Музыка ушла в онлайн
АВТОР

29.03.2019 • 09:00 2662

Музыка ушла в онлайн

Как независимые музыканты зарабатывают без участия третьих лиц

Кризис музыкальной индустрии конца 1990-х – начала 2000-х, запараллеленный с ее же пиком развития, так как самые большие продажи CD пришлись именно на начало XXI века, увел музыку в онлайн. Развитие интернета в те же годы лишь ускорило процесс. Константин Тимошенко – один из тех, кто активно продвигает свои произведения через Сеть. Он поделился тем, как авторы сейчас находят своего слушателя.

Никогда не делавший коммерческую музыку продюсер, мультиинструменталист, композитор в один прекрасный день понял, что здесь его продукт будет всегда востребован лишь у небольшой части населения. Он переехал в Европу и уже больше 10 лет живет и работает в столице Болгарии – Софии. Константин попробовал себя композитором в театре, работает в поп-группе Help Me Jones, продолжает диджействовать в клубах – играет чужую музыку – и пишет свою. В последнем, как он сам выразился, наш собеседник «по самые уши».

«За последние 10 лет революционных изменений в технологиях продвижения и продаж музыки не случилось. Все по-прежнему происходит в основном онлайн. В мире все так же на коне iTunes, Spotify и прочие подобные им коммерческие каналы. Но, с другой стороны, возможность быть услышанным сегодня есть у любого. Я активно использую два пути распространения музыки: через компанию-дистрибьютора и самораспространение. Дистрибьютор – проводник между продюссером и публикой, в его интересах рекламировать и представлять продукцию музыканта, поскольку он получает неплохой процент от продаж. Самораспространение или самиздат – самый независимый и один из самых сложных путей, так как музыканту надо заботиться абсолютно обо всем самостоятельно», – рассказал Константин Тимошенко.

– Согласен ли ты с мнением, что в облегчении доступа музыканта к публике через интернет-сервисы кроется и главная западня?

– Конечно. Все труднее раскрутить свою страницу. Есть масса онлайн-платформ, на которых можно делиться своими произведениями и продавать их, но привлечь внимание публики к очередной странице, допустим, в Soundcloud, чрезвычайно сложно: там каждый день открываются новые аккаунты, загружаются сотни тысяч новых музыкальных файлов.

– И все же кому-то это удается.

– С появлением платформы Bandcamp в 2007 году независимые музыканты получили возможность зарабатывать на своем творчестве без участия третьих лиц. Bandcamp позволяет заливать в интернет свои альбомы или синглы и продавать их на своем сайте за небольшой процент, а дальше все зависит от того, как ты распиаришь свой продукт. Но и дистрибьюторы не сидели на месте. Последние пару лет среди них появились представители нового поколения, которые делают ставку на нестандартный, немейнстримовый, некоммерческий звук. Объяснется это просто: согласно неким исследованиям, люди устали от музыкальной жвачки, которую сегодня предлагают везде. Люди соскучились по искренней авторской музыке.

И вправду, сегодня практически невозможно отличить одну песенку, надоевшую тебе в YouTube, на мобильном, на радио и ТВ, от другой, а уж запомнить – тем паче. «Качественно, но серо», – как говорит сам Константин. Да и продолжительность жизни такого «хита» – уже даже не недели, а дни, если не часы, – с этим мнением продюсера я тоже спорить не стану.

«Одни и те же звуки, арранжировки и пресеты голосовых обработок. Иногда кажется, что все это одна бесконечная песня», – считает музыкант.

– Как ты относишься к сервисам типа Deezer, Yandex.music, Spotify (кстати, не работающий официально на территории Казахстана, России и Украины)? Все эти сервисы предлагают тебе музыку, исходя из того, что ты слушал до и что тебе нравится сейчас, часто подсовывая что-то свое. И в итоге доступ ко всему пласту музыки у тебя ограничивается, ты слушаешь только то, что, как алгоритм посчитал, тебе понравится.

– У меня двоякое отношение к этим платформам. С одной стороны, с сегодняшним перепроизводством музыки человеку очень сложно сориентироваться и найти что-то по своему вкусу. Поэтому алгоритм, выбирающий для тебя исполнителей, близких к тем, которых ты уже искал в поисковике, поможет сэкономить время и познакомит с еще не известными тебе музыкантами. Но, с другой стороны, как ты сказал, это ограничивает доступ к музыке, которая не входит в их систему дистрибуции. К примеру, если музыкант не подписал контракт со Spotify, его там и не найдешь, а так как система эта не бесплатная, то заплатив ей, человеку часто уже и не хочется напрягаться – играет же что-то, и хорошо.

