Сейчас в Казахстане работают билетные операторы как локального, так и республиканского масштаба. Крупнейшие — Тикетон, Zakazbiletov.kz, Kassir.kz, городского значения — например, «БилетыАстаны» и TopTicket. «Их задача — продать билеты, наша — дать качественный билетный софт, с которым организатор сможет работать сам. Это одна из причин, почему, когда мы запускали свой сервис, не было страха из-за присутствия крупных игроков: мы делаем принципиально другой продукт. И рассматриваем таких игроков больше как своих партнеров», — Мейрам Альшинов, сооснователь и технический директор Eventum.one, рассказывает о своем сервисе. Казахстанский разработчик говорит: вместо борьбы за доли рынка, он с сооснователями «пытается этот рынок организовать и сделать прозрачным, позволив зарабатывать на нем абсолютно всем, а, самое главное — дать организаторам мероприятий действительно выгодные условия». О заработках, отличии от билетных операторов и возможностях сервиса он рассказал деловому еженедельнику «Капитал.kz».
На рынке не было платформ
Несколько лет мы работали как студия, выполняя заказы по дизайну и разработке. Так получилось, что часть из них была связана с ивент-индустрией и системами продажи билетов. К примеру, сайт одного из билетных операторов Казахстана — наша работа. В какой-то момент у нас накопилось достаточно опыта, перед глазами были примеры из Европы и стран СНГ, и мы видели, что в Казахстане попросту нет билетных платформ. Не было качественного и удобного решения, которое позволяло бы организаторам любых типов мероприятий закрывать полный цикл продаж билетов. Нам действительно захотелось изменить рынок и сделать его лучше.
Наш рынок привык работать иначе: организаторы мероприятий отдают билеты на реализацию билетному оператору под большую комиссию (8−10% по Казахстану). И — все. На выходе люди даже не знают своих клиентов и не могут работать с клиентской базой. Мы же предлагаем самостоятельно контролировать все процессы, при этом наша комиссия намного меньше (2−3%). Билетные операторы всегда будут на рынке как источники сбыта билетов, и это хорошо. Но все больше организаторов предпочитают вести людей на свои ресурсы и рекламировать себя, формируя вокруг себя бренд.
Как коробочное, но только в облаке
Для того чтобы суть нашего сервиса была максимально понятна, давайте рассмотрим то, как продаются билеты в кино. Есть билетные операторы и другие интернет-сервисы, продающие билеты в кино онлайн, и есть программное обеспечение, установленное в кинотеатрах. Как правило, многие кинотеатры предпочитают использовать софт под названием «Премьера» (российская разработка, — прим. ред.).
Мы являемся аналогом «Премьеры» для организаторов. Вся разница в том, что любой такой софт — это так называемые коробочные решения. Вы платите за них разово и очень много. Наш продукт — это облачное решение, позволяющее закрыть все те же вопросы, что и коробочное, но при этом по цене облачного. Выходит намного дешевле. Чистая комиссия системы без учета банка составляет не более 3%. Причем организатор платит нам из тех денег, которые получает от своих клиентов. Это выгодно и позволяет не держать штат для технического обслуживания системы, как это вынуждены делать те же самые кинотеатры, также нет необходимости покупать дополнительное оборудование в виде собственных серверов.
Организатор с помощью нашего сервиса получает инструменты для управления своими мероприятиями, «конструктор залов», может формировать доступы для персонала. Формируется клиентская база, есть возможность работы с промокодами, с билетами, есть мобильное приложение для контроля билетов, интерфейс кассира и бухгалтера. Помимо этого мы позволяем работать с любыми типами принтеров и интегрируемся с любыми системами контроля доступа. Это далеко не полный перечень возможностей.
Продвижение: секрет успеха
Мы продвигались за счет «горящих глаз». Когда есть готовый продукт, но нет клиентов, только так и можно пытаться завоевать доверие. Мы очень верили в eventum.one, а вера всегда заразительна. Встречались с потенциальными клиентами и просто рассказывали им, как можно работать и как это здорово. Были честными и не скрывали недостатков, которые были в первое время. При этом очень быстро отрабатывали все проблемы и устраняли их. Этот подход позволил получить очень лояльных клиентов, которые работают с нами с момента запуска.
Первые клиенты доверились нам, последующие уже видели, как это работает на деле. На данный момент через наш сервис прошло более 15 тыс. билетов, а в рядах клиентов такие «громкие имена», как Business Professional Group и «Свинцовый Дирижабль» — организаторы бизнес-мероприятий, Ailand — центр семейного отдыха в Астане.
На данный момент наш сервис позволяет работать любым организаторам и объектам — от спортивных арен до кинотеатров, от тренингов до крупных концертов. С нашей системой продажи билетов могут работать даже те, кто никогда раньше не продавал билеты онлайн, а также даем возможность организаторам запустить их собственные кассы. С билетными операторами и тематическими сайтами мы выстраиваем взаимовыгодную работу — мы даем единое билетное поле, они отвечают за сбыт билетов. Это позволяет закрыть для организатора абсолютно все пробелы.
Как разрабатывался софт
Программное обеспечение мы разрабатывали сами и «для себя». И имею в виду, делали качественный софт, без оглядки на сроки, уделили особое внимание оптимизации и защищенности. Разработка базовой версии заняла более полугода, доработки и расширение возможностей — работа, которой нет конца. Очень много новых функций появляется буквально еженедельно. Графический дизайн, UI/UX и часть разработки «закрыли» силами своей команды. Разработчиков из Казахстана и СНГ привлекали под конкретные задачи и исключительно тех, кому доверяем и с кем уже не раз работали.
Сколько вложено в разработку, к сожалению, не смогу сказать точно, не очень много, но и не слишком мало — около 4−5 млн тенге. Поначалу даже не велся подсчет — все делалось на инициативе и за свои деньги, особенно в первые месяцы. Но тут стоит учитывать, что оплачивалась работа только тех, кого привлекали на аутсорс, наша же команда работала за идею и перспективы. Вложения пока не окупились, по большей части из-за того, что вся прибыль снова уходит в работу.
Сколько зарабатывает сервис
Наши методы монетизации — до 3% с каждой транзакции. Это то, к чему мы пришли после подсчета экономики, и то, как работают абсолютно все облачные решения по миру. В СНГ это 3%, в США это, как правило, 2%+$0,99 с каждой транзакции. Вообще, мне кажется, работают абсолютно все модели — и подписка, и транзакционная, и покупка «лицензии». Это всегда вопрос клиента и того, за что он готов платить. 2−3% - это просто честная цена, которая выгодна всем.
Ежемесячный оборот на данном этапе у нас варьируется от 800 тыс. до 2,5 млн тенге. В среднем мы продаем от 3 тыс. билетов ежемесячно, объемы постоянно растут. А в первый месяц продажи и до сотни не дотягивали.
Все, что зарабатываем, сразу же вкладываем в развитие компании, так как именно это является в данный момент основным фокусом нашей работы. Повторюсь: нам действительно важны качественный продукт и довольные клиенты, остальное вторично.