На площадке Almaty Management University представители fashion-индустрии обсудили тренды, вызовы и возможности Казахстана в модной сфере. Сегодня основными странами, наполняющими рынок одежды, остаются Китай, Турция и Россия. Местным дизайнерам следует уделять больше внимания изучению бизнес-процессов, чтобы не оставаться в стороне и уметь реализовывать свою продукцию, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам заместителя директора представительства АО «Kazakh Invest» Алтынай Мукановой, сегодня в Казахстане действует 984 предприятия легкой промышленности. Это швейное производство и малые кожевенные производства, которые дислоцируются в южных регионах.
«На этих предприятиях трудятся 12 тыс. человек, в основном это женщины. В Казахстане доля легкой промышленности занимает всего 1% в сравнении с Китаем, где доля рынка легкой промышленности занимает 40%, в Индии 60%. Это можно рассматривать и с отрицательной, и с положительной стороны. С положительной – значит, есть ниши для развития и конкуренции мало», - говорит Алтынай Муканова.
Как замечает руководитель бизнес-инкубатора Almaty Management University Данияр Медетов, рынок fashion-индустрии в Казахстане отстает в развитии от всего мира на несколько лет. Проблема в том, что дизайнеры не считают себя предпринимателями и не умеют продавать и коммерциализировать свою продукцию.
«Совместное исследование с нашими британскими партнерами показало, что у нас в развитии fashion-индустрии есть много пробелов. У дизайнеров слабое понимание своего бренда, его качества и в целом рынка. Но у нас практически нет программ, чтобы обучить их этому. Кроме Kazakhstan Fashion Week, я на сегодняшний день не знаю другой организации, занимающейся качественной программой обучения», - говорит Данияр Медетов.
Кроме того, дизайнеры не получают инвестиций для дальнейшего развития, соответственно нет поэтапного перехода на коммерциализацию.
«Все остается локальным, и даже в Центральной Азии о нас никто не слышит. Помимо проблемы узнаваемости и качественной программы обучения для дизайнеров и предпринимателей, есть и третье - это боязнь самих дизайнеров узнавать новое и выходить за пределы Казахстана», - отмечает руководитель.
Чтобы дизайнеру сегодня стать востребованным и суметь продать свой продукт, необходимо владеть не только своим ремеслом, но и бизнес-процессами. Среди них брендирование и smm.
«Дизайнеры должны понимать потребности клиента, знать его портрет. Но они этого не делают, поэтому их и не хотят покупать. И у нас еще не сформирована культура покупки одежды у местных дизайнеров, та самая, что есть на Западе. На это нужно еще около 10-15 лет. Это культура носить правильную одежду и обращать внимание на ее качество», - замечает собеседник.
Культура покупки вещей через интернет остается пока также в стороне. У людей нет доверия к бренду и компании.
«Наши дизайнеры редко продают вещи через интернет-магазин. Только 20% населения знают, что такое интернет-магазин, и покупают через него одежду. Поэтому мы сейчас на пять лет подписали контракт с нашими партнерами из британского совета. Мы будем развивать тему fashion предпринимательства, исследовать ее и адаптировать под наших дизайнеров, и мы выйдем на всю Центральную Азию», - сказал Данияр Медетов.
Главным конкурентом дизайнеров остается масс-маркет. И покупатели отказываются от единичных брендов в его пользу.
«Одежда в масс-маркете стоит порой дороже, чем одежда наших дизайнеров (потому что себестоимость их работы маленькая). И, если дизайнер правильно брендирует себя, правильно занимается smm и находит своего клиента, то сможет стать миллионером. И у меня много таких примеров. У нас есть преимущество перед масс-маркетом, т. к. у них цены повышаются, а качество нет. А у местных дизайнеров можно купить дешевле, но качественней», - объясняет ситуацию собеседник.
При этом, чтобы стать востребованным, дизайнер должен ориентироваться только на портрет своего клиента. Для этого не стоит жалеть ни денег, ни времени.
«Многие считают, что если бизнес пошел, то будет жить 20 лет. Но это не так. 97% бизнеса в fashion-индустрии через три года закрывается. Вопрос почему? Потому что нет ценности предложения в их проекте, не знают своего потребителя и конкуренции. И мы занимаемся тем, чтобы вывести этих людей на новый уровень. Как инновационный хаб, предоставляем возможность сумасшедшим дизайнерам научиться правильно подходить к коммерциализации своей продукции. И мы будем обучать их этому бесплатно», - подытожил Данияр Медетов.