Что такое «народное финансирование» и площадка, на которой оно разворачивается? Какие мифы с ним связаны? И насколько серьезные перспективы существуют у нового инструмента? Об этом корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказал руководитель школы краудфандинговой платформы Planeta.ru Егор Ельчин.
- Егор, что из того, что думают о краудфандинге, имеет под собой основания на практике?
- Существует ряд мифов. Почему-то у многих краудфандинг ассоциируется с попрошайничеством. На самом деле все иначе. Краудфандинг – это система народного финансирования различных проектов. На определенном ресурсе – краудфандинговой платформе – автор рассказывает о себе, о своей идее, сколько денег ему нужно для реализации и почему его должны поддержать люди, к которым он обращается.
У краудфандинга есть три отличительных особенности, выделяющие его в отдельную индустрию, которая развивается в России уже семь лет.
Во-первых, это бюджет. Здесь не может быть сбора денег ради сбора денег. Если нужная сумма не собирается, то проект считается неуспешным и все поступившие для его реализации средства возвращаются отправителям в полном объеме. Таким образом, краудфандинг представляет из себя безопасную систему финансирования идей и проектов.
Во-вторых, важны временные рамки. Краудфандинговый проект не может длиться всю вашу сознательную жизнь и передаваться по наследству. Зачастую для него нужен небольшой период – до 100 дней – и за это время должна быть собрана указанная сумма,иначе проект не заработает.
И третий нюанс, характеризующий краудфандинг, – это система бонусов и вознаграждений. За каждый финансовый вклад в тот или иной проект при его успешном завершении инвестор будет довольствоваться не только его результатом, но и каким-то бонусом. Это может быть товар, услуга или большое человеческое спасибо.
- Является ли краудфандинговая платформа гарантом безопасности инвестиций?
- Безусловно. С помощью этой площадки инвестор может следить за всеми этапами реализации проекта. Естественно, вопросы, которые возникают в головах людей, от которых ждут финансовой поддержки, вполне логичны. На что пойдут мои деньги? Точно ли на этот проект? Площадка выступает гарантом безопасности как для автора проекта, так и для пользователей, вкладывающих свои деньги.
- В чем интерес непосредственно вашей компании? Это ведь бизнес, а не благотворительность.
- Конечно. Мы взимаем комиссию, но только с успешных проектов. Говоря об адаптации западного краудфандинга к отечественным условиям, нужно уточнить, что там успешным проектом считается тот, который собрал 100% необходимой суммы и больше, а мы опытным путем выяснили, что эту схему надо менять. Мы считаем, если проект собрал от 50% суммы и более и этих денег автору будет достаточно для его реализации и выдачи всех вознаграждений, то такой проект тоже можно считать успешным. Такое в нашей стране происходит. Мы каким-то магическим путем можем ужаться в бюджете. Даже можем добавить свои средства или найти стороннего партнера, который поможет ресурсами.
- То есть по большому счету можно вытянуть проект?
- Да, потому что 75%собранной суммы в любом случае больше, чем ничего. Найти оставшиеся 25% гораздо практичнее, чем хоронить проект. И здесь у нас складывается следующая ситуация: если проект собирает 100% и больше, то общая комиссия Planeta.ru и платежных агрегаторов составляет 10%; если проект собирает от 50 до 99,9%, то ее размер будет 15%.
- Допустим, проект собрал 70-80% от необходимой суммы. Есть ли в компании финансовый аналитик, который скажет, что проект перспективный, надо его продвигать или наоборот?
- У нас есть модерация каждой входящей заявки и каждого входящего проекта. Она не автоматическая, а живая. Сразу скажу, что запрещены религиозные проекты и те, которые разжигают межнациональную рознь. В основном на платформе размещаются культурные, благотворительные, социальные проекты и в области бизнес-технологий. На данный момент мы обладаем человеческими ресурсами модерировать каждую входящую заявку, то есть принимать ее и выдавать рекомендации по улучшению проекта. Возможно скорректировать цель, чтобы не отпугнуть аудиторию, либо наоборот увеличить цель для полного использования потенциала. Все это делается до запуска проекта.
- Какой максимальный срок сбора средств для реализации проекта?
- Как я уже говорил, 100 дней. На своем опыте мы убедились: чем дольше длится сбор средств, тем хуже для проекта. Получается, что мы тонким слоем размазываем ожидаемый результат.
- Получается некая рутина?
- Абсолютно. И автор начинает потихоньку перегорать. С каждым днем становится все сложнее придумывать новый информационный повод для привлечения внимания аудитории. С другой стороны, когда человек видит, что до окончания срока сбора средств на проект еще 80 дней, у него нет никакой мотивации поддержать его прямо здесь и сейчас. Он думает, поддержу его на следующей неделе, в следующем месяце, а потом и вообще забуду, что какой-то проект хотел поддержать. Поэтому сейчас авторы идут от обратного, намеренно держат себя в тонусе 3-4 недели – это тот срок, за который можно максимально эффективно сработать и собрать среднюю для проектов сумму.
- Платформ, подобных вашей, в России много?
- Ключевых в России две, включая нашу. Причем мы запустились примерно в одно время с разницей буквально в несколько месяцев.
- А в Казахстане?
- Насколько мне известно, в вашей стране краудфандинговых площадок пока нет. Хотя ряд запросов от казахстанцев поступал, и я проводил вебинар. Интерес есть, но пока нет понимания того, как это адаптировать согласно законодательству РК, в части Налогового кодекса. Даже когда мы говорим, как это работает в России, то все деньги, полученные с помощью краудфандинга, интерпретируются как доход, за исключением благотворительного краудфандинга. Если автор выступал как физическое лицо, автоматически налог НФЛ 13%.
- Мы в Таможенном союзе, тогда могут ли казахстанцы на вашей площадке запустить проект или поучаствовать в российском проекте?
- Да. Поскольку наша площадка находится в интернете, то ее пользователем может быть любой житель планеты. Но здесь есть моменты, связанные с налогообложением той или иной страны. В этом есть определенные трудности. Например, на Украине ив Беларуси очень большие налоговые ставки на доходы, полученные в России. Но тут нужно понимать, что всегда можно найти партнера в РФ, который выступит вашим документальным поверенным при подписании документов. Все это решаемо.