Рынок е-commerce: два пути развития казахстанских компаний
АВТОР

21.05.2018 • 08:16 4422

Рынок е-commerce: два пути развития казахстанских компаний

Что мешает рынку электронной коммерции преодолеть достигнутую в прошлом году планку в $1 млрд

Текущая доля электронной коммерции в экономике страны — $1 млрд — не отражает потенциал отрасли. В общем объеме розничных продаж электронная торговля удовлетворяет всего 1,02% спроса, на оптовом рынке — 0,4%.

Глобальный показатель e-trade равен $2 трлн. Лидер — США, $305 млрд, 6,4% в общей доле продаж страны. На втором месте Китай ($207 млрд, 8,4%). (Данные Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».)

Разрабатывая новый Налоговый кодекс (введен с 1 января 2018 года), государство анонсировало беспрецедентные меры поддержки для участников рынка электронной торговли, включая и освобождение от налогов. Подобные меры практикуются во всех странах — лидерах этого рынка. В итоге е-бизнес страны освободили лишь от КПН, однако на условиях, практически невыполнимых.

Текущее положение и перспективы рынка электронной коммерции корреспонденту «Капитал.kz» обрисовал Константин Горожанкин, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции.

20% - сакральная точка электронной торговли

Электронная коммерция — самый открытый к инновациям вид бизнеса. В Казахстане она началась с открытия первых интернет-магазинов в 2008 году. Но тогда не сложилась критическая масса покупателей. Из числа тех «первых могикан», которые выдержали и не закрылись, остались три магазина: flip.kz, intim.kz и shop.kz. Настоящая большая коммерция в Казахстане началась в 2011-м — именно тогда критическая масса пользователей, 20% населения Казахстана, пришла в интернет. Я готовлю на эту тему диссертацию, изучил порядка 70 стран с точки зрения ВВП, ВВП на душу населения, проникновения сотовой связи, проникновения интернета, уровня логистики, образования, религии. Исследование в любой стране приводит к этой сакральной точке: любой рынок идет вверх, взрывается после 20% проникновения интернета. Все, что появилось до 2011 года, либо умерло, либо жило весь период на свои инвестиции, а это очень тяжело.

Деньги перестали уходить за границу

Сейчас выживет любой проект — если вы все делаете правильно и если хорошая команда. Конкуренции очень мало, пользователь готов и умеет пользоваться карточками и все охотнее делает это внутри страны. В 2011 году была парадоксальная ситуация: люди тратили в интернете больше денег в зарубежных магазинах, чем в своих. Рынок сформировался, но не было доверия и не было предложения. Поэтому больше денег уходило за границу: в «Амазон», «Озон», «Алиэкспресс» и так далее. (В 2015 году весь объем казахстанских транзакций делился так: 10,9 млн транзакций на сумму 216 млрд тенге за пределы РК, 31,9 млн транзакций на сумму 321,6 млрд тенге — на территории РК. В 2016 году за пределы РК — 13,4 млн транзакций на сумму 281,9 млрд тенге, на территории РК — 61,8 млн транзакций на сумму 543,3 млрд тенге (данные Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», — ред.).

Большая конкуренция — плохо для интернет-бизнеса, хорошо для клиента

Первое время казахстанских проектов было очень мало. В Казахстане привыкли к другим деньгам, а в интернете надо проработать 2−3 года, чтобы начать получать прибыль. Но за несколько лет ситуация изменилась в корне, многие сегменты электронной торговли уже заняты. Рынок одежды — done, поисковые системы — done, социальные сети — done. Зато в сегменте авиабилетов большая конкуренция, это выбивает маржу и хорошо для клиентов, но плохо для бизнеса.

Первый игрок забирает все

Рынок е-commerce — он такой интересный, он сильно отличается от обычного рынка. Если вы идете в магазин за зубнойпастой, у вас в голове будет 2−3 бренда, предполагаемых к покупке. В интернете у вас один бренд в голове. Выбор квартиры — «Крыша». Выбор авто — «Колеса». Выбор фильма — «Кино». Интернет совсем другой, конкуренция сильнее. Но тот игрок, который занял место в голове людей, — он взял все деньги рынка. Первый игрок забирает все — если правильно делает.

Потолок возможностей низкий

Электронная коммерция в Казахстане уперлась в потолок возможностей. И дело не в общем кризисе: например, «Тикетон» в 2017 году вырос в 2,5 — 3 раза. Расти можно было бы, но мозги не поспевают за этим рынком. Институты не учат ни одной нужной сегменту профессии, даже IT-специалисты после институтов доучиваются на практике. Рынку нужны специалисты в области интернет-маркетинга, контента и так далее. На этапе стартапа можно работать так, чтобы люди совмещали разные обязанности. Но когда достигнут определенный уровень, начинается специализация. Люди — главная ценность этого бизнеса. Поэтому компании сейчас сами расширяют компетенции своих сотрудников.

Два пути казахстанского e-commerce

У компаний Казахстана сейчас два пути: первый — наращивать свою долю рынка с последующим выходом на IPO или в расчете на успешную продажу крупному игроку. Второй — осваивать окружающие рынки. Например, «Тикетон» открыл офисы в Ташкенте, Душанбе, Ашхабаде. Эти рынки скоро приблизятся к сакральной цифре 20%. Некоторые игроки начинают развиваться внутри, выкупая компании-конкуренты. К некоторым нашим игрокам питают интерес иностранные компании. А потом эти компании сами продадутся игрокам серьезнее. В интернете иначе заработать не получается, потому что бизнес постоянно требует инвестиций в развитие команды, сервисов и так далее. Интернет — это маленькая маржинальность и большие обороты. И вот так идет большая глобализация этого процесса. Все сервисы начинают быть похожими друг на друга, и все сервисы начинают расти командами.

В интернете конкуренция глобальная

Если государство говорит о поддержке отрасли, значит уже поздно. Могут ли наши магазины конкурировать с американскими или китайскими? В сети нет никаких границ, любой магазин — на расстоянии клика. Наши интернет-магазины платят НДС, КПН, налоги на зарплаты. Американцы еще при Клинтоне убрали налог с продаж (аналог НДС). Тот же шаг сделали китайцы, россияне, белорусы. В России уже 80% людей делают покупки в интернете. В Казахстане активно покупают чуть больше 1 млн человек, то есть 5−7% населения.

Пять причин помогать бизнесу

Я в прошлом году 21 раз летал в Астану за свой счет, чтобы у госорганов появилось понимание того, что надо делать. Но список рекомендаций до сих пор остается актуальным. Первое — сократите налоги. Второе — давайте больше рекламы, пропагандируйте оплату коммунальных услуг через сеть, покупки билетов в театр или выбор врача. Это выгодно и безопасно, надо людям это говорить из телевизора. Компании электронной коммерции этого сделать не могут, а для государства это ничего не стоит. Третье — надо разобраться, кого готовят наши институты, ввести новые специальности, адаптировать учебные программы. Четвертое — 90% всей электронной коммерции сконцентрированы в Алматы. Помогите масштабировать алматинский опыт для всей страны, мы готовы свои знания и технологии транслировать в регионы. Пятое — откройте зарплатные банковские карты для интернет-транзакций.

Взрыва не будет

В прошлом году нам обещали много всего. Но рынок так ничего и не получил. Экстенсивно мы будем расти еще долго. Есть куда — мы достигли, кажется, показателя проникновения интернета в 40%. Но при поддержке государства рынок пережил бы настоящий взрыв.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

электронная коммерция Константин Горожанкин

21.05.2018 • 08:16 4422

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Рынок е-commerce: два пути развития казахстанских компаний
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика