Успех бизнеса зависит не только от умения руководителя компании стратегически мыслить, выбирать надежных партнеров и четко видеть перед собой цель, но и грамотно использовать имеющиеся ресурсы, а также подбирать правильные инструменты. Одним из последних во многих компаниях является автомобиль. И чем крупнее бизнес, тем больше будет этот автомобиль. Рынок грузовых автомобилей в Казахстане не слишком велик и, конечно же, на нем есть игроки, зарекомендовавшие себя не только в нашем регионе, но и во всем мире. Миллиарды курьерских доставок, миллионы тонн продуктов… Грузоперевозки сегодня — важная составляющая множества сегментов в различных отраслях бизнеса. Предлагаем топ-5 грузовых автомобилей, которые могут стать незаменимыми помощниками на предприятии.
Scania
Начнем с самых свежих новинок. Меньше месяца назад шведский автопроизводитель, являющийся ныне частью Volkswagen Truck & Bus GmbH, представил на рынке Казахстана линейку нового поколения своих грузовых автомобилей. Мировая премьера новинок состоялась еще в августе 2016 года, и только вот сейчас они добрались до нашего региона. 10 лет упорного труда, исследований и разработок и более 20 млрд инвестиций в шведских кронах — в Scania создали транспортные решения, максимально адаптированные под конкретные потребности клиента. Тем, кто сталкивается с магистральными перевозками, есть смысл обратить внимание на серию S.
Новые грузовики Scania легко узнать на дороге. Над стильным дизайном кабин нового поколения, в конструкции которых применена высоколегированная сталь, работала целая команда дизайнеров. Серия S с ровным полом стала новой топовой версией модельного ряда спальных кабин. Место водителя в новых кабинах передвинуто на 65 мм ближе к лобовому стеклу и на 20 мм в сторону. Сделано это в угоду безопасности, улучшения обзорности и совершенствования эргономики внутреннего пространства. Кстати, кабины нового поколения магистральных тягачей Scania оснащены боковыми подушками безопасности, встроенными в потолок кабины, — подобный вид подушек ранее никогда не применялся на грузовых автомобилях.
Также автомобили новой линейки шведского автопроизводителя могут похвастать улучшенной топливной эффективностью. Все предназначенные для нее двигатели получили новую систему управления, претерпевшую кардинальные изменения, — улучшенная система охлаждения в новых моделях позволяет сэкономить в среднем до 3% топлива. Плюс линейку моторов пополнила новая версия 13-литрового 500-сильного двигателя.
Также важной инновацией стала установка тормозного механизма на промежуточном валу для автоматической системы переключения передач Scania Opticruise. Это позволило оптимизировать переключение передач в популярной КП для магистральных тягачей GRS905.
MAN
Если рассматривать линейку немецкого автомобильного концерна, то оптимальным вариантом для внутренних и международных перевозок будет тягач MANTGX. Эта модель предлагает комфорт, динамику и экономию, устанавливая новые стандарты. Концерн выпускает модель с 2007 года (через год после выпуска этот тягач получил звание «Грузовик года»), последнее же ее обновление прошло в 2016 году и было показано на выставке в Ганновере. Обновлением линейки марка намерена укрепить свои позиции в большегрузном секторе на мировом рынке и непременно сохранить за собой 2-е место в этом сегменте в Европе.
Модель TGX имеет три варианта кабин — XL (1,54 м), XLX (1,82 м) и XXL (2,03 м). Внутри каждой из них учтены и продуманы различные нюансы в эргономике, в том числе отличная шумоизоляция.
Внешние изменения легко проследить по эмблеме, видоизмененным воздухозаборникам, аэродинамичному бамперу и фарам со светодиодными ходовыми огнями. Внутри появились новые материалы отделки, новое многофункциональное рулевое колесо, мультимедийная система MAN MMT Media Truck Advanced с цветным тачскрином (5 либо 7 дюймов) и такие полезные функции, как автоматическое включение фар и датчик дождя. Облегчить работу водителя призваны также адаптивный круиз-контроль и система слежения за дорожной разметкой Lane Guard System.
Автомобиль предлагается с двигателями D26 и D38. Первый, рабочим объемом 12,4 литра, получил турбонаддув и предлагается в трех вариантах мощности — 420, 460 и 500 л.с. Во втором, объемом 15,2 литра, применяется функция Top Down (ниспадающее охлаждение) — он доступен в вариантах 540, 580 и 640 л.с. Усовершенствованная конструкция моторов позволяетэкономить топливо — от 1,9 до 2,5%, а если остановить свой выбор на версии Efficient Line третьего поколения, — то все 6,35%.
