Эксперты: Работодатели стали экономить на домашнем персонале
АВТОР
ФОТОГРАФ

Владимир Третьяков

06.08.2019 • 09:00 1609

Эксперты: Работодатели стали экономить на домашнем персонале

Участники рынка также рассказали, как зарабатывают рекрутинговые агентства и какие специалисты более востребованы

Рынок по подбору домашнего персонала переживает трансформацию. По оценкам одного из рекрутинговых агентств, последние два года стали активно открываться сайты по поиску персонала - такие порталы повысили конкуренцию на ранке. Между тем, спрос на услуги агентств, которые напрямую проводят собеседования, не снижается. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выяснил, сколько зарабатывают агентства по подбору персонала и как стали экономить их клиенты.

По оценкам рекрутинговых агентств, в Алматы работает около 5-7 крупных компаний по подобру домашнего персонала. «Каждый год одни агентства открываются, другие – сворачивают деятельность. По моим наблюдениям, за последние 2-3 года количество таких агентств заметно уменьшилось. Предполагаю, что это связано с тем, что активно стали открываться сайты по подбору домашнего персонала. Истоки данного тренда в России, там популярен этот бизнес. Любой желающий может зайти на такой сайт и выбрать по фото и резюме себе сотрудника», - сообщила основатель агентства «Империя персонала» Наталья Ермолова.

При этом она считает, что такие рекрутинговые сайты не всегда могут предоставить полную и достоверную информацию по своей базе персонала. «Знаете, на таких порталах можно выложить отфотошопенное фото любого сотрудника. К тому же, непонятно, как без собеседования, испытательных сроков такие агентства могут охарактеризовать человека, узнать его личные качества. В стандартном рекрутинговом агентстве можно устраивать некий кастинг персонала, то есть обычно аждый работодатель тестирует персонал, который он подбирает», - говорит собеседница.

Спрос на домработниц и нянь бьет рекорды

В рекрутинговых агентствах отмечают, что самый высокий спрос на рынке на домработниц и нянь, также в цене – сиделки. Спрос на водителей, напротив, «практически равен нулю, на рынке их переизбыток».

4772893857c1c395c2b9426dadd.JPG

Наталья Ермолова

«Сейчас работодатели стали экономить и функции повара и домработницы объединяют в одном сотруднике – домработнице. Многие работодатели не хотят платить отдельно повару за его работу – они считают, что в текущих условиях это для них накладно. В результате, бывает так, что некоторые владельцы домов остаются недовольны тем, как готовят их домработницы. В этом случае мы иногда советуем нанимать отдельного повара, потому что у семей бывают достаточно необычные гастрономические предпочтения. Но обычно мы заранее предупреждаем заказчиков, что если они хотят видеть в доме домработницу, которая при этом также и готовила, то от нее не стоит ждать каких-то изысканных блюд», - делится Наталья Ермолова.

Обычно работодатели не готовы платить няням достойно

Зачастую при поиске нянь одно из основных требований, которое предъявляется, – наличие у них высшего педагогического образования и опыт работы с детьми в семье. «Между тем, педагогическое образование – не главный критерий. Главное, чтобы няня психологически подходила ребенку и имела навыки работы с детьми. Важно, чтобы няня сочетала в себе функции и женщины, и мамы, и хозяйки. Самый важный показатель няни – это ее дети, зачастую к нам как раз и обращаются няни, которые уже вырастили своих детей, сделали из них «чемпионов» и хотят передать свой опыт в другие семьи», - делится директор агентства «Мэри Поппинс» Галина Рябкова.

26a6593de36b5895e2c88c90dea.JPG

Галина Рябкова

Она отмечает, что есть запросы на нянь, которые знали бы как минимум два языка: английский, французский. «Но при этом зачастую семьи с такими запросами не готовы достойно платить за таких нянь. Если няня владеет тремя языками, то ее зарплата как минимум должна составлять 2 тыс. долларов. Но, повторюсь, работодатели не готовы платить за нянь с такой квалификацией, а на зарплату в 150-200 тыс. тенге в месяц такие сотрудницы не соглашаются», - рассказывает Галина Рябкова.

