С недавних пор частью культурного ландшафта Алматы стали лектории. Популярность и стабильность таких форматов, как Лекторий.kz или Интеллекция позволяют оценивать их как устойчивые бизнес-проекты. «Капитал.kz» обсудил этот феномен с Жанной Прашкевич, маркетологом, организатором Интеллекции.
— С чего началась Интеллекция?
— Интеллекцию как проект придумал журналист Данияр Сабитов, возможно, вы помните его регулярные полемические акции Печакуча. Мне Интеллекция понравилась сразу, я часто бывала ее гостем. Проходили они в столовой Элефант на Атакенте, но собиралось немного людей, что мне казалось несправедливым. И когда Данияр сообщил мне, что уезжает в Европу и лекции встанут на паузу, я предложила подхватить проект.
— Была уверенность в том, что у Интеллекции есть финансовые перспективы?
— Мне всегда нравилось заниматься эдьютейментом. Я работала с этим форматом с 2009 по 2011 год. За 2 года мы провели более 400 образовательных ивентов в Кафеделии, это по 4 в неделю. Когда мы только начали, никто не ожидал, что будет такой высокий спрос. Но люди приходили с большим удовольствием, чтобы говорить о кино, о музыке, об искусстве, о музеях или о дизайне.
— В чем причина популярности формата?
— Думаю, в условиях растущего города, урбанизации, дефицита времени и дефицита интеллектуальной мысли у людей образуется смысловой вакуум, смысловой голод. Удовлетворение этого голода очень важно, но людям гораздо проще делать это в сообществе, когда все условия созданы. Люди изголодались по социальному знанию и готовы платить за него некритичные деньги.
— Какие-то изменения произошли с вашим появлением в проекте?
— Первую Интеллекцию мы провели 24 мая 2016 года, а в 2017 году изменили подход, сделав упор на маркетинговую часть задачи. У меня команда 15 человек, как мы могли это сделать плохо? Я попросила отнестись к этому проекту как к клиентскому: что мы способны сотворить, чтобы обеспечить полную посадку? Сделали сайт, есть аналитика, есть база, большие планы по развитию, рекламные кампании, лекции снимаем на видео. Мне хочется, чтобы Интеллекция жила. Поэтому важна финансовая устойчивость, нельзя смотреть на это как на благотворительный проект. Нам нужны средства на рекламные расходы, на создание видеоархива. Моя главная задача — все оцифровать и сделать доступным, сохранить местную мысль. За год мы довели ритм Интеллекций до 6 мероприятий в месяц, ввели формат музыкальных лекций, вводим серийность — Олег Борецкий выступает с лекциями о философии, договорились с Евгением Жовтисом о лекциях на тему мировоззренческие основы демократии. Но мы двигаемся в рамках, заданных Данияром Сабитовым. Любые изменения с ним согласовываются, между нами джентельменское соглашение.
— Ваши коллеги по рыночной нише делают акцент на звезд, которых привозят из-за границы.
— У нас в стране есть своя интеллектуальная база. Это люди, чьи монографии есть в библиотеках, но их мысль недоступна широкому кругу. Я хочу, чтобы их знание было более доступным и по деньгам, и в виртуальном пространстве.
— То есть речь идет о том, чтобы на основе формата выстроить устойчивую бизнес-модель?
— На Интеллекцию у нас большие бизнес-планы. Мы создали сайт, подключили социальные сети, структурно к этому подошли, этим занимается отдельная команда. Мы держимся в жестких финансовых рамках: вход на лекции стоит 1000 тенге для взрослого слушателя, 500 для студентов и пенсионеров. Второе ограничение — прибыль делится 50 на 50 между спикером и командой. Фиксированные гонорары только в тех случаях, когда привлекаются музыканты. Но и в этих заданных рамках стало ясно, что можно круто развиваться, заработка хватает и на зарплату двух специалистов, это 300 тыс. тенге в месяц, на все рекламные расходы, в среднем $100−200 на лекцию, и на техническое сопровождение: видеокамера, звукозаписывающая аппаратура, осветительное оборудование.
— Какие планируются изменения в формате?
— Планируем привлекать внешних модераторов. Качественному спикеру нужен качественный модератор, который смог бы встать в позицию или оппозицию, где-то дискуссию спровоцировать. Такие люди у нас есть.
Главное богатство Интеллекции — люди, которые приходят. Они пока в позиции слушателей, внимающей публики. Но там очень разные люди, от хореографов до маркетологов и научных сотрудников. Я предвкушаю, что будет, если мы этих же людей пригласим в активную позицию — позицию деятелей, соорганизаторов, волонтеров, соавторов, модераторов. В этом я вижу огромный потенциал.
Как маркетологи мы можем действовать двумя путями: создавать потребность или улавливать потребность. Мы сейчас занимаемся первым. Тенденция к расширению есть. Мы просто донесли информацию, докуда дотянулась таргетинговая реклама, и люди приходят, если раньше было 20 человек, то сейчас 120, такое расширение за год. Расширение планируется и географически: нас ждут Астана и Караганда, вероятно, это будет что-то вроде франшизы. В масштабировании мы будем внедрять абонентские билеты, об этом просят слушатели.