Рената Тулегенова — основательница алматинской частной школы «Дана» — самый настоящий представитель бизнес-поколения selfmade. Организовав у себя дома детский сад на 50 мест, уже спустя несколько лет она распахнула двери собственной школы, рассчитанной на обучение 400 детей. В интервью «Капитал.kz» бизнесвумен рассказала о первых шагах в образовательном бизнесе, рисках, с которыми ей пришлось столкнуться, и своем опыте работы по размещению госзаказа.
— Рената, расскажите все с самого начала: как появилась идея открыть детский сад?
— Все началось с маленького детского сада на 50 мест, изначально была идея создать именно детский сад. А вообще, мы искали дошкольное учреждение для моего племянника, которое бы отвечало нашим требованиям, но в итоге решили организовать свой детсад.
- Бизнес часто начинается с частного случая…
— Да-да. Были личные потребности, это именно тот случай. Буквально за девять месяцев был организован детский сад, и в скором времени он разросся до 200 мест. Мы старались учитывать все потребности родителей: что нужно ребенку, что нужно учесть, какие услуги предоставлять. Позже было строительство второго детского сада, и после первого выпуска встал вопрос: куда отправлять детей учиться дальше? Именно в этот момент нам повезло. К нам пришел учитель, который хотел некоторое время отдохнуть от учительской профессии и заняться дошкольной подготовкой. Но не тут-то было. Когда родители узнали, что работает учитель высшей категории, с огромным стажем, заслугами, было предложено организовать школу, уже в стенах детского сада. Два года наша школа существовала в таком формате, а потом мы приняли решение о строительстве отдельного здания.
- Этот учитель сейчас все еще работает у вас?
— Работает. Один из наших почетных учителей, сейчас ведет третий класс. В прошлом году, кстати, мы открыли еще один детский сад, но уже в арендованном здании, строительства не было, слишком мы от него устали. Арендовали здание в близлежащем поселке Баймерке Илийского района.
- Какие средства вы потратили на строительство школы «Дана»?
— Здание было построено на кредитные средства в размере 420 млн тенге. Можно сказать, что нам крупно повезло, так как в то время такой суммой мы не обладали, было только здание детского сада, которое мы могли предложить в качестве залогового обеспечения для получения кредита. Нам повезло, нашелся банк, который предоставил заем.
- Вы уже погасили кредит?
— Нет, нам платить еще 5 лет. Заем был субсидирован по программе «Даму», в начале этого года мы средства получили и с этого года начнем размещать государственный образовательный заказ. Но, к сожалению, не на полную мощность школы, не на то количество детей, которые обучаются, даже притом что мы — первая школа, которая будет размещать государственный заказ.
- Сколько стоит обучение в вашей школе?
— Оплата дифференцированная — от 600 тыс. тенге до 680 тыс. тенге в год.
- Давайте вернемся к цифре 420 млн тенге. Только строительство. А сколько всего нужно денег, чтобы открыть такую школу, как ваша?
— Чтобы построить и оборудовать школу, 420 млн тенге будет недостаточно. Изначально мы планировали, что здесь будут современные классы, мебель, плавательный бассейн для детей и будут созданы все условия. Кредитных денег хватило на строительство и частичное оснащение современным оборудованием. Позже уже наши дошкольные организации финансировали, оказывали помощь для развития и налаживания инфраструктуры школы. Общую сумму назвать трудно с учетом нынешних цен.
- Сколько учеников у вас обучается?
— В этом году планируется 250 учеников.
— Вы считали, какой годовой оборот у вас? Какая чистая прибыль?
— Давайте посчитаем вместе. Среднюю оплату — 600 тыс. тенге — умножаем на 250 учеников. 150 млн тенге — это годовой оборот. Что касается затратной части, на сегодняшний день себестоимость обучения у нас выходит 450 тыс. тенге на содержание одного ребенка в год. Это 112,5 млн тенге. И хочу сказать, что вся прибыль, которую мы получаем, сейчас уходит на развитие школы и погашение кредитных обязательств.
- А что успешнее в финансовом плане: детский сад или школа?
-Детский сад.
— Почему?
— Детский сад содержать более выгодно, там затраты на заработную плату, питание детей, организацию досуга намного ниже, чем в школе.
— Как у вас обстоят дела с преподавательским составом? Не секрет, что очень часто педагоги предпочитают работать в частных школах, уходят из государственных. И главная причина — заработная плата. Сколько зарабатывают ваши учителя?
— Я думаю, мы обеспечиваем достойную заработную плату нашим учителям. В размере от 250 тыс. до 500 тыс. тенге.
— Какие еще статьи расходов в образовательном бизнесе, помимо зарплатного фонда и затрат на питание?
— Коммунальные услуги, закупка хозяйственных товаров. Но основные траты — это то, о чем вы уже сказали.
- Налоги посильные?
— Те организации, которые работают в сфере образования, освобождены от КПН и НДС до момента распределения дивидендов. Сейчас и в ближайшие пять лет мы не будем распределять чистую прибыль. Мы временно освобождены от уплаты налогов, это достаточно щадящий режим.
- Рената, а кто вы по образованию?
— Мое первое образование — специалист в области финансов, также я получила степень МВА, проработала несколько лет в финансовой сфере в должности финансового аналитика. И только потом, чтобы быть в тренде, понимать область образования, я поступила в Назарбаев Университет по программе «Управление в образовании».
- Как получается находить общий язык с родителями? В частных школах они, как правило, особенно капризные.
— В нашей школе конфликты — это единичные случаи. Мой кабинет всегда открыт для каждого родителя. Школе и преподавателям крупно повезло, потому что у нас понимающие, адекватные родители.
- Как часто вы повышаете плату за обучение? Бывает так, что 1 сентября родители приходят на линейку и удивляются, что оплата поднялась на 20−30%.
— В нашем случае тариф не менялся с 2014 года, уже четыре года одна и та же цена на обучение.
- А как вам удается удерживать стоимость обучения на одном уровне?
— Во-первых, мы надеялись на получение государственного образовательного заказа, что у нас будет снижена нагрузка на родителей. Это наша цель — сделать обучение в частных школах доступным. На нынешний год размещение государственного образовательного заказа предусмотрено по Алматы и Астане, выделенная сумма составляет порядка 230 тыс. на одного ученика начальной школы. У нас частичное размещение госзаказа, на четыре месяца мы получили 15 млн тенге.
- Каковы планы на ближайшую пятилетку?
— Хотелось бы построить школы в других городах, в Алматы. Потребность огромная, очень хочется, чтобы частные школы были доступны родителям, это наш основной посыл, чтобы родитель мог работать, не беспокоясь о ребенке, а частные школы могли на этом зарабатывать.
- Вы можете дать ряд рекомендаций, к которым полезно будет прислушаться человеку, задумавшему аналогичный бизнес?
— В первую очередь, я думаю, это должен быть человек, который неравнодушен к происходящему сегодня в стране, неравнодушен к тому, какое будущее нас ждет, как мы воспитаем наших детей. Современные школьники определяют, каким будет Казахстан в середине XXI века. Этот человек, прежде всего, должен любить детей.
- Должен ли он быть учителем?
— Необязательно.