Самое распространенное мнение о том, где была изобретена технология шелкографии, гласит, что это произошло в Финикии. Тогда это выглядело как нанесение повторяющихся простых рисунков с помощью краски, получаемой из железы моллюска. Оттуда она распространилась в Японию, где технологию доработали до трафаретного метода печати, когда изображение накладывалось на сетку из человеческих волос, натянутых на деревянную раму. Еще большая трансформация произошла в США, где волос заменили на шелковую ткань. То есть понятие «шелкография» появилось совсем недавно – в 50-х годах XX века. Сейчас этот вид печати применяется в полиграфии, текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности. В Казахстане шелкография благодаря ее преимуществам лучше всего подходит для выполнения заказов коммерческих компаний и востребована среди них, рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz директор компании Samad Group Асхат Сарсекеев.
- Асхат, давно вы занимаетесь шелкографией?
- Одной из первых компаний в Алматы, занимающихся полиграфией, и в частности шелкографией, была «Киик». Она открылась в 2002 году, но в 2007 году у компании начались проблемы, я в то время работал заместителем директора, и когда «Киик» закрылась, пришлось отделиться - создать рекламно-производственную компанию Samad Group, забрать туда сотрудников, клиентов и вести бизнес. Теперь что касается самого метода трафаретной печати – шелкографии, то в современном виде она уже не требует использования шелка. Сейчас мы натягиваем на деревянные рамы специальную сетку, наносим на нее фотоэмульсионный слой, затем засвечиваем его и смываем засвеченную часть под напором воды. Таким образом, создается трафарет, который используется для печати изображений на самых разных поверхностях.
- И чем же этот метод отличается от других способов нанесения?
- Например, есть сублимационная печать, и она применима только для изделий из синтетической ткани и термофильных поверхностей. Но многие сейчас предпочитают носить изделия из хлопчатобумажной ткани, а на ней сублимация невозможна. Кроме того, сублимационный слой со временем сходит, он не выдерживает мытья в посудомоечной машине. А печать с помощью шелкографии позволяет вдавить краску в поверхность изделия, и это обеспечивает высокое качество печати.
- И она популярна сейчас.
- Да. На следующей неделе, например, мы не принимаем заказы, потому что производство полностью загружено. Наши постоянные клиенты – рекламные компании, которым не нужно объяснять преимущество этого способа нанесения. Дело в том, что у каждой компании есть свой брендбук. Например, у Халык банка логотип зеленого цвета, и при печати нужно попасть в определенный оттенок этого цвета. С помощью сублимационной печати так не получится, а шелкография позволяет это сделать.
- Насколько она затратна при производстве?
- У нас растворитель 646 льется рекой, фотоэмульсии в месяц уходит 5-10 кг. Также мы используем только немецкую краску, добавляем отвердители, чтобы она хорошо держалась, потому что некоторые приходят и начинают чуть ли не монетой соскабливать краску, чтобы проверить качество печати. То есть ежемесячные затраты на расходные материалы доходят до 1 млн тенге, и это притом что мы приобретаем краски в Германии два раза в год, и, поскольку я объединяю несколько компаний-шелкографов, то удается закупаться дешевле.
- Каков минимальный объем заказа, который вы принимали?
- Он был на 5 тыс. тенге.
- А самый большой?
- На 2 млн тенге, наносили бренд компании «Шеврон» на футболки. Один из заказов, который мы сейчас выполняем, – наносим изображение Абая на детские футболки. Поскольку для этого используются 5 рам, стоимость работы составляет 24 тыс. тенге. И неважно, на скольких футболках делается печать – на 1 или на 50, сумма остается неизменной.
- Расскажите, какое самое необычное нанесение с помощью шелкографии вам приходилось делать.
- Наносили на гироскутеры по заказу Forte Bank их логотип. Тот же Forte Bank заказывал нам нанесение на телевизоры с плоским экраном и огромной диагональю, где-то 1-1,5 метра. Я их в своем кабинете хранил, переживал, чтобы что-то не случилось.
- Какова доходность по шелкографии?
- Где-то 10%, можно было бы больше, но есть несколько преград. Во-первых, мы набираем молодых сотрудников, и их, естественно, приходится обучать. А потом они покупают деревянные рамы, натягивают на них сетку и, грубо говоря, у себя во дворе начинают печатать. Тем самым они создают нам конкуренцию, причем некачественную, и мы не можем повышать свои цены. Во-вторых, курс евро растет, а мы при этом не можем повышать стоимость наших услуг.
- Оборудование дорогое?
- Один аппарат стоит 60 тыс. долларов.
- А сезонность есть в вашем бизнесе?
- Да. В январе-феврале наступает сезон затишья, мы работаем буквально по себестоимости, чтобы оплачивать аренду, зарплаты сотрудников и налоги. И в середине года, когда приходит время отпусков, тоже штиль. А вот пик работы приходится на сентябрь-январь. В это время мы даже отключаем контекстную рекламу, потому что не успеваем отрабатывать все заказы.
- Может быть, вы получаете заказы из других стран?
- Мы делали нанесение на посуду для двух ресторанов в Ташкенте, начиная с чайников и заканчивая салфетницами. Банк из Бишкека тоже заказывал нанесение логотипа на кружки.
- Товарооборот большой? И на какие средства компания развивается?
- В 2018 году товарооборот составлял 22 млн тенге. Что касается вашего второго вопроса, то компания принадлежит мне, я не брал деньги на развитие в кредит, не привлекаю инвесторов. Рынок в нынешнем состоянии не позволяет расширять бизнес. Если в Ташкенте есть целый завод, где оборудование стоит в два ряда, потому что у них развита легкая промышленность и к нам футболки в основном завозят из Узбекистана, то в Казахстане производственные компании в сфере легкой промышленности простаивают. Если бы не этот факт, то бизнес чувствовал бы себя лучше.