Переживет ли шоколад ручной работы спад на рынке?
АВТОР

19.06.2018 • 08:30 1358

Переживет ли шоколад ручной работы спад на рынке?

Шоколатье поделилась своим мнением

Шоколад ручной работы — явление не новое для Казахстана, в свое время на рынке появилось немало мастерских, специализирующихся на этом продукте. «Определенный хайп, конечно, был», — соглашается Ирина Гвоздецкая, основатель мастерской сладостей IVANI. Сейчас же, говорит она, заметен спад интереса потребителей: корпоративные клиенты стали делать меньше заказов, что стало особенно заметно в этом году. Почему — об этом эксперт рассказала деловому еженедельнику «Капитал.kz», а также поделилась опытом, как стоит продвигать и как не стоит.

Старт начался с удачи

Свою мастерскую Ирина открыла семь лет назад. В то время компания, в которой она работала бухгалтером, оказалась на грани закрытия, и Ирина, всегда любившая возиться с выпечкой и сладостями, решила начать шоколадный бизнес. Поехала учиться на шоколатье в Москву. Оказавшись в кругу единомышленников, погрузилась в шоколадную атмосферу, зарядилась от ребят, которые в этом деле уже давно, и поняла: нужно не просто варить лакомство дома, а создавать цех по всем правилам и требованиям. Для начинающего предпринимателя это оказалось делом непростым: занимает определенное время и средства.

Первый заказ удалось получить еще до официального открытия: девушка заказала ей конфеты на свадьбу. «Нужно было 300 бонбоньерок, это 30 килограмм. Мы все изготовили, сами привезли и расставили, где нужно. И там же, на свадьбе, получили следующий заказ — бонбоньерки к торжеству. Люди стали к нам обращаться, появились постоянные клиенты», — рассказывает собеседница.

87e9526438e3b0e89b842699a70.png

Ирина считает, что сарафанное радио — лучший способ распространения. Пробовали продвигать себя через журналы, когда открылись, сразу дали рекламу на год в один из журналов. Это стоило очень дорого, и вложения не оправдали себя на 100%, но, с другой стороны, это помогло найти корпоративных клиентов.

Шоколад — чувствительный продукт

Взлет был хорошим. «Но в какой-то момент мы поняли: сезонность есть. Как бы нам ни казалось, что шоколад должен пользоваться спросом всегда, летом людям хочется мороженого и холодных напитков. Май для нас всегда мертвый месяц: количество свадеб ощутимо сокращается. Шоколад очень чувствительный к действию разных факторов продукт», — продолжает шоколатье.

Пришло осознание и такого важного момента: помимо шоколада, необходимо производить еще что-то, чтобы не ощущать сезонные перепады. Стали делать пироги. Появился как раз запрос от клиента на такую продукцию. Это позволило лучше себя чувствовать в периоды спада спроса на шоколад.

c2cce989c42f6a9d205ad9f3d37.png

Поначалу Ирина работала исключительно с корпоративными клиентами (делать одну-две коробочки для розницы невыгодно). Обслуживала свадьбы, тои, выполняла заказы для банков, страховых компаний, очень активно сотрудничала с казино. «Но потом наступил кризис. Какие-то компании, которые были очень хорошими клиентами для нас, закрылись, кто-то кого-то поглотил, кто-то вообще закрылся. Кто-то сократил свои расходы на подарки до минимума. Сейчас, я могу точно сказать, на 8 Марта, например, уже не делают таких подарков, как раньше, — и по сумме, и по объему. Если раньше шоколад заказывали и для партнеров, и для сотрудниц, то сейчас в лучшем случае покупают цветы. Немного лучше ситуация с Новым годом — праздник, когда подводят итоги года, не перестают отмечать», — делится наблюдениями Ирина.

Соотношение розничных и корпоративных заказов в объеме производства у компании поначалу составляло 30 на 70, а то и 20 на 80, сейчас — примерно 50 на 50. Общие объемы производства небольшие, в месяц примерно 100 килограмм.

Масс-маркет как спасение

Безусловно, приход кризиса отразился на доходах производителя шоколада ручной работы: у людей нет денег, говорит Ирина. Пришлось запустить производство в масс-маркете — марку «Секреты кондитера». Булочки, рулеты, кексы, печенье — то, что потребляется каждый день. Вышли с этой продукцией в сетях категории А, в супермаркеты, и в магазинчики категории Б.

«Масс-маркет не то чтобы приносит больше прибыли, просто он более стабильный», — поясняет собеседница. Маржинальность, безусловно, различается. В масс-маркете — в среднем 30%, в премиум-классе можно и 100% «поймать». «Это зависит от определенных факторов — иногда от объема, иногда — от того, что вы хотите от конкретного проекта (пиар или заработок?). Иногда, бывает, работаешь по бартеру или чтобы сделать шаг в сторону потенциального клиента, который узнает о нас через ту компанию, с которой мы сейчас работаем. Все случаи индивидуальны», — делится опытом предпринимательница.

5c28cfc533b921e67c143a46d99.png

В премиум-сегменте, по ее словам, маржинальность, конечно, выше, чем в масс-маркете, но и затраты здесь больше — и дополнительные трудовые ресурсы иногда приходится привлекать, и продукты необходимы наилучшего качества. В премиум-классе нельзя животные сливки, например, заменить растительными, сливочное масло — маргарином.

Конкуренты «из кастрюлек»

Определенную конкуренцию мастерским шоколада ручной работы составляют те, кто варит шоколад дома. «Сейчас таких производителей появилось очень много. Они выполняют небольшие заказы и тем самым сильно сбивают цену. И это нехорошо. Да, у нас шоколад дороже, но у нас и расходов больше — заработные платы сотрудников, налоги, аренда, ежегодная сертификация. А есть люди, которые, не неся вот таких расходов, получают небольшую маржу, и им этого хватает. Но, тем не менее, на цене это сказывается», — говорит Ирина.

Она считает: нужно четкое понимание, где хобби, а где — производство. Обеим сторонам нужно деликатнее относиться друг к другу.

Более того, есть и проблема некачественного производства. Далеко не все «домашние производители» делают действительно шоколад. Иногда на кондитерских изделиях это бывает просто глазурь. А потребители далеко не всегда разбираются в таких тонкостях и думают, что им предлагают настоящий шоколад.

Путь не дохода, но опыта

В открытие бизнеса в 2011 году Ирина вложила изначально примерно $50 тыс., эта сумма охватила все расходы — на оборудование, разрешительные документы, закуп ингредиентов, форм, брендированной упаковки и т. д. В процессе самой работы пришлось какое-то оборудование докупать, какое-то, наоборот, продавать.

ca715487a6431362ff4093aacff.png

Были и дополнительные вложения. Например, пробовали открывать магазин в торговом комплексе премиум-класса в Алматы, и потеряли очень много. «Наш магазин просуществовал три года, но дело не пошло, хотя район хороший. Отсутствие опыта, конечно, сказалось, возможно, недостаточно проанализировали тот район, недостаточной оказалась наша финансовая «подушка», — говорит шоколатье. По всей видимости, сделали этот шаг слишком быстро, как ребенок, который еще не научился ходить, но захотел побежать. Но рано было именно там открывать и за такие большие средства.

Может быть, проблема была в том, что шоколад ручной работы люди привыкли искать по социальным сетям, а не в специализированных магазинах? «Нет, мы магазин открыли потому, что стали получать запросы от частных покупателей. Когда розницей не занимались, приходилось отказывать. Но когда корпоративных клиентов стало значительно меньше, подумали, а почему бы и не выйти в розницу. Тогда и пришла идея с магазином. Решили, для хорошего фирменного магазина это самое место. Проблема оказалась еще и в том, что в самом торговом комплексе очень невысокая проходимость. Ждали захода супермаркета, рассчитывали, что какая-то часть потока посетителей достанется и нам. Супермаркет появился, но это также не сработало. Считаем, что купили опыт за очень большие деньги», — заключает собеседница.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Шоколад ручной работы Казахстан

19.06.2018 • 08:30 1358

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Переживет ли шоколад ручной работы спад на рынке?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика