Кризис музыкальной индустрии конца 1990-х – начала 2000-х, запараллеленный с ее же пиком развития, так как самые большие продажи CD пришлись именно на начало XXI века, увел музыку в онлайн. Развитие интернета в те же годы лишь ускорило процесс. Константин Тимошенко – один из тех, кто активно продвигает свои произведения через Сеть. Он поделился тем, как авторы сейчас находят своего слушателя.
Никогда не делавший коммерческую музыку продюсер, мультиинструменталист, композитор в один прекрасный день понял, что здесь его продукт будет всегда востребован лишь у небольшой части населения. Он переехал в Европу и уже больше 10 лет живет и работает в столице Болгарии – Софии. Константин попробовал себя композитором в театре, работает в поп-группе Help Me Jones, продолжает диджействовать в клубах – играет чужую музыку – и пишет свою. В последнем, как он сам выразился, наш собеседник «по самые уши».
«За последние 10 лет революционных изменений в технологиях продвижения и продаж музыки не случилось. Все по-прежнему происходит в основном онлайн. В мире все так же на коне iTunes, Spotify и прочие подобные им коммерческие каналы. Но, с другой стороны, возможность быть услышанным сегодня есть у любого. Я активно использую два пути распространения музыки: через компанию-дистрибьютора и самораспространение. Дистрибьютор – проводник между продюссером и публикой, в его интересах рекламировать и представлять продукцию музыканта, поскольку он получает неплохой процент от продаж. Самораспространение или самиздат – самый независимый и один из самых сложных путей, так как музыканту надо заботиться абсолютно обо всем самостоятельно», – рассказал Константин Тимошенко.
– Согласен ли ты с мнением, что в облегчении доступа музыканта к публике через интернет-сервисы кроется и главная западня?
– Конечно. Все труднее раскрутить свою страницу. Есть масса онлайн-платформ, на которых можно делиться своими произведениями и продавать их, но привлечь внимание публики к очередной странице, допустим, в Soundcloud, чрезвычайно сложно: там каждый день открываются новые аккаунты, загружаются сотни тысяч новых музыкальных файлов.
– И все же кому-то это удается.
– С появлением платформы Bandcamp в 2007 году независимые музыканты получили возможность зарабатывать на своем творчестве без участия третьих лиц. Bandcamp позволяет заливать в интернет свои альбомы или синглы и продавать их на своем сайте за небольшой процент, а дальше все зависит от того, как ты распиаришь свой продукт. Но и дистрибьюторы не сидели на месте. Последние пару лет среди них появились представители нового поколения, которые делают ставку на нестандартный, немейнстримовый, некоммерческий звук. Объяснется это просто: согласно неким исследованиям, люди устали от музыкальной жвачки, которую сегодня предлагают везде. Люди соскучились по искренней авторской музыке.
И вправду, сегодня практически невозможно отличить одну песенку, надоевшую тебе в YouTube, на мобильном, на радио и ТВ, от другой, а уж запомнить – тем паче. «Качественно, но серо», – как говорит сам Константин. Да и продолжительность жизни такого «хита» – уже даже не недели, а дни, если не часы, – с этим мнением продюсера я тоже спорить не стану.
«Одни и те же звуки, арранжировки и пресеты голосовых обработок. Иногда кажется, что все это одна бесконечная песня», – считает музыкант.
– Как ты относишься к сервисам типа Deezer, Yandex.music, Spotify (кстати, не работающий официально на территории Казахстана, России и Украины)? Все эти сервисы предлагают тебе музыку, исходя из того, что ты слушал до и что тебе нравится сейчас, часто подсовывая что-то свое. И в итоге доступ ко всему пласту музыки у тебя ограничивается, ты слушаешь только то, что, как алгоритм посчитал, тебе понравится.
– У меня двоякое отношение к этим платформам. С одной стороны, с сегодняшним перепроизводством музыки человеку очень сложно сориентироваться и найти что-то по своему вкусу. Поэтому алгоритм, выбирающий для тебя исполнителей, близких к тем, которых ты уже искал в поисковике, поможет сэкономить время и познакомит с еще не известными тебе музыкантами. Но, с другой стороны, как ты сказал, это ограничивает доступ к музыке, которая не входит в их систему дистрибуции. К примеру, если музыкант не подписал контракт со Spotify, его там и не найдешь, а так как система эта не бесплатная, то заплатив ей, человеку часто уже и не хочется напрягаться – играет же что-то, и хорошо.
