Сфера оказания медицинских услуг — бизнес хлопотный, непростой, требующий больших финансовых вложений и высокого уровня ответственности. Мадина Канафина — одна из немногих казахстанских предпринимателей, кто решил не только превратить лечебное заведение с советским кафелем и протекающими трубами в уютную поликлинику, но еще и в самоокупающееся предприятие.
Покупка и ремонт
Приобретение поликлиник состоялось в рамках программы второй волны приватизации, суть которой сводится к передаче государственного имущества в конкурентную среду частного бизнеса.
К сентябрю 2017 года по этой программе в Казахстане были приватизированы первые 14 объектов здравоохранения, среди которых оказались городская поликлиника № 34 и городская стоматологическая поликлиника. По словам Мадины Канафиной, стоматология была приобретена в июне, а поликлиника — в августе 2017 года.
«С точки зрения бизнеса медицина в целом и стоматология в частности — довольно перспективная отрасль, — поясняет Мадина Канафина, — поэтому, взвесив все за и против, было решено приватизировать оба объекта».
Торги проводились в электронном формате — ни один из участников не знал, что предлагает другой, количество участников тоже оставалось в тайне. В итоге предложение Канафиной оказалось самым актуальным, и цена стоматологии остановилась на отметке в 336 млн, а поликлиники — в 620 млн тенге.
«Конечно, мы понимали, что предстоит очень много работы, — вспоминает Мадина Канафина. — Поликлиника была, скажем так, не в лучшем состоянии: требовался ремонт, не хватало оборудования, некоторые аппараты были морально устаревшими».
С задачами решили справляться поэтапно и первым делом взялись за ремонт: нужно было заменить советский интерьер на что-то более современное и позитивное, чтобы поликлиника ассоциировалась у людей не с мрачными тусклыми коридорами, пропитанными запахом хлорки и атмосферой безнадежности, а местом, где они могут быстро и качественно получить необходимую помощь. Отремонтировать помещение намерены за год — ремонт будет поэтапным, чтобы не нарушать рабочий процесс поликлиники.
«В больнице есть неиспользованные площади, которые требуют капитального ремонта — это подвал и технический этаж — дополнительное пространство всегда пригодится», — продолжает Мадина Канафина, отмечая, что на сегодняшний день в ремонт поликлиники и стоматологии вложили около 15 млн тенге.
Что касается дополнительного финансирования, то процесс регистрации обоих объектов находится на финальной стадии, и как только он будет завершен, у поликлиники появится возможность сотрудничать с банками и фондами.
В целом, по словам бизнесвумен, при совокупных инвестициях с начала 2018 года в размере 40 млн тенге (15 млн — в ремонт, 5 млн — в инженерные сети, 20 млн тенге — в медицинское оборудование) доход платного отделения клиник увеличился в два раза, что позволяет рассчитывать на рентабельность 7%.
Зарплаты и цены
Городскую поликлинику № 34 переименовали в Центральную семейную поликлинику города Алматы. Переход в частные руки на ценовую политику практически не повлиял. По крайней мере, по словам директора по медицинской части Ирины Тюкаловой, дела обстоят именно так.
«Первичный прием к терапевту обойдется в 2 тыс., а вторичный — в 1 тыс. тенге. То есть цены на уровне других государственных поликлиник», — поясняет Ирина Тюкалова.
Разумеется, сохраняется и обязательный перечень гарантийного объема медицинских услуг: врачи общей практики оказывают помощь всем прикрепленным к поликлинике пациентам. Согласно последним данным, к поликлинике прикреплены 31 тыс. человек.
К слову, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется в рамках договора с ФОМС (Фондом обязательного медицинского страхования), при этом говорить о какой-то дополнительной финансовой поддержке со стороны государства не приходится: сколько людей обращается в поликлинику, столько и обслуживают. В перечень обязательных критериев, которые нужно соблюдать, входит и зарплата сотрудников: она должна быть не ниже, чем в других лечебных заведениях вне зависимости от того, государственные они или же перешли в частные руки.
