«В 2017 году по сравнению с 2016-м в Казахстане стало меньше фастфуда и вообще общепита. Франшизы в этой отрасли „затормозились“. Рынок ждет перезагрузка. Старые форматы неинтересны, новые еще не появились. Некоторые закрылись. Был даже такой случай, когда кафе открылось по франшизе и закрылось через неделю. Бывает и такое», — такую зарисовку рынка делает Бекнур Кисиков, президент Казахстанской ассоциации франчайзинга, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сложившуюся ситуацию эксперт объясняет тем, что и ретейл, и франчайзинговый ретейл переживают не самые лучшие времена — это проблема отрасли в целом.
«По моим ощущениям, сейчас наш потребительский рынок с удовольствием ждет магазин шаговой доступности типа 7-Eleven с демократичным подходом (международная сеть небольших магазинов, работающих преимущественно в формате франчайзинга. — Ред.)», — комментирует собеседник. Однако, по его мнению, после провала японской франшизы с мини-маркетами, а также ситуации с Carrefour (французский розничный игрок ушел с казахстанского рынка в прошлом году. — Ред.) инвесторы осторожно подходят к ретейл-форматам.
Вместе с тем, продолжает Бекнур Кисиков, на рынке появилось много франшиз по бюджетным ценам. В топ-5 он включил следующие: «Айкуне» (сеть медицинских и оздоровительных центров на базе казахской гимнастики), «Поехали с нами» (туристическое агентство), «ИНВИТРО» (медицинская лаборатория), Центр ментальной арифметики, Mail Boxes Etc. (бизнес-услуги и логистика).
«Наибольшим спросом сегодня пользуются франшизы в сферах обучения, услуг, с небольшим входом, например, от 1 млн тенге до 3 млн тенге. Но надо понимать, что популярной франшизу делает не стоимость, а имя и возможность зарабатывать. Если цена невысокая и „вход“ легкий, то чаще всего высока конкуренция на рынке, и, значит, прибыль будет небольшой. Поэтому каждая франшиза индивидуальна, несмотря на цену», — говорит эксперт.
Конечно, продолжает он, наиболее популярны франшизы небольшой стоимости. В мире, например, это SUBWAY — пример небольшой стоимости франшизы и сравнительно небольших инвестиций. Тот же 7-Eleven стал рекордсменом в прошлом году по количеству проданных франшиз.
«Но, к сожалению, этих брендов у нас нет, в топах мировой статистики низкобюджетные франшизы не учитываются. Фастфуд хорош тем, что быстро приносит прибыль, если хороший бренд и франшиза „умная“ — удобная, наработанная. Конечно, чем ниже цена, тем больше покупают. Но речь не идет о популярности. Популярность, то есть наибольшее количество запросов, у нас по фастфуду. Но покупают то, что есть», — говорит Бекнур Кисиков.
Окупаемость, по словам эксперта, не имеет четкой корреляции со стоимостью франшизы. «Это трудный вопрос, так как у нас нет доступа к финансовым документам компаний. Но примерно можно сказать, что известный бренд, создающий ажиотаж, даже несмотря на большие инвестиции, окупается быстрее. Это относится к общепиту. Там окупаемость именно в первые два года. А дешевый бизнес, например, в сфере услуг, можно купить и окупать очень долго, а то и не окупить вовсе. Это зависит от многих факторов», — заключает собеседник.
Сегодня в Казахстане, по данным Казахстанской ассоциации франчайзинга, малобюджетные франшизы оцениваются в 5−30 тыс. долларов, среднебюджетные — 30−100 тыс. долларов, крупнобюджетные — от 100 тыс. до 1 млн долларов. В бюджет входят, помимо паушального взноса, инвестиции в бизнес.