USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96165.70$
-913.800

Почему выживает только 1 из 10 стартапов?

Тест рынком, акселерация и привлечение инвесторов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему выживает только 1 из 10 стартапов?- Kapital.kz

Можно ли молодой компании избежать поражения, действуя по заранее проработанной схеме? Насколько велик процент предпринимателей, которым удается добиться успеха в построении бизнеса? На какой стадии инвестор финансирует проект? И почему большинство стартапов терпят поражение? Ответы на эти и другие волнующие начинающих предпринимателей вопросы корреспондент центра деловой информации Kapital.kz узнал у генерального директора АКФ Tech Garden Санжара Кеттебекова.

— Санжар, скажите, есть ли причины, по которым большинство стартапов на ранней стадии терпят поражение? Что на это влияет?

— Стартап отличается от корпорации тем, что тестирует новые идеи. И не обязательно все новые идеи имеют право на жизнь. Крайне сложно предсказать, насколько хорош замысел, пока он не будет протестирован на реальном рынке. Только тест рынком показывает, что проект жизнеспособен с точки зрения коммерческого спроса, интереса рынка и т. д. Поэтому мы обычно ожидаем, что 9 из 10 новых и непротестированных стартапов прогорят. Если смотреть на статистику Кремниевой Долины, где условия еще жестче, то из тысячи стартапов только 1−2 становятся серьезной компанией.

Но на это нужно смотреть и под другим углом. Стартап — это не только идея, но и профессиональная сплоченная команда, которая способна развивать и продвигать определенную технологию. А это всегда в дефиците, поэтому зачастую происходит так, что корпорации покупают не сколько идею, сколько команду.

— А если говорить о тех, кто терпит поражение? Повлияло ли на это несплоченность команды и то, что стартап не подошел под требования рынка?

— Основная причина поражения — стартапы не прошли тест рынком. Второе — несбалансированный состав команды. При несбалансированной команде некоторые вещи можно увидеть сразу, при оценке бизнес-плана и применяемых технологий. Поэтому мы советуем, чтобы сооснователей было минимум двое, один из которых специализировался бы на технических аспектах, а второй на бизнесе. Довольно сложно превратить технологию, которой ты обладаешь, в хорошо воспринимаемый рынком продукт. Это серьезная задача для любого бизнеса, будь то корпорация, разрабатывающая новую бизнес-линию, или стартап, который предлагает новое на рынке решение.

bba0e08f2ff42ee4980955c3586.JPG

— Как стартапу можно избежать поражений и повысить шансы на успех проекта?

— Обычно для этого существует целый ряд инструментов. В частности, это качественные программы акселерации и инкубации на ранних стадиях. Тут молодая команда получает азы: как вести бизнес, с кем из инвесторов разговаривать, как работать с корпорациями. Как правило, акселератор значительно снижает риск развала молодых компаний. Основная задача акселератора зачастую состоит в обеспечении необходимого набора компетенций, которых не хватает команде, и в содействии при выходе на рынок.

Знаете, одно и то же решение можно преподнести рынку по-разному, адаптировав его, например, под банковский сектор, либо под страховые сервисы. Решение может меняться через структурированное обучение и работу с реальным корпоративным сектором. То есть в процессе тесного взаимодействия с потенциальными клиентами стартап переосмысливает первоначальное предложение рынку и нередко меняет продукт под целевого клиента. Другими словами, это возможность запустить проект в контролируемых условиях.

Как Фонд, мы видим сегодня большой интерес стартапов в программах акселерации. И здесь основная задача Tech Garden — это обеспечить стартапам «подушку безопасности», предоставить первоначальные инвестиции и помочь в ускорении. В свою очередь, у стартапов появляются не только необходимые компетенции, но и история финансирования, что очень важно при последующей оценке проекта частными инвесторами. В данном случае государство не берет на себя весь объем работы, а делает необходимый первый шаг. Дает импульс молодым компаниям через структурированные программы поддержки, как, например, Startup Kazakhstan (реализуется Tech Garden при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК).

— То есть определенной теории вероятности успеха нет?

— Это индивидуальный подход. Все подогнать под одну линейку невозможно. Тут разные бизнесы, продукты, сферы применения. У каждого сектора бизнеса есть определенные особенности, которые необходимо учитывать.

— Какой сектор экономики наиболее востребован для стартапов?

— Тот, который платит. Это простой ответ, но правдивый. Действительно, очень многое зависит от спроса и готовности крупных корпораций инвестировать в инновации. Это самая тяжелая из экосистем и, возможно, самая серьезная работа, к которой мы планомерно шли почти три года. Первостепенная задача это постараться перестроить менталитет корпоративного сектора, показав конкретные преимущества и выгоды от сотрудничества со стартапами. Наряду с этим необходимо предоставить четкие механизмы и инструменты, посредством которых корпорации смогут взаимодействовать со стартапами.

Во всем мире это уже серьезный тренд, и Казахстан находится в начале пути. К счастью, у нас уже есть целая группа корпораций, которые адекватно и продвинуто смотрит на стартапы как на источник инноваций. При этом это компании из традиционных секторов, среди которых Евразийская группа и Алтыналмас из горнорудного, Halyk Bank и Forte Вank из банковского сектора, а также ряд других. Казалось бы, что это очень консервативные институты, но сегодня они являются локомотивом спроса. И это очень радует, потому что они реально меняют тенденцию по адаптации инноваций в реальном секторе экономики. Со своей стороны как государственный фонд мы делаем все возможное, чтобы на первых этапах подтолкнуть стартап, где-то взять на себя риск и помочь им интегрировать свои решения в традиционные, консервативные сектора экономики.

99e70762d5428d9edf4eb05b743.JPG

— Каким стартапам больше всего верят инвесторы?

— Первое, на что смотрят инвесторы, — это трекшн на рынке, уникальность технологий, сбалансированный состав команды, и привлеченные ранее средства. Инвестору всегда интересна та компания, которая уже привлекла средства. В этом случае, он понимает, что у компании есть определенная культура, этика и опыт работы с деньгами. Так как бизнес молодой, в таких аспектах существуют определенные риски. Важно понимать, что инвестиции — это не грант и не бесплатные деньги. Привлекая инвестиций, стартап передает определенную долю, практически впуская в совладельцы постороннее лицо. Поэтому следует внимательно относиться к репутации и опыту инвесторов, которых стартап привлекает. Это имеет очень большое значение.

— Санжар, и, как по вашему мнению, всегда ли большие усилия ведут к большим результатам?

— Нет, не всегда. Разумеется, всегда есть уникумы, которые могут сделать все самостоятельно, но таких людей очень мало. Гораздо эффективнее, когда усилия прилагаются в конкретном направлении. Молодой компании, у которой нет опыта, очень тяжело самостоятельно определить верный путь. Поэтому и существуют профессиональные участники рынка — акселераторы, инкубаторы, менторы, которые поддерживают и продвигают стартапы сквозь все перипетии рынка. Соответственно, у стартапа появляется возможность избежать множества распространенных ошибок и сконцентрироваться на своих сильных сторонах, а этим следует пользоваться.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.