Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес. Об этом сообщил вице-министр финансов Канат Баедилов, представляя законопроект по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства в мажилисе, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Поправки направлены на упрощение процедур банкротства и реабилитации, сокращение сроков и упрощение ликвидации бездействующих должников.
"На сегодня процедуру банкротства проходит порядка 4 тыс. субъектов бизнеса, 400 предприятий в стадии реабилитации. Фактически субъектов бизнеса, находящихся в ложном финансовом положении, значительно больше. Также сложен процесс реабилитации тех, кто еще может удержаться на плаву", - отметил Канат Баедилов.
По его словам, в каждом четвертом случае суд выносит отказ о признании субъекта бизнеса банкротом, потому что суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогичная процедура при применении реабилитации - в каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя это тем, что должник является платежеспособным.
"Проект закона предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше 3 месяцев и факт «положительного» баланса. Это подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение", - рассказал Канат Баедилов.
Аналогично по банкротству. "Сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство. Суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия. Например, при наличии у компании актива в виде контрольно-кассового машины суд отказывает в признании ее банкротом, несмотря на ее огромные долги. Причина – должник не использовал все свои возможности по погашению долга за счет реализации активов", - проинформировал он.
Такой подход вынуждает компанию продолжать введение убыточного бизнеса. Поэтому проектом закона предусматривается «конкретизация входных критериев», позволяющая открыть процедуру банкротства, устраняется неопределенность и упрощается вход в процедуру реабилитации и банкротства.
"ИП на сегодня не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство. Проект закона предоставляет им возможность реабилитироваться", - констатировал вице-министр.
Проектом закона предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации. Это даст возможность компании приступить к исполнению плана реабилитации, не отвлекаясь на судебные тяжбы. Также установлен запрет на применение реабилитации, «если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло 6 месяцев».
По сокращении сроков проведения процедур банкротства предлагается передать несколько полномочий собраний кредиторов более мобильному комитету кредитора. За счет этого ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.
"Проект закона предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности", - сообщил Канат Баедилов.
Действующее законодательство предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство. "Проектом закона предложено конкретизировать состав преступлений должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба и законным правам и интересам кредиторов. То есть достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов", - заявил спикер.
Также документом предлагается упростить процедуру ликвидации длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства.
"На сегодня есть масса предприятий бездействующих, которые не применяют процедуру банкротства из-за сложности. Для их ликвидации проект закона предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора. Это позволит быстро и без лишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность", - резюмировал Канат Баедилов.