Марат Жуман: В Монако я соревновался с долларовыми миллиардерами. И это моя победа
АВТОР

11.06.2019 • 13:12 1911

Марат Жуман: В Монако я соревновался с долларовыми миллиардерами. И это моя победа

Как в Казахстане можно делать успешный бизнес и соперничать с известными бизнесменами

Эта история заслуживает, пожалуй, если не экранизации, то хорошего бестселлера. В центре сюжета – студент-первокурсник железнодорожного института, по совместительству грузчик багажного отделения в ночное время. Череp 21 год казахстанский предприниматель Марат Жуман будет отстаивать честь страны на мировом конкурсе EY World Entrepreneur Of The Year™ в 2019 году («Лучший предприниматель года»). В Монако казахстанец, в бизнес-кейсе которого транспортно-логистическая компания Atasu Group с полным спектром услуг «под ключ», соперничает с гигантами бизнеса, долларовыми миллиардерами. Поверьте, все основано на реальных событиях... Наша история о том, что в Казахстане можно делать успешный бизнес, можно на равных соперничать с признанными бизнесменами и развиваться, мотивируя себя и свою команду патриотизмом и стремлением поднять экономику родного государства. О приключениях казахстанского бизнесмена в Монако – в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

- Марат, о вас сегодня много говорят. Вы из плеяды бизнесменов, как сегодня модно называть, selfmade. Как начинали?

- Я думаю, меня хорошо поймут все те, кто пытался или уже строил бизнес в 90-х годах, я сейчас говорю о постсоветских республиках. Развал Советского Союза, без преувеличения, был пережит тяжело. И наша страна – не исключение. В то время люди занимались кто чем мог, зарабатывали как могли. Выживали. Я родился в поселке Атасу, в Карагандинской области. Отец мой был главным агрономом в совхозе, дедушка - железнодорожником, поэтому у нас в семье трепетное отношение к железной дороге. После развала Союза, когда закрылись все совхозы, а учителя, врачи и инженеры вышли торговать на рынки, я принял решение пойти по стопам деда. Отец одобрил: железная дорога прокормит, как когда-то деда в голодные 30-е годы. Я приехал в Алматы, поступил в железнодорожный институт, сейчас он называется КазАТК – Казахстанская академия транспорта и коммуникаций. Родителей рядом нет, денег тоже. Тогда я просто думал о том, как выжить. И, будучи студентом первого курса, устроился работать грузчиком на железнодорожный вокзал «Алматы-2», в багажное отделение, там еще рядом была предварительная касса, до сих пор существует, кстати. Устроился туда сторожем, ночью охранял с 20:00 до 8:00 утра, днем учился, после занятий снова на смену, грузчиком, сторожем. Вот так все студенческие годы, можно сказать, прожил. Каждый день наблюдая, как в багажных почтовых вагонах отправляли грузы, я впервые задумался о том, чтобы создать компанию, которая будет оказывать спектр логистических услуг. Мне было всего 22 года, когда начал бизнес. В кармане всего 100 долларов, на которые я арендовал квартиру и начал работать. Тогда все давали объявление в газетах, потом информация передавалась по сарафанному радио. Интернета не было, сотовые телефоны – большая роскошь. Постепенно начал работать. Мы были одними из первых, кто оказывал комплекс транспортно-логистических услуг, т. е. принимали, отправляли груз, оформляли документы, оплачивали платежи перевозчика и т. п. Транспортные компании были, но они в основном фокусировались только на оплате железнодорожных тарифов.

- С оказания каких услуг вы начинали и что сегодня входит в комплекс ваших услуг?

- Я начинал с того, что брал заявку от клиента, и старался делать всю работу за него. Тогда многие не понимали деталей перевозочного процесса и особенностей работы железной дороги, для них это был темный лес. Не понимали, насколько услуги, которые я им предлагал, могут сэкономить время, соответственно, деньги. Но люди мне доверяли, оставляли свой груз, а остальную работу я уже брал на себя. Сегодня Atasu Group объединяет 5 основных направления: железнодорожные перевозки, услуги терминала, курьерская служба, мультимодальные перевозки (всеми видами транспорта), услуги таможенного представителя. За пару десятков лет мы выросли в группу компаний с собственными активами, штатом квалифицированных специалистов в сфере логистики, экспедирования, проектирования, финансов и маркетинга. У нас огромный опыт в проектных перевозках международного и локального значения, в реализации перевозок сложных негабаритных и сверхтяжелых грузов.

- Расскажите, как вы начали расширять географию своего бизнеса?

- В самом начале я работал по Казахстану, позже стал выходить на соседние регионы – Россию, Среднюю Азию, включая Узбекистан, другие страны СНГ. В то время я уже понимал преимущества удобного расположения Казахстана, здесь соседний Китай, Россия, выход на Европу, Среднюю Азию, я начал думать над расширением географии перевозок. Логистика для Казахстана – важнейший стратегический бизнес, который надо развивать. Я наладил связи с партнерами из Китая, начал с ними сотрудничать, это было начало 2000-х годов. Мы очень плодотворно начали работать с Китаем, отправили туда первый наш вагон, потихоньку налаживали долгосрочное сотрудничество, а позже я уже открыл там филиал. Следующей на очереди стала Южная Корея, Юго-Восточная Азия, после занялся Европой. Мы начали работать над диверсификацией бизнеса, т. е., помимо перевозок по железной дороге, начали развивать авто- и авиаперевозки, а также организовывать морские перевозки. Параллельно развивали качество нашего сервиса, открыли брокерскую компанию, которая предоставляет таможенные услуги, начали строить терминалы, поскольку нужны были склады. Постепенно стали закупать железнодорожные вагоны различных видов, расширяли свой парк подвижного состава, стали покупать автотранспорт для организации автоперевозок. Вот так постепенно развивались, расширялись, инвестировали в активы.

