Можно ли молодой компании избежать поражения, действуя по заранее проработанной схеме? Насколько велик процент предпринимателей, которым удается добиться успеха в построении бизнеса? На какой стадии инвестор финансирует проект? И почему большинство стартапов терпят поражение? Ответы на эти и другие волнующие начинающих предпринимателей вопросы корреспондент центра деловой информации Kapital.kz узнал у генерального директора АКФ Tech Garden Санжара Кеттебекова.
— Санжар, скажите, есть ли причины, по которым большинство стартапов на ранней стадии терпят поражение? Что на это влияет?
— Стартап отличается от корпорации тем, что тестирует новые идеи. И не обязательно все новые идеи имеют право на жизнь. Крайне сложно предсказать, насколько хорош замысел, пока он не будет протестирован на реальном рынке. Только тест рынком показывает, что проект жизнеспособен с точки зрения коммерческого спроса, интереса рынка
Но на это нужно смотреть и под другим углом. Стартап — это не только идея, но и профессиональная сплоченная команда, которая способна развивать и продвигать определенную технологию. А это всегда в дефиците, поэтому зачастую происходит так, что корпорации покупают не сколько идею, сколько команду.
— А если говорить о тех, кто терпит поражение? Повлияло ли на это несплоченность команды и то, что стартап не подошел под требования рынка?
— Основная причина поражения — стартапы не прошли тест рынком. Второе — несбалансированный состав команды. При несбалансированной команде некоторые вещи можно увидеть сразу, при оценке бизнес-плана и применяемых технологий. Поэтому мы советуем, чтобы сооснователей было минимум двое, один из которых специализировался бы на технических аспектах, а второй на бизнесе. Довольно сложно превратить технологию, которой ты обладаешь, в хорошо воспринимаемый рынком продукт. Это серьезная задача для любого бизнеса, будь то корпорация, разрабатывающая новую бизнес-линию, или стартап, который предлагает новое на рынке решение.
— Как стартапу можно избежать поражений и повысить шансы на успех проекта?
— Обычно для этого существует целый ряд инструментов. В частности, это качественные программы акселерации и инкубации на ранних стадиях. Тут молодая команда получает азы: как вести бизнес, с кем из инвесторов разговаривать, как работать с корпорациями. Как правило, акселератор значительно снижает риск развала молодых компаний. Основная задача акселератора зачастую состоит в обеспечении необходимого набора компетенций, которых не хватает команде, и в содействии при выходе на рынок.
Знаете, одно и то же решение можно преподнести рынку по-разному, адаптировав его, например, под банковский сектор, либо под страховые сервисы. Решение может меняться через структурированное обучение и работу с реальным корпоративным сектором. То есть в процессе тесного взаимодействия с потенциальными клиентами стартап переосмысливает первоначальное предложение рынку и нередко меняет продукт под целевого клиента. Другими словами, это возможность запустить проект в контролируемых условиях.
Как Фонд, мы видим сегодня большой интерес стартапов в программах акселерации. И здесь основная задача Tech Garden — это обеспечить стартапам «подушку безопасности», предоставить первоначальные инвестиции и помочь в ускорении. В свою очередь, у стартапов появляются не только необходимые компетенции, но и история финансирования, что очень важно при последующей оценке проекта частными инвесторами. В данном случае государство не берет на себя весь объем работы, а делает необходимый первый шаг. Дает импульс молодым компаниям через структурированные программы поддержки, как, например, Startup Kazakhstan (реализуется Tech Garden при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК).
— То есть определенной теории вероятности успеха нет?
— Это индивидуальный подход. Все подогнать под одну линейку невозможно. Тут разные бизнесы, продукты, сферы применения. У каждого сектора бизнеса есть определенные особенности, которые необходимо учитывать.
— Какой сектор экономики наиболее востребован для стартапов?
— Тот, который платит. Это простой ответ, но правдивый. Действительно, очень многое зависит от спроса и готовности крупных корпораций инвестировать в инновации. Это самая тяжелая из экосистем и, возможно, самая серьезная работа, к которой мы планомерно шли почти три года. Первостепенная задача это постараться перестроить менталитет корпоративного сектора, показав конкретные преимущества и выгоды от сотрудничества со стартапами. Наряду с этим необходимо предоставить четкие механизмы и инструменты, посредством которых корпорации смогут взаимодействовать со стартапами.
Во всем мире это уже серьезный тренд, и Казахстан находится в начале пути. К счастью, у нас уже есть целая группа корпораций, которые адекватно и продвинуто смотрит на стартапы как на источник инноваций. При этом это компании из традиционных секторов, среди которых Евразийская группа и Алтыналмас из горнорудного, Halyk Bank и Forte Вank из банковского сектора, а также ряд других. Казалось бы, что это очень консервативные институты, но сегодня они являются локомотивом спроса. И это очень радует, потому что они реально меняют тенденцию по адаптации инноваций в реальном секторе экономики. Со своей стороны как государственный фонд мы делаем все возможное, чтобы на первых этапах подтолкнуть стартап, где-то взять на себя риск и помочь им интегрировать свои решения в традиционные, консервативные сектора экономики.
— Каким стартапам больше всего верят инвесторы?
— Первое, на что смотрят инвесторы, — это трекшн на рынке, уникальность технологий, сбалансированный состав команды, и привлеченные ранее средства. Инвестору всегда интересна та компания, которая уже привлекла средства. В этом случае, он понимает, что у компании есть определенная культура, этика и опыт работы с деньгами. Так как бизнес молодой, в таких аспектах существуют определенные риски. Важно понимать, что инвестиции — это не грант и не бесплатные деньги. Привлекая инвестиций, стартап передает определенную долю, практически впуская в совладельцы постороннее лицо. Поэтому следует внимательно относиться к репутации и опыту инвесторов, которых стартап привлекает. Это имеет очень большое значение.
— Санжар, и, как по вашему мнению, всегда ли большие усилия ведут к большим результатам?
— Нет, не всегда. Разумеется, всегда есть уникумы, которые могут сделать все самостоятельно, но таких людей очень мало. Гораздо эффективнее, когда усилия прилагаются в конкретном направлении. Молодой компании, у которой нет опыта, очень тяжело самостоятельно определить верный путь. Поэтому и существуют профессиональные участники рынка — акселераторы, инкубаторы, менторы, которые поддерживают и продвигают стартапы сквозь все перипетии рынка. Соответственно, у стартапа появляется возможность избежать множества распространенных ошибок и сконцентрироваться на своих сильных сторонах, а этим следует пользоваться.