«Нельзя сказать, что все получают одинаково, но средняя зарплата медсестер идет от 90 тыс., у врачебного персонала — выше, — рассказывает Ирина Тюкалова. — Но тут все по-разному, потому что некоторые врачи работают всего лишь по три часа в неделю, но даже за эти часы врач получает около 120 тыс. тенге в месяц. Помимо оклада, существуют и надбавки, где учитываются категория доктора, его стаж, надбавка за вредность».
А вот дополнительный доход будет поступать от расширения платных медуслуг, которые будут предоставляться за счет покупки нового оборудования и повышения квалификации врачей. В стоматологической поликлинике ценовая политика развивается по этой же схеме: цены на базовые услуги остались прежними, а спектр платных услуг был расширен путем покупки более качественного оборудования и материалов. В ближайший год обе поликлиники намерены вложить в покупку дополнительного оборудования около 50 млн тенге.
Стандарты и требования
По словам Мадины Канафиной, переход обычной городской поликлиники в статус семейной — дело не одного дня: «Мы адаптируем систему работы семейных врачей. От простого терапевта семейный врач отличается углубленными знаниями в сфере смежных медицинских специальностей, которые помогут ему провести лечение на более высоком уровне».
Поскольку врач общей практики должен иметь специальную подготовку, руководство поликлиники намерено повысить квалификацию всех врачей.
«Определенный процент на обучение поступает нам в рамках гарантированного объема по оказанию бесплатной медицинской помощи, — рассказывает Мадина Канафина. — Но если мы заинтересованы в специалисте, то готовы сами оплатить его обучение. К тому же, когда мы закупаем новое оборудование, врачи проходят специальную подготовку, чтобы работать на нем. В этом году мы запланировали обучение 65 специалистов».
Предприниматель отмечает, что попутно укомплектовывают врачебные кабинеты: в отделении хирургии устанавливается новое стерилизационное оборудование, в гинекологическом кабинете — современное кресло.
Маркетинг и сервис
Серьезный маркетинговый анализ начался в поликлинике сразу же после ее перехода в частные руки. Только за год стоматология обслуживает примерно 250 тыс. человек, и это, по мнению руководства, далеко не предел.
«Только в нашем районе у стоматологической поликлиники не меньше 50 конкурентов, — приводит статистику Мадина Канафина. — Поэтому мы проводим широкое исследование, исходя из потребностей пациентов, изучаем данные сайта, информацию, предоставляемую нашими докторами и регистраторами».
Большое внимание предприниматель намерена обратить и на сервис. Поэтому врачи и медсестры проходят не только курсы по усовершенствованию своих знаний, но и учатся по-новому взаимодействовать с пациентами. Работает и обратная связь: в поликлинике действует специальная служба врачей-экспертов, которые рассматривают все жалобы пациентов.
Цифровизация и интернет
В это трудно поверить, но еще недавно на всю поликлинику можно было насчитать не более 20 компьютеров, которые стояли в кабинетах заведующих отделениями. Примерно такая же ситуация была и с телефонами: их попросту не хватало. Сайт поликлиники был допотопным и неинформационным, а очереди — живыми и медленными (кто раньше пришел — тот и к врачу на прием попал). Сейчас, утверждает руководство поликлиники, все досконально меняется.
«Недавно мы обновили сайт, установили IP-телефонию, выделили некоторым специалистам рабочие смартфоны, чтобы они всегда были на связи и работали с пациентами, — рассказывает о технических достижениях поликлиники исполнительный директор Станислав Мусин. — Еще мы докупили 40 компьютеров и 40 телефонов, а также полностью модернизировали сервер и подвели оптоволокно».
По его словам, теперь на прием к стоматологу можно зарегистрироваться непосредственно на сайте поликлиники — stomat.kz. Там же можно выбрать врача — посмотреть квалификацию, фотографию и записаться в удобное для вас время.
Электронная очередь появилась в поликлинике тоже недавно. Приложение по электронной очереди тестировалось в течение месяца, и только потом его запустили в общее пользование.
«На момент приобретения поликлиники техническое обеспечение отсутствовало почти полностью, — продолжает Станислав Мусин. — Мы могли пользоваться лишь государственными порталами, куда подается информация о прошедших клиентах и о проделанной работе. После приватизации мы начали активно искать поставщиков софта, который упростил бы работу по контролю за обслуживанием населения. Проделанная работа автоматизировала весь процесс, включая работу касс и информацию о предоставляемых услугах».