Сегодня робототехника встречается практически во всех отраслях деятельности, включая промышленную, строительную, медицинскую, авиационную и даже бытовую. По сути, эта прикладная наука является важнейшей технической основой развития любого производства. В свою очередь она опирается на такие дисциплины, как механика, кибернетика, информатика, электротехника и т. д.
Очевидно, что в новом «технологическом переделе», когда тренд диктует цифровизация, потребность в кадрах, обладающих знаниями в данной области, с каждым днем будет только расти. Поэтому подрастающему поколению уже сейчас нужно помогать реализовывать свой потенциал в инновационных сферах, считает основатель проекта - школа робототехники «Лига роботов» (г. Нур-Султан) Санжар Шалкарбеков.
В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он рассказал, как приобретенные на курсах робототехники навыки помогают развивать у детей инженерное мышление, сколько инвестиций им было вложено в образовательный проект, а также какие возможности открылись для его бизнеса в период карантина.
- Санжар, расскажите, как вам пришла идея открыть школу робототехники для детей и почему вы выбрали именно это направление?
- Идея создания образовательного проекта в Казахстане пришла в 2014 году, когда я изучал сектор промышленной и сервисной робототехники. В то время я еще работал в корпоративном секторе в Москве.
Тогда за основу решил взять методику и франшизу российского проекта «Лига Роботов». В 2016 году мы провели подготовительную работу, а в 2017-м уже запустили занятия по робототехнике в трех точках Нур-Султана.
Сегодня на наших уроках ученики собирают роботов и пишут для них программы. Что занимательно, в процессе они изучают 8 видов передач по механике. Помимо этого, ребята привыкают работать в команде, ведь робототехника - это такое междисциплинарное явление, где нужен свой инженер по материалам, электротехник, программист и т. д.
Изначально, запуская этот проект, я ставил цель помочь подрастающему поколению реализовать свой потенциал в инновационных сферах. Более того, нашей «амбициозной» миссией является «воспитать казахстанского Илона Маска».
Я верю, что, если мы создадим такой «бульон» - некую экосистему, где «варятся» тысячи детей, из этой тысячи обязательно найдутся сотни одаренных, а уже в этой сотне - десять суперталантливых, из которых один уникум точно «выстрелит».
Вместе с тем я считаю, что технические навыки, приобретенные с детства, и накопленный опыт помогут нашим воспитанникам в будущем претендовать на гранты и стипендии в лучших технических вузах мира, быть востребованными на международном рынке труда и создавать свои стартапы-единороги.
- В какую сумму обходится обучающий пакет по робототехнике?
- Сначала мы запустили курсы по робототехнике в офлайн-режиме. Занятия проходили по выходным, один раз в неделю. Стоимость месячного абонемента составляла 24 тыс. тенге. В этот пакет входило 4 урока в месяц продолжительностью 3 часа. Между тем полное обучение предполагает 16 уровней методики.
Во время карантина стоимость пакета поменялась за счет того, что обучение проходило онлайн и уже вместо одного раза в неделю - два раза, то есть, по сути, родители предпочитали покупать детям двойной абонемент, на который мы делали скидку - 10 тыс. тенге. При этом наши сотрудники сами развозили наборы-конструкторы Lego и ноутбуки клиентам на дом, предоставляя в бесплатное пользование на два месяца.
- А какая возрастная категория детей у вас занимается?
- В основном это дети от 5 до 16 лет. Средний возраст 8-10 лет.
- Насколько ваш бизнес оказался в целом эффективным и как карантин сказался на его финансовых показателях?
- На самом деле наш бизнес подвержен сезонным колебаниям и привязан к учебному календарю. Операционная рентабельность проекта в сезон до принятия карантинных мер составляла 15-20%.
Тем не менее, когда объявили о ЧП, мы решили, что ситуация не должна помешать нам реализовывать миссию, поэтому полным составом вышли в удаленный формат и перезапустили занятия в онлайн-режиме с использованием виртуальных симуляторов по робототехнике. То есть за три недели мы переосмыслили бизнес-модель компании и адаптировали к новому цифровому формату. В конечном счете нам удалось правильно «оседлать» тренд.
Конечно, в первые месяцы карантина у нас были кассовые разрывы из-за невозможности начать работу, а также неготовности некоторых клиентов учиться дистанционно.
