Бурное развитие цифровой фотографии неожиданным образом вернуло миру винтажные фотоаппараты и фотопленку. Вирус пленочной фотографии добрался и до Алматы.
Всего десяток лет широкого применения цифровой фотографии и ее бурной всепоглощающей эволюции — и вот эволюционный виток завершен. Все больше фотолюбителей во всем мире обращаются в адепты «старой школы» — берут в руки старые зеркальные камеры с заправленными в них пленками.
Процесс обрел такую мощь и широту, что заскучавшие было производители фотопленки восстанавливают «доцифровой» ассортимент продукции и расширяют производственную линейку. И это за каких-то два последних года!
Благодаря соцсетям Казахстан не остался в стороне от глобального тренда. В Алматы даже появилась фотолаборатория по обработке фотопленки. Ее совладельцы — фотографы и кинооператоры Шахрух Абубакиров и Куаныш Курманбаев. «Капитал.kz» задал им несколько вопросов на тему, как развивается новое старое направление.
Пленка не согласна работать в узкой нише
«Собственно, пленка никуда и не уходила, — делится наблюдениями Шахрух Абубакиров. — В криминалистике, например, цифровая фотография запрещена во избежание возможных манипуляций (редактирование и фальсифицирование изображения) с исходным цифровым файлом».
А вот еще сохранившиеся возможности для профессионального применения пленки: медицина, аэрофотосъемка и картография, физические и другие научные лаборатории. Конечно, в этих областях любительская фотопленка никому не нужна, зато они позволили производителям пережить трудные времена и дождаться ренессанса.
«Наши газеты и журналы массово перешли на цифровую фотографию в 2003—2005 годах. Это было объективное решение: технологический процесс сокращался в разы, снимки стали попадать в редакцию практически сразу после того, как щелкнул затвор и кадр зафиксировался в памяти фотоаппарата, — рассказывает Шахрух Абубакиров. — Но вот прошло чуть больше десятилетия — и фотопленка, работа с фотобумагой возвращаются в журналы. Насколько я знаю, казахстанские Harper`s Bazaar и Vogue планируют такие изменения».
Все вернулось на круги своя
Первую цифровую фотокамеру создала компания Kodak в 1975 году. С тех пор цифровая фотография наращивала присутствие на рынке, выдавливая на обочину бизнеса производителей пленки. Когда в 2006 году Nikon отказался от производства пленочных сканеров и оптических печатных машин, казалось, что дни пленки сочтены.
Однако сами же выверенные цифровые технологии способствовали оживлению интереса к непредсказуемости простой фотопленки. Глобальные социальные сети, такие как Instagram, быстро пресытились игрой в приукрашивание реальности и вернулись к лаконизму прямой передачи изображения. От этой точки уже рукой подать до идеи использовать винтажную фототехнику. Потому что нет еще носителя, который передавал бы вид окружающего мира лучше, чем с этим справляется фотопленка.
«Нельзя сказать, что современная работа с фотопленкой полностью повторяет старый процесс. В какой-то степени сейчас он носит гибридный характер, — размышляет Шахрух Абубакиров. — Проявка, сканирование и фотопечать производится с участием цифровых технологий, хотя уже и устаревших за ненадобностью. Например, чтобы обзавестись проявочной машиной, мы нашли и купили их три, разобрали до винтика, почистили и собрали один работающий экземпляр. Сканер фотопленки, печать — все это хорошо забытое рынком старое, которое мы восстановили и заставили снова работать».
Возрождение пленки началось в Голливуде
Триумфальное возвращение пленки в мир произошло в 2015 году с фильмом Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка». У нас возможности увидеть фильм на фильмокопии не было, а между тем он снят на пленку Kodak и даже титры для него делались по старинке, с помощью ножниц и бумаги. Формат сразу стал модным: «Звездные войны. Эпизод 7», «Мир юрского периода», «Миссия невыполнима», «007: Спектр», «Ночной беглец», «Стив Джобс», «Отряд самоубийц», «Ла Ла Ленд», «Джейсон Борн»…
Это немедленно отразилось на всей индустрии, производящей пленку. Возродилась технология мгновенной фотографии, фотоаппараты типа Polaroid продаются миллионами экземпляров в год. Впрочем, зерна пали на подготовленную почву: до момента взрывного интереса всегда находились энтузиасты, которые вкладывали усилия и деньги в производство фотопленки. Даже придумали технологию «переделки» кинопленки под нужды фотографии. И все это выпускалось в промышленных объемах на деньги, собираемые на краудфандинговых площадках!
«В 2017 году около четырех компаний возобновили выпуск фотопленки. С новыми продуктами вышли возрожденные компании Bergger и Ferrania, — рассказывает Шахрух Абубакиров. — Не могу сказать, что на наш рынок возвращение пленки оказывает большое влияние. В Алматы есть группа, примерно сто человек, увлеченных пленочной фотографией. Я думаю, сейчас это дань моде, примерно как у нас сейчас стали популярны виниловые пластинки. А дальше — как соцсети отреагируют».
«Для нас это фан»
Шахрух Абубакиров и Куаныш Курманбаев обслуживают этот интерес не ради денег. «Для нас это фан. Мы даже бизнес-модель не просчитывали. Проявка и обработка пленки у нас стоит от 1500 до 2000 тенге. А недавно ведь в Россию приходилось отправлять, — рассказывает Шахрух Абубакиров. — В основном этим увлечены студенты. Они покупают зеркальные камеры, потому что они дешевле, даже не представляя, какие впоследствии придется тратить деньги на процесс. В старых камерах ведь нет автоматических настроек, поэтому процент брака в их работе крайне высок. Вообще, старшее поколение, выросшее на пленке, спокойно относится к любым технологиям. А вот на молодых переход с цифры на пленку оказывает яркий вау-эффект».