Эта история о том, как ценители искусства могут организовать бизнес на своих увлечениях. Рустам Касымов первые фотографии в свою коллекцию приобрел за границей. Некоторые до сих пор услаждают его взор, другие щедро раздарил друзьям, таким же ценителям прекрасного. Дальше были непростой путь к собственной галерее под всемирно известным брендом YellowKorner, сумасшедшие вложения, первое непонимание посетителей, с удивлением подсчитывавших нули на ценниках. Сегодня это самая большая по площади галерея в мире YellowKorner, с роскошным ассортиментом и постоянной базой клиентов, покупающих по 5-6 фотографий за раз.
- Рустам, как же вышло, что вы увлеклись фотографией? Причем не как автор снимков, а как бизнесмен?
- Как-то, в одном из своих путешествий за границу, я увидел фотографии в одной из галерей. Понравились сильно. Вернулся в Алматы, но все время их вспоминал, особенно одну, которая запала мне в душу. В следующую свою поездку я все-таки ее приобрел. Еще через какое-то время снова вернулся в эту галерею и купил еще 5 фото.
- За какую цену вы купили свою первую фотографию, что на ней было изображено?
- Стоила она 80 евро. Фотограф – Полонский, «Туристы поднимаются в гору». И вот после нее у меня пошло: сначала 5 фото купил, потом еще 20 такой же тематики, сильно загорелся, и в итоге приобрел первую сотню фотографий.
- В каких странах присматривали себе фотографии?
- Первую купил в Сеуле, следующие – во Франции, в Париже, там уже по интернету стал заказывать.
- Теперь в вашей коллекции порядка 130 фото из разных стран. Что вы с ними делали?
- Часть из них дарил друзьям, все они были в восторге настолько, что стали приходить снова и снова и уже просили продать им мои фотографии. Я продавал. Были случаи, когда люди целенаправленно покупали снимки для подарка, но когда приносили домой, их супруги видели фото и требовали оставить дома, отказывались дарить (смеется).
- Надо же, сколько у нас ценителей фотоискусства оказывается…
- Они потрясающе смотрятся. А когда объясняешь концепцию, историю этих фотографий, рассказываешь про саму галерею, интерес у людей возрастает, появляется желание приобрести фотографию.
- Да, мы с вами подошли к разговору о галерее. Как вы вышли на французскую франшизу YellowKorner?
- Очень тяжело было выходить на эту франшизу. Я полгода писал, звонил им. Меня полностью игнорировали, отмахивались: по миру 80 галерей и все они представлены только в самых развитых странах мира. Мне пришлось собирать и показывать им статистику, что Казахстан уже вошел в число 50 развитых стран, что мы готовы. Но мне отказывали все равно. В итоге я вышел на галерею в Санкт-Петербурге, попросил их,чтобы они походатайствовали за меня, помогли. И знаете, мне позвонили с YellowKorner и дословно сообщили: ок, через 10 дней мы ждем тебя в Париже. Время – 11.30. У тебя будет полчаса, чтобы нас убедить.
- Ничего себе, прям сценарий для фильма.
- Я все бросаю, бегу делать визу, покупаю билеты и через 10 дней вижу настоящую, живую галерею. Я был просто потрясен, настолько она мне понравилась. Мне сказали: «Если ты действительно хочешь иметь свою галерею, докажи, что ты сможешь. Ты должен вернуться в Париж, проработать в нашей галерее 1 месяц, и тогда мы будем дальше сотрудничать». Я приехал в Алматы, думал об этом, а через месяц обратно вылетел в Париж. Прошел практику в 8 галереях YellowKorner за месяц. Мне там объясняли концепцию, рассказывали про каждую фотографию. Это целая культура, философия. Каждая фотография проходит конкурсный отбор, у каждой свои премии, награды. И вот все это я изучал. По возвращении в Алматы стал определяться с локацией. Ее нам утверждали, требования были очень жесткие. В Европе бренд YellowKorner стоит в одном ряду с Hermes, Louis Vuitton, считается luxury-брендом. И нам утвердили ТРЦ «Достык Плаза». Пришли в администрацию, объяснили, что большей частью это будет не коммерческий проект, а имиджевый, что это арт-проект и он не «стрельнет» так, как, например, fashion. Администрации ТРЦ все понравилось, они предложили нам неплохие условия, мы начали делать здесь ремонт.
- А насколько хорошие условия?
- Это коммерческая тайна, которую мы согласно контракту не можем раскрывать.
- Ремонт делали в соответствии с требованиями YellowKorner?
- Да. Делали специальные полы, беззвучные, с ламинированным покрытием, со специальной шумопоглощающей прокладкой. Все стены черного цвета, свет здесь приглушенный, целенаправленный на фотографии. Плюс всегда здесь должна играть классическая музыка. Хочу, кстати, отметить, что наша галерея YellowKorner в Алматы самая большая в мире – более 380 квадратов.
- Рустам, а почему YellowKorner? Наверняка в мире немало других не менее достойных галерей?
- Честно говоря, это нельзя объяснить, изнутри идет. Кому-то нравится Maybach, кому-то Ferrari или Mercedes. Мне запал в душу YellowKorner, очень захотелось их культуру, философию интерьера, дизайны офисов – донести до казахстанцев. Я часто путешествую, вижу, как там оформляют свои дома, квартиры. Они не загромождают мебелью, как у нас, у них открытые стены и обязательно в каждой квартире по 3-4 фотографии. Вот эту культуру хочется привить.