Зарплата нянь стартует от 150 тыс. тенге

Если же говорить о зарплатах, то няни в среднем за восьмичасовой рабочий день получают от 150 тыс. тенге в месяц. Стоимость услуг домработниц, в зависимости от квадратуры дома, в среднем составляет от 120 тыс. тенге в месяц.

8ba1f710759536526f65199678c.JPG

Оксана Телитченко

«Гонорар повара за один выход составляет 10 тыс. тенге, сиделки – 7 тыс. тенге в день, водители – от 150 тыс. тенге в месяц, тьютеры (няни, сопровождающие для детей-аутистов) – от 180 тыс. тенге и более. Конечно, де-факто, зарплатные ожидания практически у всех категорий специалистов выше, но рынок диктует свои условия. Например, у нянь запрос по зарплате: 200-250 тыс. тенге в месяц. Но мы всегда обнадеживаем наших соискателей, что если они себя зарекомендуют, то работодатели им поднимут зарплату. Доля экспатов на рынке домашнего персонала незначительна - не более 30%. Это приезжие из Узбекистана и Кыргызстана. У этого сегмента работников зарплатные ожидания ничуть не ниже местных соискателей», - делится директор агентства по подбору домашнего персонала Elite personnel Оксана Телитченко.

Появился спрос на тьютеров

Один из интересных трендов - с августа 2018 года стал наблюдаться спрос на тьютеров. «Эта вакансия появилась недавно, ранее, 8 лет назад, на эту позицию в нашем агентстве не было спроса. Тьютеры – это преподаватели для особенных детей, которые обычно занимаются с детьми-аутистами. При подборе тьютеров наше агентство спрашивает у кандидатов на эту позицию диплом о педагогическом образовании, диплом логопеда. Также постепенно растет спрос на сиделок для пожилых людей», - подчеркивает Оксана Телитченко.

Как проходит отбор?

При отборе кандидатов на позицию домработниц рекрутинговые агентства предъявляют разные требования. «В штате нашей компании работает 4 человека, которые занимаются подбором кандидатов, из них – один психолог. Процесс знакомства с кандидатом начинается с того момента, как человек приходит в наше агентство. Изначально мы обращаем внимание, насколько он приветлив, обращается ли уважительно: на «вы» или на «ты», насколько опрятно одет. Если человек обращается на «ты» - это уже минус, если он зашел и не поздоровался, то в дальнейшем с ним можно уже не работать. Затем кандидат заполняет резюме, где указывает опыт работы, навыки, которыми он обладает, умеет ли готовить, какой кухней владеет. Знаете, мы смотрим даже на почерк соискателя», - отмечает Галина Рябкова.

Позже, поясняет она, специалисты агентства разговаривают с соискателем, задают ему интересные вопросы, в беседе рассматривают различные ситуации, смотрят, как кандидат реагирует на замечания. «После мы уже связываем кандидата с работодателем. Если они импонируют друг другу, то отправляем соискателя к работодателю на пробные дни. Это очень важно, потому что никакими тестами и даже собеседованиями нельзя на 100% сказать, что этот человек подходит на позицию домработницы, сиделки или няни. Ведь такие качества, как доброта, любовь к своему делу, хозяйственность, надежность не проверишь с помощью резюме или собеседований. Очень важно, чтобы работодатели и соискатели психологически подходили друг другу», - делится собеседница.

Оказавшись в офисе агентства Галины Рябковой, можно увидеть там огромный ассортимент моющих средств, бытовой техники. «Эту технику и бытовую химию мы постоянно тестируем и выбираем самые лучшие средства. Далее мы рекомендуем эти средства своему персоналу, который занимается уборкой дома. При необходимости, обучаем своих сотрудниц, как пользоваться этой техникой. Мы всегда следим за новинками в сфере по уборке дома. Домработница – это постоянно думающая хозяйка, поэтому мы советуем ей, если она не знает, как пользоваться какой-то техникой или средством, то мы ее проконсультируем, даже по телефону. При необходимости, наши консультанты могут выехать на место (дом или квартиру) и показать, как работает та или иная техника. Мы постоянно поддерживаем связь с сотрудниками, которых трудоустроили, помогаем им в нестандартных рабочих ситуациях», - рассказывает Галина Рябкова.

