Первые отечественные наборы робототехники для детей Bozbala появились на рынке в 2017 году. Сейчас учеников обучают с помощью специальных наборов азам этой прикладной науки в 14 школах и образовательных центрах Алматы. Автор проекта и руководитель компании Inventive Дастан Рахатов планирует снабдить робокомплектами все школы страны. Он рассказал корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» о перспективах своего бизнеса.
Первые шаги стартапа в стенах альма-матер
В университете особое внимание я уделял робототехнике и часто сталкивался с большим количеством подводных камней. Я следовал различным пособиям и инструкциям роликов в интернете, но на практике многое не получалось. Это заставило меня задуматься, может это не мое, может слишком сложно для меня. Но в силу характера я пробовал заново и искал пути решения.
Во время учебы в вузе появилась идея создать специальные наборы робототехники для детей. Многие из них хотят собирать и делать что-то необычное своими руками, но для этого не было нужных условий, необходимого инвентаря, учителей, которые могли бы все объяснить и помочь. Ребята быстро теряют интерес, особенно когда встречаются с какими-то трудностями, и в них всегда нужно поддерживать энтузиазм.
Стремление обучать детей поддержал мой преподаватель по программированию. Впоследствии он стал моим ментором на стадии разработки отечественных робонаборов. Я считаю наше партнерство немаловажным фактором успешного старта. Большую поддержку я получил в своем вузе. Университет является площадкой для стартаперов и инвесторов, а хорошая бизнес-идея не заставила долго ждать финансирования. Спустя год разработок и тестирования наших учебных пособий в 2017 году мы вышли на рынок с первой продукцией. Офис в стенах родного вуза мне, как и другим студентам-стартаперам, предоставил ректор. В итоге мои расходы на запуск бизнеса сократились в разы.
На начальном этапе стоимость проекта составляла 3-4 млн тенге. Инвестиционные вложения окупились уже в течение года. Рынок сбыта в Казахстане большой, а конкуренция низкая. Обучение робототехнике – очень перспективная отрасль и находится в тренде. К тому же дает возможность вывести бизнес за пределы Казахстана для обучения детей в соседних странах.
Пока мы оснастили наборами 14 школ и учебных центров Алматы, обучили технологии местных преподавателей, также можем отправлять для проведения занятий своих специалистов. Сейчас мы ведем переговоры с Министерством образования РК. Дело в том, что школы не могут закупить то, что не утвердило министерство. Поэтому в планах утвердить и стандартизировать наши учебные пособия и саму технологию обучения, чтобы внедрить ее во всех школах и колледжах страны, а затем выйти на внешний рынок.
Чем отличается технология казахстанских робонаборов
Наборы Bozbala в корне отличаются от знакомых многим родителям и детям конструкторов Lego, где есть только одна модель. В наших базовых наборах можно создавать от 17 моделей роботов. После прохождения начального курса детям предлагают продвинутый уровень с 37 моделями различных роботов. С каждым продвижением ребенок поднимается на ступень выше. Наборы расширения будут дополняться новыми датчиками, сенсорами и усложняться. Наша цель: к 2020 году довести количество модулей до 50 или до 100 из одного набора.
На самом деле, научиться строить роботов, начиная от светофоров и пианино до бионических рук и гуманоидов, не так сложно. Особенно для детей, которые схватывают информацию на лету. Робототехника, как азбука, осваивается постепенно: получив базовые знания, ученики наращивают и совершенствуют свои навыки.Дети могут обучаться в группах и индивидуально дома. И тем, и другим доступно пособие на трех языках на нашем официальном сайте, а также различные видеоуроки. Стоимость одного робонабора составляет 25 тыс. тенге.
У школ, использующих технологию Bozbala, есть специальные аккаунты, где ученик выкладывает видеосборки роботов, учитель оценивает работу, а родители отслеживают достижения своего ребенка. В 2020 году мы хотим утвердить поурочные планы для преподавания робототехники в школах. То есть педагогам не нужно самим создавать учебный материал, мы можем предоставить им полный пакет инструментов, даем возможность сразу начать преподавать.
Отличительная особенность нашей методики заключается в том, что это теория, практика и проекты в одном комплекте. Сама отрасль робототехники делится на разные категории, это IOT (Internet of Things), отрасль STEM-обучения, есть отрасль, которая совмещает DIY, где дети делают свои поделки, учатся работать с 3D-моделированием. Все это есть на наших курсах. Электронные компоненты нам поставляют из Китая, Беларуси и России.
Дети берут пример с Илона Маска
Наши ученики осваивают язык программирования, которому сейчас обучают во многих университетах. Они не конструируют блоки, соединяя друг с другом, а уже работают с электронными компонентами, резисторами, транзисторами, динамиками, датчиками утечки газа и отпечатков пальцев. Всем, что имеется в технике, которую мы используем в повседневной жизни. Эти навыки пригодятся не только в профессии, но и в быту. Им не составит труда починить бытовые электроприборы или что-нибудь запаять.
Первый этап обучения – программирование, где дети учатся писать код. Второй этап – сборка робота своими руками и загрузка кода. Для прототипов ребята используют картон и после успешно пройденных тестирований печатают пластиковый корпус своего робота на 3D-принтере.
Многие думают, что подобные курсы предназначены сугубо для мальчиков, но это не так. Очень удивляют своим подходом к робототехнике девочки, оказалось, что она дается им в какой-то степени лучше, потому что здесь нужен креативный подход. Если мальчики делают все очень правильно, не выходят за рамки того, что написано в инструкции, то девочки любят экспериментировать и отличаться от других. Около 35% в наших группах – девочки.
Отмечу, что здесь дети занимаются исключительно из интереса к робототехнике. Те, кого заставляют родители, долго не задерживаются. Многие маленькие инженеры хотят быть похожими на Илона Маска. Он их кумир. Изначально пальма первенства в этой индустрии принадлежала Японии, но с годами она сдала свои позиции. Активная тенденция к автоматизации производства наблюдается в США, возможно, потому, что у них хорошо работает маркетинг, и Илон Маск на сегодняшний день является примером для детей, увлекающихся робототехникой.
Мы начинаем обучать детей программированию с 6 лет, именно в этом возрасте у них раскрывается максимальный потенциал. Малыши быстро учатся говорить на языке компьютера, правильно писать коды и создавать собственные игры, анимации и мультипликации. При этом наша основная целевая аудитория – дети от 12 лет, которые начали изучать физику в школах. Нужно ориентироваться и делать ставку именно на это поколение казахстанцев, на маленьких энтузиастов, мечтающих стать Илонами Масками. Нужно улавливать это желание и точечно давать то, чему хотел бы научиться ребенок, и не довольствоваться тем, чему учат в школах. Я думаю, именно их поколение поможет Казахстану войти в число роботизированных стран мира.
При этом ограничений по возрасту в нашем центре нет. В последнее время стали часто обращаться родители наших учеников с просьбой обучить и их робототехнике, помочь сконструировать, к примеру, автополив для огорода или предлагают свои проекты. Для взрослых у нас организованы отдельные группы.
Следующая целевая аудитория – это В2В. То есть мы помогаем другим учебным центрам, которые заняты в робототехнике. На сегодняшний день это тренд, это профессия будущего. Мы можем обучить преподавателей образовательных центров или преподавать сами. Вместе мы можем эффективнее и быстрее поднимать эту отрасль в стране на новый уровень. Сейчас наш центр вместе с партнерами готовит ребят к участию в международных конкурсах по роботостроению. После отборочного тура, который пройдет в этом году в Астане, наши юные ученые отправятся на соревнования в Южную Корею.