USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95317.80$
-1761.700

История адаптации американской франшизы Mail Boxes в Казахстане

Как взять лидеров курьерского рынка к себе на работу?

Share
Share
Share
Tweet
Share
История адаптации американской франшизы Mail Boxes в Казахстане- Kapital.kz

Американские франшизы активно заходят на рынок Казахстана. Не надо отдельно представлять McDonalds, Burger King, Starbucks. Виталий Ен, генеральный директор франшизы из США Mail Boxes Etc в Казахстане, рассказывает, как франшиза по предоставлению бизнес-услуг с нестандартной бизнес-моделью прижилась на местном рынке.

Одно из основных направлений работы Mail Boxes — оказание курьерских услуг. Сеть Mail Boxes Etc. еще недавно насчитывала более 1600 центров в 40 странах мира. А с приобретением в 2017 году конкурирующих американских франчайзинговых компаний в сфере логистики и полиграфии PostNet и AlphaGraphics сеть в общем выросла до 2500 центров с годовым оборотом в 1 млрд евро.

С развитием электронной коммерции курьерские услуги становятся все более востребованными. На рынке Казахстана Mail Boxes Etc. присутствует третий год, и, по словам Виталия Ена, количество клиентов и сумма продаж растут ежемесячно.

Собрать всех лидеров рынка в бизнес-модель

Бизнес-модель франчайзера лаконична и представляет собой комплекс услуг в одном месте по принципу One Stop Shop. Это экспресс-доставка документов и посылок ведущими операторами (UPS, DHL, FedEx, Exline, Pony Express и др.), заказ полиграфической, сувенирной и канцелярской продукции, а также услуги е-сommerce (заказ и доставка товаров с eBay, Amazon, Tao Bao, AliExpress и др.).

«Многолетние партнерские отношения с этими операторами позволяют найти оптимальный вариант по цене и срокам в зависимости от запроса клиента. А наработанные IT-решения позволяют это сделать в считанные секунды. Не придется обзванивать всех операторов, чтобы найти лучшее предложение», — объясняет Виталий Ен.

В своем сегменте по оказанию бизнес-услуг компания, как отмечает франчайзер, благодаря своей бизнес-модели не имеет прямых конкурентов не только в Казахстане, но и в мире.

В центрах сети профессионально упаковывают хрупкие посылки, страхуют ценный груз, помогают с таможенным оформлением и заполнением документации. Все бизнес-процессы четко сформулированы и прописаны франчайзером.

«Наша стратегия — быть рядом с бизнесом: 80% наших клиентов находятся в пределах 2 км от нашего центра», — описывает бизнес-модель франчайзер. Забрать и приступить к отправке документов или груза компания готова в течение одного часа. «Это может быть и ручка, и пачка бумаги», — добавляет Виталий Ен.

По его словам, услугами е-commerce в Казахстане пользуются в основном физические лица, их интересуют надежность и более быстрые сроки доставки с ведущих интернет-площадок США и Китая.

Сколько стоит франшиза и как окупается?

«Согласно нашей бизнес-модели, мы приступили к этапу продажи франшиз (на территории Казахстана и Кыргызстана — ред.) после двух лет работы на местном рынке — с июля 2017 года, — говорит Виталий Ен. — С тех пор ежедневно мы получаем несколько заявок». Сейчас активно идут переговоры с претендентами из Астаны, Алматы, Шымкента, Актау и Атырау.

«Мы очень тщательно выбираем будущих франчайзи и не спешим распродать франшизы. У нас есть план развития на ближайшие 10 лет. Для нас важно, чтобы франчайзи хотел иметь бизнес в сфере оказания услуг, прошел 4-недельное обучение в нашем пилотном центре и был занят на 100% нашей бизнес-моделью», — перечисляет Виталий Ен.

Паушальный взнос за франшизу составляет от 2,5 млн до 4,5 млн тенге в зависимости от численности населения города. Роялти — 6% от выручки, кроме того, необходимо будет оплачивать маркетинговый сбор в размере 1,5% от выручки.

«Мы также в поиске территориального франчайзи, то есть франчайзи-партнера, который „выкупит“ у нас определенную территорию Казахстана и будет ее самостоятельно развивать, получая часть прибыли от франшизы и роялти», — предлагает франчайзер.

По данным Виталия Ена, общие инвестиции при открытии центра составляют в среднем от 7 млн тенге. Средняя окупаемость проекта — от 18 месяцев. «Выход на безубыточность составляет от 6 месяцев, ведь для начала работы достаточно 30 кв. м и всего два человека в штате», — говорит франчайзер.

Язык переговоров и адаптация

Почему Виталий Ен выбрал для работы франшизу из США? «Именно в США зародились самые успешные международные франчайзинговые бренды. Из этих соображений я посетил в 2014 году одну из самых важных ежегодных франчайзинговых выставок в Нью-Йорке. Там я познакомился впервые с бизнес-моделью Mail Boxes Etc», — рассказывает бизнесмен. В Соединенных Штатах этот бренд развивается в настоящее время под брендом UPS Store после выкупа в 2005 году более 3 000 центров Mail Boxes Etc. В настоящее время в США и Канаде более 5000 UPS Store.

Заполучить франшизу в Казахстан было нелегко, вспоминает Виталий Ен: «Переговоры были непростые, уже было несколько претендентов на покупку мастер-лицензии на Казахстан. Они длились около года».

За это время будущий франчайзер посетил еще несколько франчайзинговых выставок в Европе и России. «Наверное, правообладатели увидели, что я серьезно настроен», — предполагает он. На тот момент компания Mail Boxes Etc. была уже представлена в России и имела планы зайти на рынок СНГ.

«Я думаю, мне помогли имеющиеся управленческие навыки, так как я уже руководил более 10 лет юридической фирмой, а также хорошие знания английского языка», — говорит Виталий Ен. Английский язык — то, что нужно будущему франчайзи, если он хочет иметь дело с иностранной франшизой. Переговоры велись на английском языке и материалы по управлению бизнес-процессами тоже предоставляются на английском, которые Mail Boxes переводит и адаптирует для казахстанского рынка".

«В каждой стране мы проходим этап адаптации. Именно поэтому мы приступаем к продаже франшиз после двух лет работы пилотного центра Mail Boxes Etc. Мы адаптируем скрипты телефонных разговоров и сами продажи, адаптации подлежат наши IT-решения и, конечно же, маркетинговые решения», — рассказывает франчайзер.

Сейчас руководство все еще инвестирует в компанию, так как идет активная фаза по продажам франшиз.

Что мешает и удивляет?

Виталий Ен выделяет две сложности для старта в этом бизнесе: первая — отсутствие необходимых финансовых средств у кандидатов, вторая — отсутствие необходимых знаний о франчайзинге. «Многие люди не знают, что такое роялти, и почему и за что его нужно ежемесячно платить», — говорит он.

При этом, по его словам, настоящим откровением для него стало то, что иногда поступают заявки на покупку франшиз от 13-летних подростков.

«Я, честно говоря, очень удивлен и восхищен этими молодыми людьми, которые с ранних лет хотят заниматься бизнесом. Много заявок приходит от студентов, особенно в период активности мастер-классов по развитию стартапов», — отмечает франчайзер.

Также его поражает, что некоторые люди хотят начать собственное дело без каких-либо вложений или, наоборот, просят профинансировать весь проект.

«В любом случае я понял, что многие люди хотят заниматься бизнесом и иметь свое дело. Поэтому считаю, что рынок франчайзинга в Казахстане перспективен и будет прирастать международными и местными франшизами», — уверен Виталий Ен.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.