- Скажите, а в каком тираже у вас каждая фотография?
- Хороший вопрос. Есть художники, которые написали картину, и она стоит порядка 10 тысяч долларов. А если ты знаменитый фотограф, который сделал фотографию и она стоит 10 тысяч долларов, то не каждый может себе позволить купить такой снимок за такие деньги. Галерея подписывает с данным фотографом контракт, выкупает право на фотографию, на лимитированный выпуск, скажем, в количестве 1000 штук. И каждая фотография продается в галерее по цене от 80 до 100 евро. Фотограф свои 10 тысяч долларов получает, но у 1000 людей есть доступ к его фото. Каждая фотография изготавливается в специальной лаборатории, в Германии, их подделать невозможно.
- А сколько всего у вас фотографий в галерее?
- Около 1000.
- Теперь давайте поговорим о ценах. К примеру, эта фотография – город Нью-Йорк. 500 тысяч тенге. Что в стоимость вложено?
- Цены во всех галереях устанавливаются одинаковые. Стоимость объясняется тем, что это лимитированный тираж. Во-первых, эта фотография прошла жесткий отбор из 10 тысяч фото. Собирается большая комиссия, 50 экспертов, я видел, как это происходит. Эти люди собираются в большом актовом зале, делятся на 5 групп. И каждый стол отбирает фотографии, достойные наград. После этого фотограф подписывает контракт с галереей.
- Давайте масштабнее о цифрах. Сколько денег вы потратили на то, чтобы начать этот бизнес?
- Я когда начинаю бизнес, не всегда знаю финишную цифру. Я человек азартный, признаюсь. Эта галерея очень дорого мне обошлась, только строительно-ремонтные работы обошлись порядка 300 тысяч долларов, закуп фотографий нам обошелся в 200 тысяч долларов. Логистика, растаможка – тоже порядка 50 тысяч, если все это суммировать, наверное, в полмиллиона долларов точно.
- Сама франшиза во сколько вам обошлась?
- Паушальный взнос 30 тысяч евро, ежегодный.
- Какие обязательства несет YellowKorner?
- Ежегодно, 2-3 раза в год приезжает специалист YellowKorner, проверяет концепцию, соответствуем мы ей или нет, проверяет выкладки фотографий и консультирует наших сотрудников по презентации фото.
- И на этом ваше сотрудничество заканчивается?
- И постоянно YellowKorner отправляет нам новые образцы, новые фотографии, которые у них в топе. У каждой фотографии есть свои рейтинги, они нам показывают статистику, объясняют, какие нужно вперед продвинуть, какие отложить.
- Как давно работает ваша галерея?
- Мы открылись в декабре 2017 года,
- Полтора года, как успехи?
- Пока тяжело, если честно. Не каждый понимает философию галереи, многие смотрят и удивляются ценникам. Потому что в среднем фотография обходится в 80 евро – 40 тысяч тенге. Не каждый понимает, почему фотография должна столько стоить. Мы объясняем, что это limited edition, творческий проект, здесь само качество, сама подача –формат европейский. Интересно, что в нашей галерее вот эти большие фотографии более популярны, нежели небольшие.
- За полтора года сколько ваша галерея уже успела заработать? Подбивали такую цифру?
- Такую цифру мы еще не подбивали. Мы не можем, честно говоря, проследить наши продажи, они хаотичные. Может прийти один клиент и купить 5 фотографий, причем они все большого формата, по цене от 1 миллиона тенге.
- Такое часто бывает?
- 2-3 раза в месяц. А потом затишье. Опять большие продажи и снова затишье. Мы вот эту динамику не можем проследить и понять. Причем все клиенты, которые купили у нас фотографии, они все вернулись, еще покупают и покупают. Сейчас мы пытаемся создать базу постоянных клиентов, которые нам делают основные продажи.
- А сколько фото продали за полтора года?
- Тоже не отвечу. Так скажу – тот заказ, который мы сделали в первый раз, на старте, теперь мы подошли к тому, чтобы делать новый заказ. 1000 фотографий мы привезли, их уже разобрали.
- А кто ваши покупатели? Портрет клиента не пробовали составить?
-50% постоянные клиенты – те, кто любят большие форматы, это очень успешные люди, 30% – люди берут на подарок, возвращаются и переходят в разряд постоянных клиентов, и 20% – это те, кому просто понравилась фотография.
- Рустам, 500 тысяч долларов вы потратили на все. Не сожалеете? Не боитесь, что казахстанцы так и не примут ваш продукт?
- Я настроен позитивно. Сейчас рассматриваем варианты, чтобы выйти на Астану. Еще одну галерею планируем открыть здесь, в Алматы, сейчас ведем переговоры с ТРЦ. Это творческий бизнес, он мне нравится, я от него, можно сказать, кайфую. Да и особо не надеюсь, что это будет коммерческий проект, это творчество. При этом бизнес не убыточный. Он себя окупает, в ноль точно уходим, иногда в плюс.
- Успехов, вам, Рустам. Спасибо за беседу.