- Какой годовой оборот у вашей компании сегодня? Что в ее активах?

- Более 100 млн долларов в год. Активов очень много, к примеру, владеем более чем 2 тыс. железнодорожных вагонов, причем наш парк на 90% состоит из новых вагонов.

- Марат, давайте о повестке нашего интервью. Конкурс EY World Entrepreneur Of The Year. Как вы оказались в числе участников сначала на национальном этапе конкурса, а потом уже здесь, в Монако?

- Если честно, я никогда не задумывался о том, что нужно участвовать в каких-то конкурсах. Был заточен только на бизнес. Хотя наша компания принимала участие и даже неоднократно была победителем в некоторых конкурсах, организуемых среди логистических компаний. А в этот раз мы получили приглашение на участие, команда предложила поучаствовать, я одобрил: а почему бы и нет, почему бы и не поучаствовать? Но победа для меня стала большой неожиданностью. Бесспорно, это очень приятно и в то же время ответственно, поскольку понимаешь, что тебе предстоит представлять Казахстан в Монако, на таком авторитетном конкурсе. Для меня это подтверждение того, что я все годы строил свой бизнес правильно. Но это не только мой успех, это успех всей команды, наших коллег, которые всегда верили в меня, поддерживали, всегда были рядом, несмотря на тяжелые времена, которые были в компании. Я очень благодарен своей команде. Каждый из нас внес свой вклад в развитие Atasu Group. И что мне нравится особенно – это дух патриотизма, который как-то сложился в нашем коллективе. В этом плане мы очень сильны, мои сотрудники нацелены на то, чтобы помогать людям, облегчать им жизнь, улучшать нашу страну, поднимать экономику. Вот такие цели мы ставим перед собой. Когда ты осознаешь, что твой труд вносит вклад в развитие экономики, все это приносит огромное удовольствие.

- Я помню, как жюри на национальном этапе конкурса здесь, в Казахстане, объявляя имя победителя, отметило, что вокруг вашей кандидатуры было много жарких споров. Как вы считаете, в чем были ваши преимущества перед соперниками по конкурсу?

- Вы знаете, я даже не интересовался, почему выбрали меня. Но думаю, что, во-первых, была важна история предпринимателя, с чего и как он начинал, какие проблемы решил, важны так называемые selfmade истории, которые мотивируют и вдохновляют других людей. Плюс, думаю, немаловажную роль сыграли масштабы бизнеса, т. е. то, что мы работаем не только внутри Казахстана, но и по всему миру. Как вы знаете, наша компания работает практически по всему миру: мы можем доставить груз в любую точку планеты, наши клиенты – это крупные международные компании. Во-вторых, у нас хорошие финансовые показатели, компания демонстрирует впечатляющую динамику роста. В-третьих, мы прозрачная компания, с отлаженными механизмами правильного корпоративного управления. Для меня лично это очень важно. Я всем советую: стараться делать бизнес транспарентным, следовать высоким стандартам бизнес-этики. Очень важно, чтобы показатели подтверждались независимыми экспертами, аудиторами, поскольку от этого зависит уровень доверия инвесторов и бизнес-партнеров. Ну и, конечно, возможно, сыграли роль мои личные качества, которые я успел продемонстрировать, когда были беседы с жюри, мне задавали вопросы – каковы мои цели, какой я вижу компанию через несколько лет, может, отметили лидерские качества. Мне сейчас сложно предполагать и нахваливать себя. (Улыбается.) Но скажу, что в составе жюри были не только казахстанские предприниматели, но и представители международных институтов развития. Бизнесмен бизнесмена всегда увидит и поймет. Им нужен был победитель, который подойдет по всем критериям участника конкурса мирового формата.

- Какие вопросы во время собеседования жюри вам задавало здесь, в Монако?

- Вопросы были разные. В основном про мой бизнес, финансовые показатели. Затронули, конечно, геополитические моменты. Сами понимаете, Китай, Америка, Россия – торговые конфликты. Напрямую о политике не говорили, но пытались понять, как все эти тренды и противостояния влияют на Казахстан, на бизнес-климат в нашей стране, конкретно на мой бизнес. Были вопросы о прозрачности бизнеса о процессе управления, какие решения я чаще всего принимаю в разных ситуациях. В общем, в основном вопросы, связанные с развитием бизнеса и его управлением.

- У вас какое осталось впечатление? Вы понравились жюри в Монако, как считаете?

- Думаю, понравился. Я видел это по выражению их лиц, по тому, что они говорили, по похвальным оценкам, которые они давали, изучая мой бизнес. И это супер. Это еще больше мотивирует, получаешь такую энергетику. Я очень доволен своим выступлением и тем, как я представил Казахстан на глобальной площадке.

- Марат, а как соперников оцениваете? Наверняка успели познакомиться с бизнесменами из других стран?

- Безусловно, с большим уважением. Каждый здесь по-своему уникален. Эти люди создали такие огромные бизнесы, с оборотами в миллиарды долларов, они миллиардеры, богатейшие люди планеты. И, конечно, соревноваться с такими людьми для меня большая честь. Здесь собрались люди, которые что-то создали, они делают немало для улучшения мира, своей страны, благосостояния своих сограждан. Это грандиозно!

- Спасибо за беседу, Марат. Успехов!

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

EY World Entrepreneur Of The Year Марат Жуман Atasu Group

11.06.2019 • 13:12 1911

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Марат Жуман: В Монако я соревновался с долларовыми миллиардерами. И это моя победа
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика