Озеленение офисов и уход за созданным оазисом при кажущейся простоте на самом деле работа для профессионалов. Они могут не только воплотить желания клиентов, подобрав неприхотливые и красивые растения, но и уложиться в ту сумму, которую частное лицо или компания могут позволить себе на это потратить, рассказал в интервью «Капитал.kz» директор компании GreenSunGarden Евгений Иванов. Его бизнес начался с поездки в Китай, а компания стала пионером в области фитодизайна в стране.
- Как вы запускали свой бизнес?
- Пять лет назад я поехал на всекитайскую выставку в Гуанчжоу, которая проходила почти 30 дней. И там я впервые увидел горшки с автополивом. Их производила гонконгская компания на территории Китая. Меня привлекла сама технология. В такой горшок сажается растение с дренажем, через 2 месяца в отверстия на дне прорастают корни, после этого в горшок заливается вода. Уровень воды определяется с помощью специального поплавка. Корни пьют воду по мере необходимости, то есть можно уехать на 4-5 недель из дома и не волноваться о судьбе своего растения. С того момента начался мой бизнес. Я создал команду – нанял менеджеров, которые стали продавать эти горшки.
Но потом клиенты стали просить, чтобы мы в эти горшки что-нибудь посадили. Затем появились заказчики, которые хотели, чтобы мы сделали фитодизайн для помещений. Мы наняли специалиста по растениям и стали делать такие проекты: приезжали на объект, фотографировали, потом с помощью компьютерной программы разрабатывали дизайн и показывали заказчику, где и как в помещении будут расставлены горшки с растениями. И эта услуга очень хорошо пошла.
- Расскажите об одном из своих проектов.
- Например, мы делали фитодизайн для магазина «Судук», где продают верблюжье молоко от одного из крупнейших хозяйств в Казахстане. Этот магазин расположен на территории огромного ресторана с казахской национальной кухней. Мы по заказу сделали для них большую вертикальную «живую» стену в зале: на 3 квадратных метрах расположили 120 растений в горшках greenwall. Они монтируются таким образом, что после полива вода по дренажной системе стекает с верхних в нижние горшки. Во-первых, это красиво выглядит. Во-вторых, такая стена дает большое количество кислорода.
- Это были какие-то экзотические растения?
- Нет. Интерес к экзотическим растениям есть, но они требуют большого ухода, а это затратно. Можно купить пальму, которая проживет 2-3 месяца и погибнет. А цена немаленькая. Цена зависит от высоты растения: чем старше, тем выше и, соответственно, дороже. Например, самая популярная финиковая пальма такая, что зайдя в помещение, вы сразу ее заметите, стоит 60-70 тысяч тенге. Ей нужен хороший горшок по размеру корневой системы, потому что пальма, как бы странно это ни звучало, любит воду. В среднем с посадкой она обойдется в 100 тысяч тенге. Обслуживание пальмы, в данном случае одного растения, обходится достаточно дорого. Выезд бригады к клиенту раз в неделю стоит, как минимум, 15 тысяч тенге. Поэтому выгоднее, когда у клиента небольшой сад. Минимальная стоимость ежемесячного обслуживания офисных растений – 60 тысяч тенге.
После того как мы разработали и воплотили, берем офис на обслуживание. Это по желанию заказчика, потому что некоторые сами готовы ухаживать за растениями.
- Откуда вы привозите растения для клиентов?
- В основном в Казахстан везут растения из Голландии и Бельгии. Голландия – мировой лидер повыращиванию и продаже растений. В день на аукционах там продают по несколько десятков тысяч растений. На специальной ленте в зал въезжает, например, ящик со срезанными розами – это лот номер такой-то. Сидя за компьютером, потенциальный покупатель видит на дисплее всю спецификацию на них. Забирает цветы тот, кто предложит наибольшую цену.
На нашем рынке чаще всего можно увидеть привезенные из Голландии фикусы, пальмы, так называемые долларовые деревья.
- Были ли в вашей практике проекты по созданию оранжерей или зимних садов?
