Среди обилия современных бизнес-историй новоявленных self-made путь Акмарал Басировой, пожалуй, особенно тернист. Женщина основала клининговую компанию «Ак алем» после 20 лет настоящих скитаний, разовых и небольших заработков на уборке домов и квартир, при тяжелейших семейных обстоятельствах. Не сломалась, не озлобилась, не опустила руки. В ее компании сегодня работают девушки, которые остались одни и самостоятельно воспитывают детей, порой с серьезными диагнозами. Свою историю алматинская Золушка рассказала редактору YouTube-канала «Персоны Капитала».
– Акмарал, в алматинском бизнес-сообществе о вас говорят как о женщине со стальной силой духа. Как закалялись? Какая история у вашего бизнеса?
– Расскажу как на духу. Мы в Алматы приехали в 1998 году. Я родилась в Жанатасе, все мое счастливое детство прошло в этом городе. Но в 1997 году, в марте, у меня без вести пропал отец. Мама, как говорится, осталась у разбитого корыта с тремя детьми. Не на что было нас кормить, Жанатас разваливался. Решили ехать в Алматы, чем-то заниматься. Мама всю жизнь работала на госслужбе, в больнице, никогда ничем не торговала. А сюда мы приехали и вышли на барахолку. Мне тогда 20 лет было. Что мы только не продавали! Встали немного на ноги, подали в розыск отца. И только в ноябре прошлого года мы узнали, что он погиб еще в 1998-м, скоро встречаемся с адвокатом, он расскажет нам подробности случившегося. С 20 лет в моей жизни начались скитания. Потом мама заболела онкологией, умерла молодой, в 52 года. Мне предстояло поднимать братишку и сестренку. Что я только не делала! Все как-то понеслось вниз. Решила, что мне нужен физический труд, терапия от плохих мыслей. Ребята одни помогли тогда: «Акма, давай, нужно уборку офиса сделать, тебе деньги нужны». Я выходила и уже на честно заработанные деньги домой приносила продукты. Я работала и риелтором, в субаренду коттеджи сдавала, занималась всем, что приносило доход. Но полюбила именно клининг. Когда приходишь в грязную квартиру, отмываешь до блеска, слышишь восторженный писк хозяйки – я очень кайфовала от этого. Всегда работала одна, чтобы ни с кем не делиться и всю сумму принести домой. И однажды мне сын говорит: «Твоя целевая аудитория – в Facebook, там сидят деловые люди, у которых нет времени на уборку». А я тогда про интернет и не слышала ничего.
– Молодец какой ваш сын, все правильно подсказал.
– Да, он зарегистрировал меня на Facebook, я там во все группы начала объявление закидывать: «уборка домов, квартир, уборка участков, гаражи вычистить, мусор вынести», все абсолютно. И начались там тысячные лайки и перепосты. Мне в подмогу уже и многодетные мамочки собрались. Люди стали мне в личку писать: «Акма, все будет хорошо». Оказывается, у нас уже привыкли к тому, что многодетные матери только просят, требуют: «У меня шестеро детей, помогите продуктами». А тут мы: «Дайте нам работу». И у нас такой большой поток заказов пошел, по 2-3 уборки в день. Мы вечерами уставшие, но счастливые бежали в магазины закупаться на заработанные деньги. Замечательное было время.
– Это какой был год?
– 2014 год.
– Тогда вы и основали официально «Ак алем»?
– Как-то на Курбан-айт я написала пост. У нас были девочки, у которых дети с диагнозом ДЦП, эти женщины не могла выходить на уборку, но в деньгах нуждались. И я предложила: давайте поможем. Одну уборку сделали в пользу этих детей, закупили продукты. И вот один человек мне написал: «Акмарал, я перевел вам 50 тысяч тенге, можете от моего имени развезти продукты?» Я с дочкой поехала, все взяли, отдали, фотоотчет сделала, чеки прикрепила. И, видимо, эта наша деятельность, что мы стали ездить в детские дома, дома престарелых, при этом сами многодетные мамы, у меня уже на тот момент пятеро детей было, – все это сыграло роль. Этот человек мне снова написал: «До каких пор вы будете сами убирать? Давайте, открывайте что-нибудь свое». Я говорю: «Деньги же нужны». Он пишет: «На оборудование выделим деньги, составьте смету».
– Он бизнесмен?
– Да, бизнесмен, очень хороший человек. Проспонсировал, выделил один миллион тенге на оборудование. Но, знаете, дело не в деньгах. Дело в том, что есть такие люди, которые обращают внимание на тех, кто стремится к лучшему. Он не только деньги выделил, он отправил меня к бизнес-коучу, к психологу, который со мной очень жестко отработала. Не знаю, если бы ее не было в моей жизни, у меня бы не очистился мой мозг. Столько всего произошло в жизни, столько шлака было в голове, я же тогда тупо пахала.
– Ну и наверняка были неуверенность в своих силах, страх?
– Страшная неуверенность была. Когда отец пропал, мы остались без ничего, мне казалось, что все от нас отвернулись в тяжелую минуту, что нас забыли родственники, которым мои родители в свое время помогали. Была куча комплексов, обид. Но я благодарю Всевышнего, что такие люди мне повстречались, моя жизнь изменилась на 180 градусов. Сейчас вспоминаю и заплакать боюсь.