– В общем, есть масса причин, по которым ты можешь не услышать то, что тебе действительно интересно. А как ты сам продвигаешь свою музыку, пусть даже некоммерческую, и зачем тебе вообще тогда аудитория, и какая именно?
– Некоммерческая музыка не значит непопулярная. Это музыка, которая распространяется без помощи коммерческих структур. Я иду различными путями в зависимости от проекта, которым занимаюсь. Первые два альбома моего болгарского проекта вышли на местном коммерческом лейбле, но мы остались недовольны сотрудничеством. Сейчас работаем независимо: сами платим за все – от записи до рекламных постеров. Но поскольку речь об огромных тиражах здесь не идет, я каждый раз рассматриваю варианты сотрудничества и с рекорд-лейблами тоже. Релиз на известном лейбле всегда придает вес твоему имени, хотя не всегда тебя обогащает.
– Над чем сейчас кипит работа?
– Над нашим совместным проектом с моим близким другом Ромой Близнецовым, который, к сожалению, больше года назад покинул наш мир в свои 33. Проект называется Akkord I On. Мы делали его вместе с 2006 года. Это мой самый экспериментальный проект. Рома был профессиональным баянистом, играл произведения Шнитке и Губайдулиной – мастадонтов классического авангарда. Мы решили совместить его умения с электронной музыкой. Получилось очень необычное звучание – с одной стороны, душевные звуки аккордеона, с другой – механические техноритмы. Проект сразу же оценили в Москве, где у нас и вышло большинство записей. В 2017 году мы записали материал для нового, четверого альбома. Потом Ромы не стало. Вместе с Константином Швыдко – он же алматинский диджей, известный как Костя Бажанов, – мы решили издать альбом на виниловой пластинке.
Второй Константин продолжает играть в основном на виниле, jazzy deep house, помогает коллегам, открывшим в начале года ночной клуб. Диджей уверен, что технологии дали больше возможностей для самовыражения, «но вышло так, что ушли на второй план или вовсе исчезли аутентичность и самобытность музыки».
– А как возникла идея у двух Константинов выпустить неизданный новый альбом Ромы Бажанова Близнецова?
– Роман до последнего момента стойко переносил болезнь, как настоящий воин. Это и можно расслышать в четырех композициях EP. Это выстраданная музыка, она честная, настоящая, «живая». Этот релиз – дань памяти ему. На виниле выпустим тираж в 150 пластинок. Ориентировочная себестоимость производства пластинок и полиграфии – около 2000 евро.
– Из каких источников планируете профинансировать издание?
– Мы рассчитываем привлечь внимание людей, которые захотят профинансировать проект на стадии пресейла на Bandcamp. Сейчас идет процесс винилового мастеринга и подготовки лэккера для дальнейшей передачи на завод. Приблизительная цена пластинки – $20 без учета доставки. Дизайнер заканчивает работу над оформлением конверта, чтобы в визуальном смысле релиз соответствовал своему звуковому наполнению.
– То есть пресейл как форма фандрейзинга?
– Не только. Пресейл – это когда ты заранее покупаешь то, что только планируется к выходу, бронируешь, так сказать. Предпродажа нужна, во-первых, потому что тираж пластинки будет ограничен – важно понять, каков реальный спрос. А во-вторых, это поможет собрать средства на сам релиз.
Я хотел бы обратить внимание читателя на то, что совмещение колоритного прошлого с новым днем – тренд нашего времени. Здесь, с одной стороны, онлайн-потребление и продвижение музыкальных произведений, с другой – винил с едва заметным пощелкиванием и глубоким звуком в динамиках.
– Почему именно на виниле? Почему не распространить его электронно онлайн?
– Наверное, потому что это единственный формат, который уцелел за всю историю звукозаписывающей культуры. А еще потому, что музыка на пластинке звучит теплее и ближе. Не последнюю роль сыграло тут и то, что Рома любил и коллекционировал винил и хотел, чтобы его музыка вышла на виниле тоже.
– Я слушал несколько треков и скажу, что продукт получился очень достойным. Это интересная, спокойная и в то же время яркая, полная идей музыка. Почему бы вместо или в дополнение к пресейлу не воспользоваться и краудфандингом, тем более что сумма у вас более чем подъемная, а этот вид сбора средств на издание музыки сегодня очень популярен?
– Использовать краудфандинг мы пока не планируем. Кроме пресейла на Bandсamp, думаю, большую часть суммы на релиз дадут наши друзья, друзья Романа, вложимся и мы сами. В дальнейшем, скорее всего, появится и цифровая версия альбома. Обо всех новостях по релизу можно будет узнать на нашей странице в Facebook.