Свою роль в этой экономии играет и модернизированная АКПП — Tip Matic — c новыми, более индивидуальными режимами управления, и система контроля давления в шинах MAN Air Pressure Management (APM), ограничитель максимальной скорости (85 км/ч), а также проработанная аэродинамика кабины (двери получили удлинители, закрывающие подножки, исчез солнцезащитный козырек над лобовым стеклом).
Представители компании также сообщили, что у нового поколения TGX увеличен межсервисный интервал — со 100 до 140 тыс. км пробега.
Mercedes-Benz
Самые высокие стандарты в области надежности, экономичности и комфорта в линейке большегрузов с трехлучевой звездой на капоте задает, конечно же, Actros. Уже свыше 230 тысяч клиентов сделали свой выбор в пользу этой модели.
На разработку четвертого поколения, которое сейчас пользуется наибольшим спросом (до конца текущего года параллельно с ним с конвейера еще сходит и третье поколение), немцы потратили около 1 млрд евро. И еще столько же (если не больше) было вложено в производственные площадки и склады для этой модели.
Безопасность, экономия и комфорт водителя — вот три основные составляющие, на которые делали упор разработчики при создании нового Actros. Новые кабины, новое шасси, новые двигатели, новый стиль — этот автомобиль создавали едва ли не с чистого листа.
Стремительная стильная внешность — результат более чем 2600 часов работы в аэродинамической трубе. Покупатель может выбрать из семи вариантов кабин (ширина от 2,3 до 2,5 метров, версий исполнения крыши — 4), пять из которых имеют ровный пол.
Руль — многофункциональный, зеркала заднего вида — двухсекционные, кресло водителя можно заказать с функцией массажа. Адаптивный круиз-контроль и система кондиционирования воздуха идут уже в базе.
Шасси выпускается с 11 вариантами колесной базы. Рама — новая, более широкая и жесткая. Разработана специально для шоссейных грузовиков. Базовая конструкция проверенных и испытанных осей осталась прежней, однако проектировщики внесли некоторые изменения в системы управления и подвески, благодаря чему удалось повысить безопасность и удобство вождения. Система динамической стабилизации Stability Control Assist идет уже в стандартной комплектации как для седельных тягачей, так и для шасси.
В зависимости от исполнения новый Actros на 3−4% (для версии Euro VI) или 6−7% (для версии Euro V) экономичнее своего предшественника. Ультрасовременные технологии новых двигателей поколения Blue Efficiency Power включают инновационную систему впрыска X-Pulse, систему рециркуляции выхлопных газов, систему подготовки выхлопных газов с помощью технологии Blue Tec, а также уже хорошо зарекомендовавший себя на других моделях концерна закрытый фильтр твердых частиц. Двигатели — рядная «шестерка» объемом 12,8 литра и мощностью от 421 до 510 л.с. -прошли 50 млн км испытаний на тестовом стенде и 20 млн км пробега в условиях дорог разного типа по всему миру. Кстати, одним из преимуществ рядного (in-line) двигателя по сравнению с V-образным предыдущей модели является то, что он позволяет осуществлять на 20% меньше сервисных работ.
Работают новые силовые агрегаты в паре с 12-ступенчатой автоматизированной трансмиссией Mercedes Benz Power Shift третьего поколения, оснащенной высокочувствительными датчиками переключения — они обеспечивают более быструю и точную реакцию на изменение дорожной обстановки. Главные передачи задних мостов с более «длинными» передаточными числами позволяют работать на меньших оборотах и, следовательно, экономить топливо. Свою лепту в экономичность новых Actros вносит и уникальная система Proximity Control Assist, дополненная функцией старт-стоп: ее роль -автоматически контролировать передвижение грузовика в пробках.
Volvo
Новый Volvo FH — флагман еще одного шведского автопроизводителя — мировая общественность увидела в 2014-м. Всем известно, что главная «фишка» бренда Volvo как в легковом, так и в грузовом сегменте, всегда была и есть безопасность. Именно они с 1944 года стали устанавливать на свои модели ламинированные лобовые стекла, а в 1959-м в стандартную комплектацию их авто вошли ремни безопасности. Кузов с энергопоглащаемыми зонами, рулевая колонка, регулируемая как по высоте, так и по вылету, водоотталкивающие стекла, треугольно-разделительная двухконтурная тормозная система, замки дверей с «безопасным» дизайном, подголовники передних сидений, электроподогрев заднего стекла, интеркулер, катализатор — все это и еще многое другое шведы внедряли в свои автомобили в числе первых. Поэтому неудивительно, что флагман их большегрузной техники тоже стал образцом совершенства современных технологий.