– В общем, есть масса причин, по которым ты можешь не услышать то, что тебе действительно интересно. А как ты сам продвигаешь свою музыку, пусть даже некоммерческую, и зачем тебе вообще тогда аудитория, и какая именно?

– Некоммерческая музыка не значит непопулярная. Это музыка, которая распространяется без помощи коммерческих структур. Я иду различными путями в зависимости от проекта, которым занимаюсь. Первые два альбома моего болгарского проекта вышли на местном коммерческом лейбле, но мы остались недовольны сотрудничеством. Сейчас работаем независимо: сами платим за все – от записи до рекламных постеров. Но поскольку речь об огромных тиражах здесь не идет, я каждый раз рассматриваю варианты сотрудничества и с рекорд-лейблами тоже. Релиз на известном лейбле всегда придает вес твоему имени, хотя не всегда тебя обогащает.

– Над чем сейчас кипит работа?

– Над нашим совместным проектом с моим близким другом Ромой Близнецовым, который, к сожалению, больше года назад покинул наш мир в свои 33. Проект называется Akkord I On. Мы делали его вместе с 2006 года. Это мой самый экспериментальный проект. Рома был профессиональным баянистом, играл произведения Шнитке и Губайдулиной – мастадонтов классического авангарда. Мы решили совместить его умения с электронной музыкой. Получилось очень необычное звучание – с одной стороны, душевные звуки аккордеона, с другой – механические техноритмы. Проект сразу же оценили в Москве, где у нас и вышло большинство записей. В 2017 году мы записали материал для нового, четверого альбома. Потом Ромы не стало. Вместе с Константином Швыдко – он же алматинский диджей, известный как Костя Бажанов, – мы решили издать альбом на виниловой пластинке.

Второй Константин продолжает играть в основном на виниле, jazzy deep house, помогает коллегам, открывшим в начале года ночной клуб. Диджей уверен, что технологии дали больше возможностей для самовыражения, «но вышло так, что ушли на второй план или вовсе исчезли аутентичность и самобытность музыки».

– А как возникла идея у двух Константинов выпустить неизданный новый альбом Ромы Бажанова Близнецова?

– Роман до последнего момента стойко переносил болезнь, как настоящий воин. Это и можно расслышать в четырех композициях EP. Это выстраданная музыка, она честная, настоящая, «живая». Этот релиз – дань памяти ему. На виниле выпустим тираж в 150 пластинок. Ориентировочная себестоимость производства пластинок и полиграфии – около 2000 евро.

Из каких источников планируете профинансировать издание?

– Мы рассчитываем привлечь внимание людей, которые захотят профинансировать проект на стадии пресейла на Bandcamp. Сейчас идет процесс винилового мастеринга и подготовки лэккера для дальнейшей передачи на завод. Приблизительная цена пластинки – $20 без учета доставки. Дизайнер заканчивает работу над оформлением конверта, чтобы в визуальном смысле релиз соответствовал своему звуковому наполнению.

– То есть пресейл как форма фандрейзинга?

– Не только. Пресейл – это когда ты заранее покупаешь то, что только планируется к выходу, бронируешь, так сказать. Предпродажа нужна, во-первых, потому что тираж пластинки будет ограничен – важно понять, каков реальный спрос. А во-вторых, это поможет собрать средства на сам релиз.

Я хотел бы обратить внимание читателя на то, что совмещение колоритного прошлого с новым днем – тренд нашего времени. Здесь, с одной стороны, онлайн-потребление и продвижение музыкальных произведений, с другой – винил с едва заметным пощелкиванием и глубоким звуком в динамиках.

– Почему именно на виниле? Почему не распространить его электронно онлайн?

– Наверное, потому что это единственный формат, который уцелел за всю историю звукозаписывающей культуры. А еще потому, что музыка на пластинке звучит теплее и ближе. Не последнюю роль сыграло тут и то, что Рома любил и коллекционировал винил и хотел, чтобы его музыка вышла на виниле тоже.

– Я слушал несколько треков и скажу, что продукт получился очень достойным. Это интересная, спокойная и в то же время яркая, полная идей музыка. Почему бы вместо или в дополнение к пресейлу не воспользоваться и краудфандингом, тем более что сумма у вас более чем подъемная, а этот вид сбора средств на издание музыки сегодня очень популярен?

– Использовать краудфандинг мы пока не планируем. Кроме пресейла на Bandсamp, думаю, большую часть суммы на релиз дадут наши друзья, друзья Романа, вложимся и мы сами. В дальнейшем, скорее всего, появится и цифровая версия альбома. Обо всех новостях по релизу можно будет узнать на нашей странице в Facebook.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

музыка онлайн музыкальная индустрия

29.03.2019 • 09:00 2662

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Музыка ушла в онлайн
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика