Жанар Тайжанова начала работать в Актюбинске, потом решила расширить границы — выйти на рынок Алматы, Астаны, Шымкента, Атырау. По ее словам, главный двигатель дела молодого предпринимателя — Instagram. С чего начинать дело в индустрии красоты, чем привлечь звезд, как удержать клиентов — об этом основатель MicroPigmentation Studio Жанар Тайжанова рассказала в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
— Жанар, расскажите с чего все началось? Как вы пришли к тому, что пора открывать свою студию?
— С детства я очень хорошо рисую. В студенческие годы своим сокурсницам рисовала бровки и стрелки. Будучи 19-летней студенткой, я твердо решила начать работать. В то время проживала в Актюбинске. Однажды, наткнувшись на объявление салона красоты, я все-таки решилась пойти и все разузнать. Им требовалась девушка, которая умеет хорошо рисовать. Я пришла показала себя, и меня приняли. Все с этого и началось. Позже я взяла в аренду кабинет и стала работать самостоятельно. В первое время, чтобы привлечь клиентов, я занималась рекламой самостоятельно: раздавала буклеты, листовки. Позже, когда количество клиентов увеличилось, я решила обучить тому, как делать татуаж бровей одну девочку, потом еще двух. Так начала расширяться. Позже у меня появились клиенты уже и в Алматы, поэтому я решила переехать в южную столицу нашей страны.
— Сколько времени ушло от идеи открыть свое дело и до конечного результата?
— Если брать в расчет мои первые шаги, то на это понадобилась 9 лет. А вот студию в Алматы я открыла 3 года назад.
— Что нужно учитывать при открытии студии? Можете дать пошаговую инструкцию?
— Если говорить о том, как я открыла свою студию, то, конечно же, нужно прежде всего брать в учет:
• подбор (аренда) необходимого помещения вплоть до мельчайших деталей (в нашем случае все должно было быть в белых тонах, чтобы у клиентов складывалось хорошее впечатление, ощущение чистоты);
• подборка такого названия, чтобы клиент услышал его и сразу захотел прийти. Но, честно говоря, я немного думала о названии. Говорят, лучший вариант — это тот вариант, который первым приходит тебе на ум;
• подбор персонала;
• покупка необходимого оборудования, инструментов и так далее.
— Сейчас у вас много клиентов, среди них известные персоны — Баян Максаткызы, Динайя, Ерке Есмахан. А как все начиналось, как «раскрутили» свою студию?
— Единственный инструмент, который мы использовали, это Instagram. Instagram — помощник всем начинающим предпринимателям именно на старте проекта. После того как мы зарегистрировались, количество подписчиков с каждым днем увеличивалось. Так информация о нашем салоне дошла и до Баян Максаткызы, и до Динайи
— Хорошо, услышали, пришли. А как дальше удерживать своих клиентов?
— Основные инструменты, которые мы используем, — это честность и любовь к работе. Мы всегда лояльны к нашим клиентам, так же как и они. Мы говорим правду, и клиенты это чувствуют.
— С какими трудностями вы столкнулись при создании бизнеса?
— Вы, наверное, имеете в виду финансовые трудности. Разумеется, они будут. Не нужно воспринимать финансовые вопросы как непреодолимую трудность. Если нужны деньги — необходимо вкладываться. Нет денег — берешь кредит и вкладываешь в свое дело снова. Ключевой момент для любого бизнесмена — не воспринимать все всерьез.
— Раз уж мы заговорили о финансовой составляющей, — во сколько вам обошелся старт проекта?
— На первом этапе я вложила более 1 млн тенге: покупка необходимого оборудования, обучение персонала, расходные материалы и так далее. К слову, я до сих пор вкладываю деньги в свой бизнес. Еще не пожинаю плоды. Многие думают: если ты открываешь свое дело, то начнешь сразу получать большую прибыль. Поверьте, это не так. Да, ты получаешь определенную сумму, но на первом этапе ты должен прежде всего вкладывать деньги, а не зарабатывать.
— А какой доход вы получаете от салона?
— Сведения о доходах пусть останутся коммерческой тайной (улыбается). Могу поделиться тем, что расходы студии в неделю составляют около 500 тыс. тенге (одноразовые расходники). Относительно срок окупаемости — я пока не покрыла свои расходы. Мой бизнес требует вложений еще в течение трех-пяти лет. Большую часть дохода я вкладываю в покупку нового оборудования, материалов и других необходимых вещей для стабильной жизнедеятельности студии.
— В Алматы и Астане много других студий, которые занимаются тем же, что и вы. В чем отличие вашей студии от конкурентов?
— У нас цены средние. Существует стереотип: если дорогое, значит, качество высокое. Есть конкуренты, у которых цены ниже, а есть и те, чьи цены, наоборот, выше. Поэтому в этом плане мы немного выигрываем. У нас цены не слишком высокие, что не озадачивает наших клиентов, но и не низкие, что, кстати, говорит о высоком качестве нашей услуги. Еще один плюс в том, что мы используем новейшие оборудования. Это тоже показатель качества.
— Планируете ли вы расширяться, открывать студии в других городах?
— В настоящий момент ведется ремонт в студиях в таких городах, как Шымкент и Атырау. Мы также планируем открыться и в других городах. В любом случае, главное — это найти человека, доверенное лицо, на кого можно положиться, прежде чем открываться в других регионах.
— Расскажите немного о своем персонале. По каким критериям вы отбирали сотрудников?
— Я отбирала сотрудников в возрасте от 18 до 25 лет. Предпочтительный пол — женский. Все-таки персонал — это лицо салона, студии. Все девушки должны быть опрятными, приятной внешности. Что касается возраста, как было отмечено ранее, я выбираю девушек до 25 лет. Поскольку после 25 лет тяжело как-то поменять человека, чему-то научить, переучить. Также я смотрю на человеческие качества.
— Сколько обучение занимает по времени и почему оно у вас бесплатное?
— Обучение длится полгода. Однако если стажер не показывает хороший результат на 10-й день, то я этого человека отсеиваю. Бывали моменты, когда я отказывала стажерам уже на второй-третий день. Если у человека есть художественный взгляд, то это сразу видно. Обучение проводится бесплатно. Именно бесплатное обучение дает мне возможность найти лучших в этом деле. Ведь если бы обучение было платное, мало кто захотел бы тратиться на это. Поэтому, как мне кажется, это еще один инструмент для успешного продвижения бизнеса.
— Как можно справиться со «сложными» клиентами? Сталкивались ли вы с подобной проблемой?
— Конечно, наша команда сталкивалась с такой проблемой. Клиенты бывают разные. Наилучший способ сглаживания конфликтов — это дать возможность человеку высказаться, выговориться, потому что за этим человек пришел. Далее необходимо сделать все, что этот человек захочет… конечно, в пределах возможного. Бывает и такое, что клиент не прав. И в этом случае, надо дать возможность высказать свои претензии.
— Планируете ли вы вести еще какой-нибудь бизнес?
— Да, конечно! Почему бы нет. В этой жизни надо все испробовать.
— Что бы вы посоветовали тем, кто все еще обдумывает открыть свое дело?
— Я хочу дать следующий совет: нужно поменьше думать и просто делать. Я знаю много талантливых и умных людей, которые очень много думают, взвешивают «за» и «против». А потом передумывают и бросают даже не начатое дело. Поэтому, немного подумав, нужно сразу приступать к работе. Аргументов «против» будет много. Если я долго думала бы, то я ничего бы не открыла. Даже если есть большие минусы, все равно надо пробовать.