Казахстан совершил значительный прорыв в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, ежегодно составляемый Всемирным банком. Если в прошлом году республика была на 36-м месте, то в этом — уже на 28-м.
РК заняла лидирующую позицию в мире по защите миноритарных инвесторов и по обеспечению исполнения контрактов, а также улучшила свои позиции по таким критериям, как открытие бизнеса, трансграничная торговля, выдача разрешений на строительство, подключение к электросетям и регистрация имущества.
В целом кажется, что проблем с ведением бизнеса в Казахстане нет. Но так ли объективен Всемирный банк, оценивая столь высоко позиции республики в рейтинге, и так ли на самом деле легко вести бизнес в стране? Об этом «Капитал.kz» поговорил с экспертами.
Станет больше инвесторов?
Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев заметил, что особого притока инвесторов после оглашения результатов рейтинга ждать не стоит. Инвесторов в регион привлекает, прежде всего, проверенная практика организации бизнеса в стране. Рейтинги, скорее, являются следствием уже проявленного интереса или, напротив, незаинтересованности со стороны предпринимателей.
«Но положительные изменения все-таки есть, и они явно способствуют улучшению инвестиционного климата. Например, за последний год в стране была существенно облегчена процедура регистрации предприятий за счет сокращения времени постановки на учет по налогу на добавленную стоимость», — подчеркнул аналитик.
По его словам, срок открытия предприятия в Казахстане уменьшился с 9 до 5 дней. Также упрощена трансграничная торговля путем введения электронной системы таможенной декларации «АСТАНА-1 ИС», сокращены сборы за таможенное администрирование.
А вот шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев заметил, что высокое место Казахстана в рейтинге Doing Business говорит о действительно осознанных усилиях, которые предпринимаются правительством, и что рейтинг интересен для инвесторов. Особенно в тех случаях, когда они еще не знакомы в достаточной степени с местной спецификой и только выбирают варианты, чтобы зайти в ту или иную страну.
Оценивая рейтинг
«Рейтинг может добавить стране очков, но все же бизнесмены понимают: рейтинг, конечно, носит формально-технический характер. Он не отражает финансовую устойчивость страны или рентабельность ведения бизнеса. А только говорит о возможности без излишних ожиданий и нервотрепки зарегистрировать предприятие, оформить собственность, получить разрешение на строительство или подвести к участку электрические сети», — отмечает Петр Пушкарев.
Например, рейтинг характеризует доступ к кредитным линиям для ведения бизнеса, но не учитывает размер процентных ставок по кредитам, рассматривает прозрачность и удобство налогообложения, но не сравнивает налоговое бремя по величине.
«Сложно говорить о настоящей объективности в вопросе, где же лучше инвестору открыть в итоге бизнес. Допустим, Казахстан и Россия выше Италии и Мексики более чем на 20 позиций, но далеко не факт, что в странах бывшего СССР легче вести бизнес, чем на юге Европы», — подчеркнул г-н Пушкарев.
Он добавил, что та же Грузия за счет радикального снижения коррупции и упрощения многих процедур находится в первой десятке рейтинга, рядом с Норвегией, Швецией и Великобританией. В то же время в Китае хотят сегодня работать все, но на протяжении нескольких последних лет подряд и вплоть до прошлого года Китай находился в Doing Business на 78−84-х местах: где-то рядом с Панамой и Кенией. И только в этом году Китай переместили вверх — на 46-е место.
«Китайцы должны, наверное, сказать спасибо, что обогнали Молдову, которая стоит сразу за Китаем следом, на 47-й позиции. Зато Турция с ее обвалившейся напрочь валютой переместилась в рейтинге Doing Business в этот раз не вниз, а вверх — аж на 17 мест по сравнению с прошлый годом: с 60-го на 43-е. Это выше Китая, между прочим, где дела идут куда более спокойно, а темпы роста ВВП хотя и замедляются, но по-прежнему превышают 6% в год», — подчеркнул Петр Пушкарев.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев заметил, что универсальных рейтингов не существует. Одни и те же критерии оценки будут давать в различных государствах совершенно разные результаты. Тем более что рейтинги, касающиеся оценки легкости ведения бизнеса, содержат значительное количество параметров, большинство из которых в национальных экономиках имеют существенный разброс.
«В Швейцарии, к примеру, при ведении бизнеса вы столкнетесь с немалым количеством законодательных ограничений, направленных на усиление транспарентности и улучшение качества конкурентной среды», — заметил эксперт. По его словам, в этом плане развивающиеся экономики могут на отдельных временных интервалах и по отдельным показателям, используемым в рейтингах, демонстрировать весьма неплохие результаты.
«В то же время устоявшиеся стабильные экономики редко способны демонстрировать значительные изменения большинства показателей. Если же подходить к вопросу объективно, то, конечно, бизнес во Франции, Швейцарии или Японии более привлекателен для большинства предпринимателей. Менее развитые страны могут представлять интерес для деловых людей, которые ориентируются на поиск новых, более рискованных, но и более доходных рынков», — сказал Алексей Коренев.
Кредитные рейтинги важнее
Заместитель директора аналитического департамента инвестиционной компании «Альпари» Наталья Мильчакова подчеркнула, что рейтинг Doing Business носит в основном имиджевый характер. Хотя многие развивающиеся страны и набирают большое количество баллов в этом рейтинге Всемирного банка по позициям транспорта, связи, коммуникаций, стоимости электроэнергии, и по этим параметрам вполне могут конкурировать в рейтинге с развитыми странами и даже их обгонять.
«Не думаю, что Казахстан как-то лоббировал повышение своей позиции в этом рейтинге, который не очень важен для международных инвесторов. Для финансовых инвесторов гораздо важнее, например, кредитные рейтинги от глобальных рейтинговых агентств и то, имеет ли страна кредитный рейтинг инвестиционного уровня. Вот это то, что по-настоящему важно», — заметила аналитик.
Аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов считает, что индекс легкости ведения бизнеса имеет ограничения в самой методологии расчета. Акцентируется внимание исключительно на изучении законодательной базы ведения бизнеса. На основе логических цепочек формулируется умозаключение. По сути, это формальный подход.
«Казахстан занимает 28-е место в рейтинге, но это ниже, чем у пяти постсоветских республик. Ранее РК занимала 36-е место. Действительно резкий скачок сумел осуществить Азербайджан, поднявшись на 25-е место с 57-го», — говорит аналитик.
Эксперт подчеркнул, что методология основывается на десяти внутренних индикаторах общего технического характера. Отсутствует привязка к экономическим индикаторам. Нет привязки к инфляции, емкости рынка, потребительским предпочтениям людей, конкурентоспособности отрасли. Также не учитываются коррупционная составляющая и уровень преступности. Кроме того, не учитываются специфика секторов экономики и цикличность экономического развития.
«На бумаге все гладко, а фондовый рынок в Казахстане до сих пор достаточно неразвит.
В целом рейтинг является научным исследованием. Как известно, практика — критерий истины. При комплексном подходе и учете мнения самих бизнесменов ранжирование в рейтинге было бы несколько иным. Однако даже при недостатках данный рейтинг важен для страны, так как подталкивает власти к созданию условий для ведения бизнеса», — заключил Данияр Джумекенов.