Рынок натуральной еды и здорового питания в Казахстане — только в зародыше, в отличие от России, где бум на развитие этого бизнеса наступил два года назад. Так что для казахстанского бизнеса это емкая ниша. Среди тех, кто решил заняться экофудом, и павлодарцы, бросившие хорошие заработки в столице, где работали в строительных компаниях, и открывшие «Зеленую ферму». «Инициатор проекта — Константин Шлейхер, это его детище. Сначала мы арендовали цех площадью 300 квадратов в Астане, астанчане в плане здорового питания более продвинуты, а потом решили вернуться домой и заняться этим бизнесом с размахом», — рассказала «Капитал.kz» коммерческий директор предприятия Татьяна Ивакина.
«Зеленую ферму» открыли в пригороде Павлодара — селе Мичурино. Место выбрано не случайно: рядом с областным центром (27 км), более низкая арендная плана за помещение в 500 кв. метров, из которых 200 кв. метров занимают посевы, есть чистая вода из скважины. Как отметила Татьяна Ивакина, пшеницу хлорированной водой из крана промывать нельзя.
Спрос и продвижение
Бизнес на здоровом питании хоть и имеет своих клиентов, но их круг очень ограничен. Впрочем, павлодарские предприниматели уверены, что число потребителей будет расти. «Пока мы реализуем товар в онлайн-режиме. В феврале будущего года нашему филиалу в Астане будет год. Филиал, скорее, громкое название. В Instagram есть отдельная страничка для Астаны и человек, у которого можно получить консультацию и приобрести товар. Недавно открыли страничку и для Алматы, появился интерес у населения. Вопрос логистики отрабатываем. К слову, в вопросе здорового питания, очень продвинутые люди — в Актобе, там высок интерес к нашей продукции. Возможно, в промышленном городе люди беспокоятся о здоровье», — говорит Татьяна. В ближайших планах — открыть веганский ресторан, чтобы продвигать идею здоровой пищи в массы и показать потребителю, как ее можно вкусно приготовить. Сегодня павлодарские рестораны приобретают микрозелень у «Зеленой фермы», но, скорее, с целью украшения блюд. Появился и потребитель из общепита. «Недавно к нам за продукцией заезжала женщина, она рассказала, что у них в селе своя столовая, где они включают в меню нашу продукцию», — говорит Татьяна Ивакина.
Специфика данного продукта, по ее словам, в том, что это не батончик или упаковка сока, который просто можно выложить на прилавок: «Мы популяризируем наш продукт, знакомим с ним людей, ломаем стереотипы. Самый результативный канал привлечения — прямые продажи, когда мы сами выходим на клиентов, рассказываем и объясняем».
«Зелень» за зелень
Вопросы финансового характера бизнесом воспринимаются неоднозначно. Предприниматели неохотно озвучивают эту сторону деятельности. Тем не менее представитель компании сообщила, что на начальном этапе в бизнес было вложено более 5 млн тенге. Вернуть заемные средства планируется в течение двух лет. Впрочем, расширение бизнеса требует новых инвестиций. Для этого Татьяна Ивакина прошла обучение по программе «Бастау», получив кредит под 6% годовых «плюс» два месяца «каникул».
Приобретение сертификата на свою продукцию компания посчитала необходимым условием, поскольку речь идет о питании. С августа цена на его получение составляет порядка 99 тыс. тенге. Документ нужен на каждый из продуктов.