– Название вашей родившейся компании передает ваше настроение тогда?
– Да, я очень хотела, чтобы название было казахским. Не знаю почему. Позже я познакомилась с еще одним бизнесменом, он помог мне организовать бизнес, научил вести бухгалтерию, по документации правильно работать. Если бы не эти навыки, у меня была бы страшная текучка. А сейчас у нас персонал держится тот же, что и был при открытии. Основной костяк держится.
– Давайте вернемся к событиям пятилетней давности. У вас есть деньги, опытные консультанты, с вами поработал психолог. Неужели заказы получали только в Facebook? Как продвигали себя?
– Только Facebook и сарафанное радио. Довольные клиенты пишут на моей странице отзывы, люди лайкают, берут мои контакты, мы все это время работаем только по этой схеме. Конечно, в любом бизнесе есть недовольные клиенты, но мы стараемся с ними дружить, обязательно едем на переуборку, с подарком. Каждый клиент для нас важен.
– Сколько мам у вас работает?
– Через «Ак Алем» прошли 50 мам. Все сначала обучаются – как мыть окна, как разговаривать с клиентом, соблюдать субординацию, не иметь зависть, потому что на фоне зависти бывает и воровство, мы ведь и в очень богатые дома приходим. Я сама через это прошла, сколько унитазов по Алматы я перемыла, не сосчитать. Только труд. А иногда, бывает, смотришь на некоторых мамочек и хочется у них детей забрать, потому что иждивенчество воспитывают в них своим примером. Я всегда своих девчонок учу: только своим примером должны показывать, как жить и зарабатывать нужно.
– То есть сегодня к вам может обратиться любая нуждающаяся мама, готовая работать? Обучите, покажете, дадите возможность заработать?
– Почему я на каждый объект выезжаю сама? Хотя ребята, которые мне помогали с бизнесом, говорили: «Акмарал, вы уже начальник, не должны ходить по квартирам, делегируйте». Но я сама люблю общаться с клиентом, это первое. И второе: я смотрю, как работает мама, как она элементарно держит тряпку. Бывают женщины, которые одной тряпкой могут и посуду помыть, и унитаз, и стены. Конечно, мы стараемся трудоустроить всех. Часто, бывает, ищут домработницу, мы тоже рекомендуем. Платят от 150 тыс. тенге, я с этого причем ничего не имею. Но рекомендую только надежных, кто не страдает клептоманией, работает аккуратно, умеет слушать – это тоже важно. Знаете, есть некоторые женщины, которые не любят, когда им замечания делают, критику не воспринимают, такие плачут, уходят. Остаются те, кто готов работать.
– Сколько зарабатывают ваши мамы?
– От 5 тыс. тенге за объект. К примеру, квартира в 60 квадратов, генеральная уборка после ремонта стоит 29 тыс. тенге – полностью, со стенами, кафелем, техникой, мебелью, все туда входит. Мы отдельно ничего не считаем, хотя другие клининговые компании берут 200-250 тенге за квадрат по полу, а потом добавляют кафель, стены и прочее. Так вот, 29 тыс., допустим, отработали 3 мамочки, каждая получила по 7 тысяч. Вчера, например, мы большой дом мыли. Там каждая по 8 тыс. заработала.
– Сколько заказов у вас в месяц или в неделю, как вам удобнее считать?
– В месяц около 50 заказов. У нас работают две бригады. Но берем мы не все заказы. У нас вообще в Алматы, если честно, не ценится труд уборщицы. Мы не хотим работать с офисами, потому что там 5 раз в неделю приходишь с 8 до 9 утра, моешь и получаешь 20 тыс. тенге, эти деньги только на дорогу и уходят. Невыгодно.
– Сколько зарабатывает ежемесячно ваша компания?
– $1,5-2 тыс. Но это не чистыми.
– Расходы какие?
– Расходов очень много. Химия, амортизация, машина ломается, налоги оплачиваем, форму обновляем, салфетки для уборки постоянно докупаем, скребки послеремонтные, терки, много чего нужно. Бензин тот же, очень много расходов.
– За пределы Алматы не планируете выходить?
– Да, хотим на следующий год открываться в Астане.
– Астанчан так же будете покорять, через Facebook? В Instagram вы есть?
– В Instagram не сильно ощутимый результат. Мы как появились в Facebook, там и сумели себе создать репутацию. Я прямо собой горжусь.
– Кто ваши заказчики? Портрет человека, который регулярно заказывает уборку.
– Бизнесвумен, многодетные обеспеченные мамы, беременных очень много, которые перед родами генеральную уборку заказывают, много новоселов. Мы ведь не только уборкой занимаемся, мы даем подработку и мужчинам: где-то кран починить, мы приехали, а там участок грязный, трава выросла. Вызываем ребят, мужчин, они все там чистят, пропалывают, сажают растения, в общем, занимаемся всем, на чем можно заработать.
– Акмарал, при этом вы – мать пятерых детей. Вас когда психолог настраивал на этот бизнес, предупреждал, что будет сложно и времени на семью, возможно, хватать не будет?
– А мне уже ничего не страшно после того, что я пережила. Дети у меня уже взрослые. Старшая дочка с 12 лет мне помогает, сын очень хорошо помогает. Мои дети столько всего мне обещают, я стараюсь их правильно воспитывать своим примером.
– Спасибо вам за беседу, процветания вам!