрессивными темпами. Таким образом, мы инициировали появление проекта «Тастаматы». Оптимизировали издержки, за счет этого удешевили их стоимость почти в 10 раз. Сегодня в Нур-Султане и Алматы уже установлено 200 тастаматов. В планах довести их количество до 1000 штук по Казахстану. Также мы ведем переговоры с украинскими партнерами, которые рассматривают возможность экспансии проекта в Киеве.
Второй проект я считаю началом большого будущего – это приложение ReKASSA с удобным интерфейсом по типу калькулятора. Основная его миссия – решить головную боль предпринимателя. Вместе с сооснователями проекта мы решили, что предприниматель не должен тратить лишние средства и время на приобретение кассового аппарата, его регистрацию, вместо этого он может бесплатно скачать наше приложение. Я заявляю, что мы не закладывали туда хитростей «скачай бесплатно и плати за обслуживание». Понятно, что в будущем у нас есть цель заработать, но это уже будут другие платные версии.
В настоящий момент еще одна наша команда сосредоточена на решении проблемы с электронной цифровой подписью. Со временем никто от нее никуда не денется. А ее установка, процесс выпуска, хранения вызывают сложности перехода всей страны в онлайн.
– Есть ли у вас большая цель в жизни?
– Моя большая цель – сделать страну лучше. Я работал и в бизнесе, и на государственной службе, что называется, был и внутри, и снаружи, поэтому точно знаю: и там, и там можно многое изменить в лучшую сторону и влиять на развитие страны. Самое главное – вагон сдвинуть, а он потом уже сам поедет.
Но важно двигать не саму цифровизацию, а реформы отраслей, реформы взаимодействия, ведь цифровизация – это всего лишь инструмент, который ты можешь применять. Просто айтишники сейчас не ценятся, айтишникам нужен опыт работы в отраслях, только тогда они становятся «дизрапторами» – консультантами, которые умеют взглянуть на ситуацию с разных сторон и предложить иное решение, о котором никто не задумывался.
И, конечно, я, как любой предприниматель, мечтаю, чтобы проекты, в которых я участвую, со временем вышли на международный уровень и решали мировые проблемы.