Однако летом спрос на наши курсы в онлайн начал восстанавливаться и оказался настолько высоким, что в этом отношении мы побили все рекорды прошлых летних сезонов. Только за одно это лето выручка компании составила более 10 млн тенге, что в 4 раза больше, чем за аналогичный период в предыдущие годы, когда наступал традиционно низкий сезон для учебно-образовательного сектора. Более того, из-за нарастающего спроса мы уже на начало августа почувствовали нехватку оборудования и стали выкупать технику у конкурентов, которые на тот момент остановили работу. Так нам удалось избежать сокращения персонала и сохранить состав педагогов.
Я думаю, что после пандемии с освоением сферы онлайн-обучения доходность нашего проекта будет меняться.
- Сколько инвестиций было привлечено в проект и когда у них заканчиваются сроки окупаемости?
- Первоначальные инвестиции в проект составили 16 млн тенге на период запуска проекта. Далее шли фазы роста, когда наша компания продолжала реинвестировать доходы и привлекать новые инвестиции, доведя их до 20 млн тенге. Единственным инвестором в проекте выступаю я.
Так как на этапе запуска мы много экспериментировали с форматами работы, IT-решениями, рекламными каналами, моделями кооперации с центрами-партнерами, проект рос не только органически, нам приходилось вкладывать стратегические инвестиции в развитие новых ниш.
Думаю, что понадобится еще года три, чтобы полностью окупить вложенные ресурсы.
Поскольку проект уже прошел стадию стартапа, для дальнейшего его расширения я планирую привлечь заемные средства банков, а также с целью распространения в регионах рассмотреть коллаборацию с центрами-партнерами на местах.
- Каких результатов уже удалось добиться на сегодняшний день?
- За четыре года работы количество обучающихся у нас за академический семестр возросло до 400 детей. До пандемии в Нур-Султане функционировало 17 кабинетов. В настоящее время мы продолжаем сотрудничать с десятком столичных школ, оказывая консультации, обучаем их педагогов основам робототехники. С этого года мы начали вести кружок робототехники в РФМШ в Нур-Султане.
К тому же я считаю достижением, что уже второй год подряд наши ученики входят в состав сборной РК по робототехнике по линии World Robot Olympiad. На прошлом мировом финале World Robot Olympiad в ноябре 2019 года в Венгрии наша команда заняла 11-е место среди 92 команд-стран участниц - это достаточно хороший показатель.
В текущем году мы создали новое направление - школу спортивной робототехники «Лига Роботов Спорт», где обучается более 50 детей-спортсменов.
Также запустили благотворительный пилотный проект – занятия по робототехнике для детей с РАС (расстройством аутистического спектра) совместно с аутизм-центром «Асыл Мирас» в Нур-Султане. Специалисты центра заметили, что занятия положительно влияют на развитие навыков взаимодействия и коммуникаций у «особенных» детей.
- Сколько сотрудников задействовано в вашем проекте?
- В проекте занято около 45 сотрудников, включая преподавателей, из которых 15 человек трудоустроены в офисе.
Здесь я хочу подчеркнуть, что у нас очень молодая команда - средний возраст работников составляет всего 22 года. В основном это перспективные студенты и магистранты вузов, имеющие опыт в технической сфере.
Кстати, благодаря этому наши педагоги легко находят общий язык с учениками, быстро обучаются и восприимчивы к новым трендам.
- С какими трудностями приходится сталкиваться в работе?
- Из операционных сложностей отмечу трудности в поиске финансирования для подготовки учеников-спортсменов на турниры. Этот процесс имеет длительный цикл - от 2 до 9 месяцев в зависимости от турнира. Команду учеников готовят к конкретному заданию, приходится выделять отдельное помещение, повышать квалификацию самого тренера, привлекать специалиста-психолога, закупать специфическое оборудование (датчики, детали). Такая подготовка обходится дорого, поэтому не всегда и не у всех родителей есть возможность материально поддержать своих талантливых детей.
В то же время как бизнес мы подвержены валютным рискам, так как закупаем импортное оборудования для образовательных целей. В целом проект ресурсоемкий (оборудование для занятий), и закупка техники составляет существенную часть бюджета.
- Планируете ли вы расширять бизнес или запустить другие проекты?
- Безусловно, мы продолжим и дальше развивать наш образовательный центр, кроме того, намерены распространить нашу деятельность в других городах и регионах Казахстана.
Будем углублять работу в турнирной робототехнике через расширение линейки курсов для детей-спортсменов, тренеров. Также в наших планах провести международный турнир по робототехнике в Нур-Султане.
Ну и совместно с коллегами по цеху - игроками образовательной робототехники мы продолжим популяризировать нашу нишу.