Кстати, например, в агентстве «Мэри Поппинс» есть отдельная кухня, где проходят обучение домработницы, в обязанности которых будет входить и приготовление блюд. Там есть и газовая плита, и различные кухонные комбайны. «У нас также есть такая кухня, где мы обучаем некоторых наших домработниц, к примеру, как правильно запекать мясо. Мы постоянно поддерживаем связь с нашими сотрудницами, даем им по телефону советы по приготовлению как горячих блюд, так и десертов», - делится Галина Рябкова.

Испытательный срок - от трех дней

Игроки рынка рассказывают, что обычно испытательный срок по подбору няни или домработницы в среднем составляет 3-10 дней.

«Но для начала, конечно, мы проводим у нас в офисе собеседование. Мы беседуем с заказчиком, узнаем о его потребностях, потом подбираем ему из нашей базы домашний персонал, а после работодатель встречается с кандидатами и делает свой выбор. Агентство за свои услуги берет комиссию только с работодателя, который нашел для себя домашний персонал, к примеру, няню или садовника. Обычно размер комиссий агентства на рынке составляет от 50-100%. Так, если мы трудоустроили гувернера на зарплату 200 тыс. тенге, то работодатель в нашем агентстве оплачивает 50% от этой суммы - 100 тыс. тенге. Это разовая выплата. Но при этом мы обязательно оговариваем, что если в течение трех месяцев выбор не будет сделан в пользу нужного сотрудника, то эти средства не возвращаются обратно. Такие случаи бывают редко», - отмечает Наталья Ермолова.

При этом в агентствах подчеркивают, что «сверхприбылей на рынке по подбору домашнего персонала ждать не стоит».

a4fd01e3b76a5c61a5565096954.JPG

По ее опыту, более востребованы домработницы до 35 лет.

«Работодатели говорят, что такие сотрудницы более оперативны в работе. Хотя я всегда говорю, что возраст - это не самое главное. Главное, чтобы домашний персонал и работодатель подходили друг другу энергетически», - делится Наталья Ермолова.

23805fbc4e740110381d2342c1c.JPG

Оксана Телитченко также подчеркивает, что высок спрос «на молодой персонал».

«Но возраст поваров может быть приближен к 50, но редко. Высок спрос на персонал, возраст которого в среднем составляет 35 лет, максимум - 45 лет. Зачастую, мы все-таки настаиваем, что более опытная няня, даже если ей 50 лет, может быть работоспособной, владеть интересными методиками преподавания», - делится собеседница.

Один из интересных трендов, – некоторые работодатели стали подбирать домашний персонал по гороскопу. «Бывает, что к нам звонят работодатели, у которых спрос на нянь, домработниц определенных знаков зодиака. Также у нас были запросы, сотрудников каких знаков зодиака лучше не предлагать. А недавно мы очень долго закрывали вакансию, потому что у семьи работодателя был личный семейный нумеролог. Он просматривал степень совместимости хозяина дома с поваром, которого мы подбирали. Нумерологу была важна аура повара, так как он контактирует с пищей», - отмечает Оксана Телитченко.

По ее наблюдениям, в этом году появился спрос на домработниц, нянь, которые носят хиджаб. «Еще буквально три года назад спроса на такой персонал не было», - рассказывает Оксана Телитченко.

Спрос на тьютеров вырастет

Эксперты затруднились сделать прогнозы по зарплатам на рынке домашнего персонала. Они уверены, что ситуация по зарплатам будет напрямую зависеть от экономической ситуации в стране. «Предположу, что спрос на тьютеров будет набирать обороты. Няни и домработницы по-прежнему будут более востребованы», - считает Оксана Телитченко.

Наталья Ермолова уверена, что со временем заказчики станут чаще искать домашний персонал дистанционно. «Предположу, что выживут сильные агентства, владельцы которых, в том числе, будут иметь еще один побочный бизнес. Остальные – уйдут с рынка. За последние 2-3 года очень много игроков покинуло рынок», - отмечает она.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

водители няни домработницы тьютеры домашний персонал

06.08.2019 • 09:00 1609

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Эксперты: Работодатели стали экономить на домашнем персонале
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика