Три стартапа от TechGarden для ретейла будущего
АВТОР

06.11.2018 • 09:00 1505

Три стартапа от TechGarden для ретейла будущего

Магазины без очередей, доставка без ценовой накрутки и «ленивый» онлайн-магазин

«Капитал.kz» выбрал финтех-стартапы, ставшие победителями первой волны конкурсаказахстанского инновационного кластера TechGarden, для того чтобы понять, каким может быть в будущем ретейл в стране. Каждый из трех проектов был проинвестирован кластером на сумму $20 тыс. на этапе разработки и роста и все они — российские, так как одна из главных задач TechGarden — привлечение зарубежных стартапов в Казахстан.

Магазинам выгодно самим заниматься доставкой продуктов

Российский стартап Antimarket предлагает продовольственным торговым сетям занять первые места в гонке за онлайн-клиентом.

Главный вызов, с которым сталкивается стартап — организация качественной внутренней логистики. «Основа нашего проекта — это то, как отправляются продукты, а в этом деле много препятствий. Ни у кого в мире не получается качественно отправлять продукт с полок магазина, — говорит основатель Antimarket Андрей Ващенко. — Основное ядро нашего продукта призвано помогать торговой сети качественно, быстро и дешево собирать заказы и автоматизировать доставку». Вторая часть платформы — клиентская, это мобильное приложение, ее доля не более 10% от продукта.

«Есть рынок продуктов, и он практически полностью работает офлайн. Но вместе с тем составляющая онлайна в России растет большими темпами: за последний год этот сегмент вырос на 148%», — рассказывает Андрей Ващенко.

По мнению эксперта, бурный рост остается недооцененным по причине малого объема продаж: сейчас это всего 0,2% рынка. Однако в развитых странах эта доля равна 4−5%. В Великобритании онлайн продается 14% продуктовых товаров. «Для нас важно убедить собственников бизнеса, что через пару лет эта доля вырастет до 5%. И если не заняться этим сейчас, то доля рынка будет упущена», — говорит Андрей Ващенко.

Ключевая особенность предлагаемой стартапом модели — в организации работы онлайн-магазина. Antimarket настаивает на том, что организацией такой работы должен заниматься не склад, а сам магазин. «Доставлять продукты из магазина выгоднее, меньше времени уходит на курьерскую доставку. Дорогой рынок логистики — это главная трудность, с которой сталкивается онлайн-магазин», — уверен Андрей Ващенко.

Как отражается качество услуги на стоимости товара для клиента? «У магазина хватает маржи, чтобы обеспечить бесплатную доставку без завышения цены на продукты. Размер чека онлайн примерно в 10−15 раз выше среднего по магазину. Если средний чек в России — 300 руб., то средний чек онлайн — 3000 руб. Маржа магазина составляет 30%, эти деньги можно потратить на доставку, и еще останется прибыль, — уверен Андрей Ващенко. — Также интернет-магазин предупреждает потерю клиентов. Если клиент хочет заказать онлайн, а у вас этой услуги нет, он уйдет к вашему конкуренту. Еще один аргумент в пользу того, чтобы находить внутренние резервы для развития».

В качестве конкурентов в Казахстане с точки зрения конечного потребителя Андрей Ващенко называет такие проекты, как Office-Expert и Arbuz. Наш эксперт отметил и другой вид конкуренции в модели создания магазина-склада, это обычные веб-студии. «Если торговая сеть хочет такое сделать, она идет в веб-студию, которая разрабатывает проект. Но у студии нет необходимой компетенции, и это стоит дорого. А мы предлагаем готовое быстрое решение с гарантией результата. Как только все начнут поголовно делать интернет-магазины, тогда и наступит наше время на рынке», — говорит Андрей Ващенко.

По словам собеседника, активный поиск партнеров стартап начал минувшим летом. Сейчас Antimarket использует российская сеть Metro Cash&Carry, а это 80 гипермаркетов, Ozon.ru, региональная сеть «Фасоль». Текущая оценка компании — 150 млн рублей.

Главный враг торговли — очередь

Григорий Оттен, основатель российского стартапа Pay-Z, считает, что ретейл будет готов на перемены, если их потребует клиент. Поэтому стартап в первую очередь заботится об удобстве покупателя. «Мы подумали, если сможем показать покупателю удобный путь, если эффективно решим такую проблему, как очереди и ожидание, сможем подтолкнуть к переменам весь рынок», — говоритнаш эксперт.

Созданное мобильное приложение позволяет владельцу при посещении магазинов-партнеров обходиться без обращения в кассу. С помощью смартфона покупатель сканирует штрих-коды выбранного товара, которые оплачивает либо онлайн через телефон, либо у специальной стойки магазина.

Как на подобную модель реагируют системы безопасности торговых сетей, ведь в корзине легко спрятать и неоплаченный продукт? «По факту главный расхититель товаров розничного магазина — сами работники магазина, практика крупнейших торговых сетей России этот тезис полностью подтверждает, — говорит Григорий Оттен. — Поэтому у ретейлеров есть все основания доверять покупателям. Другое дело, что для подстраховки некоторые сети просят нас ограничивать сумму покупки через мобильное приложение».

По словам Григория Оттена, в последнее время стартап сместил фокус от масс-маркетов в сторону сетей премиум-формата, чьи клиенты ценят комфорт и понимают «фишку» хорошего сервиса. Клиентами стали четыре московские сети, включающие по несколько магазинов товаров премиум-сегмента. Параллельно, рассказывает Григорий Оттен, создано приложение для магазинов, в которых клиентов обслуживают продавцы-консультанты. Они сопровождают клиента, помогают сделать выбор, а в завершение при помощи приложения принимают оплату.

Формат работы, который не предполагает стояние в очередях на кассу, значительно увеличивает продажи. «В продуктовом магазине из-за очередей 3 из 10 покупателей отказываются от покупки. Если же говорить о сетях, торгующих одеждой или техникой, то очереди отваживают от покупки 7 из 10», — говорит Григорий Оттен.

Прибыль стартапа формируется за счет ежемесячных лицензионных выплат, которые магазины платят за использование программы — от 1 тыс. до 10 тыс. руб. Текущая оценка проекта — 100 млн рублей.

«Ленивые» онлайн-магазины для маленьких городов

«Наша программа — это конвейер по производству локальных торговых центров», — говорит Вячеслав Афанасьев, основатель российского стартапа PriceBox. Проект рассчитан на небольшие города, где этот формат торговли онлайн пока мало востребован.

Чтобы привлечь на свою сторону владельцев магазинов, стартап полностью снял с них заботу о наполнении виртуальных торговых площадей. «У 90% предпринимателей нет времени для этого занятия. Мы эту задачу решаем за них. Клиент скачивает наше приложение, в котором можно выбрать десятки магазинов, предлагающих любой товар от продуктов питания до детских игрушек или лекарств. Затем присылает нам список своих товаров и цены, на основании чего мы быстро создаем торговое предложение, — говорит Вячеслав Афанасьев. — Таким образом, на открытие нового онлайн-магазина уходит всего неделя. Впоследствии владелец просто сообщает, как обновился товарный ряд, как изменились цены, мы быстро обновляем предложение».

Стартап зародился в Якутске, сейчас успешно заполняет аналогичные ниши подобных городов с населением до полумиллиона человек. В Казахстане PriceBox работает в Усть-Каменогорске и Караганде. «В маленьких городах у нас ноль конкуренции. Но в этом есть и минус — люди медленно осознают удобство. Но все же число клиентов постоянно растет, — говорит Вячеслав Афанасьев. — Общее скачивание нашего приложения — 75 тыс., активных клиентов — 25 тыс. Зарабатываем на комиссии от продаж через сервис. Комиссия зависит от сферы деятельности организации, от 6 до 10%».

В качестве примера финансовых оборотов Вячеслав Афанасьев приводит данные по Якутску: в городе с населением 300 тыс. стартап ежемесячно зарабатывает 220−250 тыс. рублей.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

стартапы финтех-стартапы Tekh Garden

06.11.2018 • 09:00 1505

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Три стартапа от TechGarden для ретейла будущего
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика