Морской туризм в Казахстане возможен только в Актау. И хотя разговоров о необходимости его развития велось много, реальные подвижки в этом вопросе начались лишь три года назад. Первопроходцем стала Наталья Ворожейкина с проектом круизных поездок вдоль побережья Каспийского моря. В целом на данный момент два предпринимателя предоставляют подобные услуги.
Директор ТОО «Гуна-Актау» Наталья Ворожейкина с самого начала планировала работать в нише массового морского туризма, а потому цену сделала доступной – 1 тыс. тенге стоит часовая поездка на катамаранной яхте вдоль побережья Актау. Яхта вмещает 35-40 человек, имеет два мощных двигателя фирмы «Ямаха». К слову, у ТОО две яхты, обе построены на верфи в Астрахани. Причал сооружен на основе железной конструкции с настилом из влагоустойчивых пород дерева и композитных материалов на набережной близ инсталляции «I ♥ Aktau».
«За два года мы достаточно изучили нюансы бизнеса в сфере морских туристических прогулок. Цены не поднимали, получасовая поездка стоит 500 тенге, это доступный и безопасный сервис. Во время прогулок по Каспию задействован экскурсовод, музыкальное сопровождение. Отдыхающих на борту не кормят, однако перекусить можно, для этого предусмотрены столы и мусорный контейнер. Основной фактор, негативно влияющий на работу сервиса, – погода – и он прописан в нашем бизнес-плане. Только погода диктует нам свои условия. Когда штиль, выполняем 10 рейсов за день. Когда шторм или ветер, что совсем не редкость, ни одного. Выполняются экскурсионно-прогулочные туры с ранней весны до поздней осени, опять же ориентируемся на погоду», – рассказала Наталья Ворожейкина.
Сервисом пользуются и горожане, и иностранцы. Последние, поскольку хотят извлечь максимум информации об Актау, предпочитают приобретать туры и экскурсии, в которые уже входят поездки на этом катамаране.
«Мы разработали новую экскурсию по набережной «От аллеи мифов до скальной тропы». В ходе экскурсии знакомим гостей с историей края, особенностями флоры и фауны, рассказываем о малых архитектурных формах, украшающих берег. В программу экскурсии может быть включена морская прогулка, посещение осетровой фермы в ресторане отеля «Каспиан Ривьера». Он расположен ниже уровня моря и имеет два бассейна для рыб осетровых пород. Один бассейн располагается под стеклянным полом. За жизнью рыб можно наблюдать за большим панорамным окном, где располагается другой бассейн с рыбами этой породы. Экскурсия пользуется популярностью, ее заказала уже вторая группа итальянских туристов», – говорит директор ТОО «Турист» Евгения Слюсарева.
Наталья Ворожейкина тем временем расширяет ассортимент услуг. В течение месяца в Актау доставят скоростную лодку.
«Катамаран ведет себя на воде устойчиво, спокойно, даже брызг обычно нет. А людям иногда хочется эмоциональной встряски. Поэтому для расширения ассортимента услуг приобрели лодку. Она рассчитана на 20 человек, поездки будут менее продолжительными, примерно 15 минут, зато более энергичными. Такие лодки, набирая скорость, летят по воде и даже на небольших волнах подпрыгивают, ударяясь о гладь. Поэтому будут брызги и адреналин», – уточнила она.
Аналогичные услуги – морских прогулок вдоль Каспия на катамаране – предоставляет и ТОО «Бриз-А». Маршруты, рассчитанные на то, чтобы за короткое время показать самые красивые виды города, разработаны давно.
«Катамаран построен в 2018 году по казахстанским чертежам. Мини-верфь находится в поселке Умирзак, мы – отечественные производители, много лет выпускаем гребные суда и катер. Вместимость катамарана – 40-44 человека, все необходимые разрешения имеются. Стоимость поездки – 1 тыс. тенге в час. Это минимальная стоимость, которую мы определили для развития данной сферы, роста популярности морских прогулок. Рентабельность, конечно, низкая, учитывая, что стоимость катамарана 30 млн тенге. Но мы не живем одним днем, а смотрим на перспективу», – отметил директор ТОО «Бриз-А» Андрей Чулаков.
Но есть и обратная сторона медали. За два года, которые предприниматели развивают сервис морских прогулок, вскрылись многочисленные проблемы этой сферы и пробелы законодательства, которые сейчас, поскольку власти заявляют о действительном желании продвигать такой вид туризма, предстоит решить.
«Пока нам не дают разрешение на строительство морского вокзала. Хотелось бы поставить небольшое здание для временного ожидания пассажиров, оснащенное туалетом. Но пока, по отзывам чиновников, нет законного основания для выделения земельного участка. Есть технические проблемы с пирсом и куча законодательных. Некоторые из них удалось решить на V Саммите прикаспийских государств, например, по выделению земельных участков водного фонда. Но с введением технического регламента, единого для Евросоюза, количество норм, подлежащих корректировке, возросло. Не выработаны некоторые нормативы, требуется новое положение для палубных и непалубных судов, непонятно, какие службы должны осматривать его перед отправлением. Эти белые пятна и мешают развитию водного туристического бизнеса», – рассказала Наталья Ворожейкина.
В акимате Актау отметили, что проблемы в ближайшее время будут решены.
«Еще несколько компаний заявляют о желании оказывать подобные услуги. Набережная в 14-15 микрорайонах переходит в доверительное управление АО «СПК «Каспий», которое уже готовит концепцию по использованию набережной для оказания туристических услуг, в том числе и сдаче павильонов. Готовится эскизный проект по укреплению пирса. Финансировать его реализацию Наталье Ворожейкиной в одиночку не придется – пирс используют два предпринимателя. Два других построят пирс недалеко от них. Мы за безопасность, поэтому вся документация должна быть в порядке», – отметил заместитель акима Актау Тимур Садвакасов.
У яхт-клуба возникли более существенные проблемы.
«Любой морской транспорт должен иметь укрытие на время шторма, как и машина – гараж. Городу нужны муниципальные набережные и причалы, но их нет. В яхт-клубе есть причал и необходимые, поскольку это целый комплекс, помещения: кают-компании, комнаты для обучения, ремонта техники. Провели водопровод, канализацию – теперь для желающих работает бесплатный туалет, сделали доступным проход по территории к морю. Это все деньги, не говоря о том, сколько миллионов за 30 лет вложено в укрепление берега», – прокомментировал ситуацию руководитель ОО «Яхт-клуб «Бриз» Сергей Кулькин.
«Но договор аренды нам продлили всего на год. В нем прописана необходимость реконструкции здания. Яхт-клуб предложил два варианта эскизных проекта», –отметил Сергей Кулькин.
По сути, только сейчас включается зеленый свет развитию морского туризма и важно учесть интересы всех сторон. Создавая возможности для новых и уже работающих в этой нише предпринимателей, власти, соответственно, усилят конкурентную среду, а значит, расширят перспективы и горизонты отдыха рядового туриста.