Главной же «изюминкой» автомобиля стала независимая передняя подвеска IFS -Volvo FH стал первым грузовым автомобилем, получившим такую инновацию.
Под капотом — 6-цилиндровый рядный двигатель с насос-форсунками и системой каталитической нейтрализации выхлопа SCR, с системой рециркуляции выхлопных газов EGR и фильтром твердых частиц DRF. Работает он в паре с автоматической коробкой передач с двойным сцеплением I-Shift 2. Последняя включает систему I-See, которая позволяет транспортным компаниям сэкономить с каждого грузовика до 5% топлива. Ее «фишка» в том, что она позволяет сокращать расход горючего на подъемах. Собирая данные о всех подъемах по маршруту движения грузовика, она сама подбирает оптимально экономичный режим движения, регулируя педаль акселератора, управляя коробкой передач и тормозами, когда автомобиль в следующий раз проходит по тому же маршруту. Причем система I-See — самообучающаяся, так что вам нет необходимости приобретать для нее различные карты, обновления и прошивки.
Также автомобиль может комплектоваться усовершенствованной системой предупреждения о столкновении с функцией экстренного торможения, адаптивным круиз-контролем, системой помощи при смене полосы движения LKS, системой поддержки при перестроении, системой помощи при трогании на подъеме и стретч-тормозом. Последний активируется при возникновении «эффекта ножниц» на скоростях до 50 км/ч.
Не стоит забывать и о том, что шведы также традиционно сильны в дизайне и комфорте. 650 цветовых решений (чего стоит только цвет «мистический фьорд» для Volvo FH16), экологически чистые краски, уникальный дизайн сидений, рулевое колесо Raven (с регулировкой угла наклона в пределах 20°), спальная полка с ручным либо электрическим управлением (может наклоняться на 55º), встроенная стояночная система кондиционирования I-Park Cool, электрическая сушилка, 7-дюймовый сенсорный дисплей, на который выводятся данные навигации, информационной системы Dynafleet и развлекательной аудиосистемы — лишь часть того, что предлагают грузовые автомобили Volvo серии FH.
Renault
По поводу появления в Казахстане новой линейки магистральных тягачей из Франции — серии RenaultTrucksT- осенью 2014 года в регионе прошел целый демотур R/Evolution. В проект разработки нового тягача, который пришел на смену семействам Magnum и Premium, было вложено порядка 2 млрд евро. К разработке приступили еще в 2008-м, а чтобы создать продукт, отвечающий самым высоким требованиям, провели широкомасштабные комплексные испытания — первая тестовая партия из 300 грузовиков была подвергнута серьезным эксплуатационным проверкам в 50 странах, которые включали все возможные климатические зоны с общим перепадом температур от −40 до +60 °C.
Всем своим видом каждый грузовик Renault Trucks T говорит о своем предназначении — поглощать километры дорог. Кабины модели разрабатывались с учетом максимальной экономии топлива. Об этом в частности говорит их геометрия — они трапециевидной формы, шириной 2,5 м, со скошенным на 12° ветровым стеклом, с дефлекторами на крыше и фарах, обтекателях на «юбке» и на дверях.
В распоряжении шофера сиденья Racaro, климат-контроль, адаптивный круиз-контроль, включающий систему предупреждения о фронтальном столкновении, бортовой компьютер с 7-дюймовым дисплеем и 2,5-метровое спальное место в глубине кабины, укомплектованное матрасом Bultex.
Стоит отметить и инновационную систему Optifleet. Она помогает в режиме реального времени удаленно отслеживать местонахождение автомобилей и управлять различными операциями, что весьма актуально для транспортных предприятий. Данная система, кстати, уже весьма успешно используется на территории Казахстана.
Двигателей в линейке Renault Trucks T — два: DXi 11 (380, 430 или 460 л.с.) и DXi 13 (440, 480 или 520 л. с.). Это шестицилиндровые рядные моторы объемом 10.8 и 12.8 л соответственно. Работают они в паре с роботизированной коробкой передач Optidriver. «Умная» КПП автоматически подбирает передачу, соответствующую не только скорости автомобиля, но и профилю дороги, что также приводит к экономии топлива.
На машины устанавливается электронная тормозная система Full EBS с дисковыми тормозами на всех колесах, дополненная электронной программой курсовой стабилизации ESP. Также в наличии моторный тормоз Optibrake с мощностью замедления практически равной мощности двигателя.
Тягачи Renault Trucks T выпускаются с колесной формулой 4×2 и 6×2. Исполнения по высоте седла четыре: 950, 1040, 1100, 1200 мм. Клиренс — 515 мм, угол въезда — 29º.