- Зимние сады – очень специфичная вещь. Одно время на них был большой спрос. Но дело в том, что в нашем регионе очень агрессивное солнце, а зимний сад требует прозрачных потолков. Поэтому летом растениям в нем очень жарко, нужно устанавливать мощную систему вентиляции. Соответственно, лучше всего делать оранжерею в полутеневой стороне, но тогда ей необходима искусственная подсветка. Одна из больших проблем нашего климата – пониженная влажность. Максимальный уровень влажности воздуха в квартирах, офисах составляет 30%, а для растений нужно не меньше 50%. Значит, в зимних садах и оранжереях приходится ее повышать с помощью техники, либо устанавливать фонтаны или водопады. Тот опыт, который у нас был с оранжереями, в нем использовались фикусы, они бывают разной формы с разными листьями. Когда к нам обращаются и просят создать такой проект, приходится объяснять все эти нюансы. Недешевое удовольствие.
- Сколько это стоит?
- На создание хорошего зимнего сада площадью 100 кв. м с раскидистыми растениями, лавочкой, мини-прудиком или водопадом придется потратить примерно 5 млн тенге. Это минимальная цена. Уход за ним будет стоить 150-250 тысяч в месяц. Поэтому профессиональных зимних садов у нас в городе очень мало. Компании предпочитают просто озеленяться. Стена, про которую я вам рассказал, стоила 1,25 млн тенге. Ежемесячное обслуживание стоит 80-100 тысяч. За эти деньги мы ухаживаем за растениями, в случае болезни или гибели, меняем их, следим за качеством стены – где-то надо добавить растений, где-то убавить. Растения, как дети, пока растут, болеют, могут появиться вредители, поэтому требуется обработка. Кроме того, нужна регулярная обрезка, замена почвы.
- Где наиболее востребованы ваши услуги?
- 80-90% наших клиентов из сектора В2В и 15-20% – частные лица. Наши услуги стоят выше среднего. Проект в офисе, где мы ставим 10 растений, полутораметровое деревце, кашпо с горшками с автополивом, стоит 600-700 тысяч тенге. Чтобы хорошо ухаживать за растениями, нужно быть либо профессионалом, либо фанатом этого дела. Растения в офисах недоливают, потому что про них забыли, или переливают, потому что льют жидкость все, кому не лень. Именно перелив чаще всего становится причиной болезней или гибели растений. А специалист знает, как ухаживать, как лечить.
- Насколько это рентабельный бизнес?
- Это не добыча нефти и металлов, поэтому сверхприбыли тут нет. В первый год, когда только запустились, зима была достаточно сложной, потому что нужно было многое изучить, освоить на практике. Но на самом деле в нашем бизнесе нет сезонности. Больше всего заказов приходится на период с сентября по июнь.
Например, в ноябре у нас было 8 заказов при том среднем чеке, который я назвал выше. Среднемесячный оборот у нас составляет 5-6 млн тенге. На рынке есть компании с гораздо большими денежными потоками – 2-3 млн тенге в день. Но они ориентированы на массовую продажу растений. Мы же заточены на точечное обслуживание клиентов, разработку проектов. У каждого своя ниша. Но мы не остановились на фитодизайне, а пошли дальше в своем бизнесе.
- Что вы добавили?
- Стабилизированный мох итальянского производства. В последние 10 лет стабилизация растений стала очень популярной. Сок в растениях заменяется на глицерин, и это их бальзамирует. Мох – это новое веяние в фитодизайне, появившееся 2-3 года назад. Его используют для декора, например, для создания картин. Корешки, веточки, мох – вот вам картина «Дикий лес», которая может просуществовать 5-6 лет. За мхом не нужно ухаживать, главное, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи, и он не любит полного погружения в воду, опрыскивать можно. Мох натурального цвета стоит 95 тысяч тенге за кв. м. Кроме того, есть окрашенный ярко-зеленый мох по 160 тысяч тенге и по 220 тысяч тенге за квадрат.
Мы привозим из Европы самые качественные искусственные растения. Например, лимонное дерево из Бельгии с натуральным стволом и очень качественной листвой у нас стоит 119 тысяч тенге. Это точная ботаническая копия растения. Неспециалисты издалека не отличат его от живого дерева. Это популярный продукт. Во-первых, не у всех компаний есть необходимые условия для того, чтобы живое растение могло жить и чувствовать себя хорошо. Мало света, сквозняки, кондиционеры.Во-вторых, – не все хотят ухаживать за живыми растениями. В-третьих, – это выгодно, потому что не требует дополнительных затрат.
- Какие риски существуют в вашем бизнесе?
- Если мы покупаем растения впрок, то должны содержать их в таком идеальном состоянии, чтобы можно было продать. Это не золотые изделия, которые можно положить в коробочку, потом через полгода достать, а с ними ничего не случилось. То есть нужно вкладывать деньги не только в покупку, но и в уход.