Что касается реализации, то в день в среднем выполняется от трех заказов и выше. «Что такое один заказ? Это может быть баночка пророщенных злаков по цене 1 тыс. тенге за 200 грамм. А вот месячный курс напитка витграсс — шоковая заморозка сока из 5−6-дневных побегов пшеницы — составляет 12 тыс. тенге», — рассказывает она. По оценке бизнесменов, их покупатели — из разных слоев населения. «Люди хотят быть здоровыми. Справедливости ради, надо сказать, что не стоит делать из ростков панацею от всех болезней.Их просто необходимо добавлять в свой ежедневный рацион и тем самым обеспечивать организм необходимыми полезными веществами, витаминами и микроэлементами», — считает Татьяна Ивакина. Наибольшей популярностью пользуются ростки редиса, подсолнуха, рукколы. Ростки гороха хорошо берут местные рестораны для оформления, они не только полезны, но и красиво смотрятся на тарелке. Всего в меню «Зеленой фермы» 25 видов микрозелени, пять видов пророщенных злаков и витграсс. Продукция выращивается без грунта на питательных растворах.
Первые урожаи
«Начали с малого: закупили какое-то оборудование, что-то собрали сами и посадили первый урожай. Это был период проб и ошибок. Первый сбор ушел на угощение окружающих, необходимо было опытным путем узнать реакцию людей, вкусовые предпочтения», — рассказывает Татьяна Ивакина.
Семена для посадки подходят не все. Те, кто занимается посевами на больших площадях, производят потраву семян от вредителей. Для «Зеленой фермы» это неприемлемо. Используются только те семена, которые производятся на небольших фермах для себя. Вместо земли применяется гидропоника. На проращивание уходит от семи дней. Например, у редиса всхожесть быстрая. У других семян этот срок может быть до 14 дней. Ростки бобовых (горох, нут, чечевица, люцерна) — богатый источник витаминов С, А, В1, В2, ВЗ, В6, железа, марганца, кремния, бора, растительного белка. Такие ростки полезны при белковой, витаминной и минеральной недостаточности, при атеросклерозе и нарушениях сердечного ритма, при отеках почечного происхождения. Нут полезен страдающим от лишнего веса, он восстанавливает гормональный баланс организма. Ростки фасоли обладают сахароснижающим, мочегонным и противомикробным действием. «Сок ростков пшеницы является одним из самых здоровых на планете. Его получают из молодых зеленых побегов пшеницы, поэтому в нем нет глютена. Онсодержит в себе магний, калий, железо, цинк, медь, селен и тиамин — всего 92 элемента таблицы Менделеева», — говорит Татьяна Ивакина.
От ростков до кроликов
Не вся выращенная продукция идет на стол. Где-то есть спрос на вершки, а где-то на корешки. Выбрасывать невостребованную продукцию рука не поднималась, поэтому было решено заняться кроликами. Остановились на породе фландер. Выбор не случаен, это самая крупная порода кроликов. Взрослые весят семь кг, отдельные экземпляры — 10−12 кг и выше. На сегодня на ферме их уже около 300 штук. В планах довести эту цифру до 1 тыс. голов. «Несмотря на то, что это диетический продукт, совместить блюда из него в нашем веганском ресторане не получится. Мы провели опрос и те, кто употребляет в пищу только зелень, высказались против. Так что это будет другая страница нашего бизнеса», — говорит Татьяна Ивакина.
Сейчас решается вопрос, в каком виде предложить мясо на рынок, точно известно, что это будет уже готовое блюдо. «Потребитель предпочитает формат: купил — разогрел — съел. Цена на крольчатину планируется в пределах 2 тыс. тенге за килограмм», — сообщила Татьяна Ивакина. Не пропадут и шкурки, предполагается заняться их выделкой, такой специалист в команде есть, и сдавать в ателье.
В планах — географическая экспансия
Чем больше основатели фермы погружаются в бизнес, тем больше перспектив развития видят. Так, весной планируют запустить теплицу, где будут выращивать зелень к столу, тот же салат, укроп, петрушку и прочее. Спрос на эти продукты — круглогодичный. Причем в летний период цена на салат составляет около 2 тыс. тенге за килограмм. В планах наладить работу теплицы круглый год. «Ну и, конечно, главная задача — продвигать здоровое питание в массы. В планах открыть филиалы в Усть-Каменогорске, Шымкенте, Актау, Актобе. А потом уже можно и в приграничные районы наведаться», — делится Татьяна Ивакина.