USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.20$
+0.070
BTC
68049.80$

Казахстанские интернет-магазины нарушают права покупателей

Защитники прав потребителей фиксируют рост жалоб со стороны клиентов, обманутых «электронными» коммерсантами

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстанские интернет-магазины нарушают права покупателей- Kapital.kz

Казахстанские интернет-магазины получили пятилетние налоговые каникулы. Эта льгота призвана простимулировать бизнесменов к развитию технологий и конкуренции с глобальными игроками рынка.

Капитал.kz посмотрел на процесс с развития электронной торговли с точки зрения взаимоотношений магазинов и покупателей. Для этого мы обратились к Артык Сейткалиевой, президенту общественного объединения по защите прав потребителей «Адал».

"К казахстанским интернет-магазинам нет доверия, очень много жалоб со стороны клиентов, — говорит Артык Сейткалиева. — Причем последние два года мы фиксируем уверенный рост числа обманутых покупателей. Например, если в 2016 году в общем числе претензий к сфере торговли их было 10%, то в 2017-м эта доля увеличилась вдвое!"

Между тем согласно анализу казахстанского рынка электронной торговли, полученной Капитал.kz в Палате предпринимателей «Атамекен», доля электронной торговли в общем объеме розничных продаж составляет 1,02%. Это свидетельствует о серьезных проблемах в отрасли, которые накапливаются, не находя разрешения.

По данным общественного объединения по защите прав потребителей «Адал», наиболее распространенная претензия покупателей — на поставки товара ненадлежащего качества. Причем качество товара, как правило, ниже всякой критики. Часто коммерсанты вынуждают клиентов переводить оплату за выбранный товар на личную карточку — в этом случае клиент не видит ни товара, ни денег. В суде получатель средств объясняет перевод просьбой в материальной поддержке. Наконец, даже если деньги и переведены правильно, продавец всячески оттягивает поставку товара. По опыту они знают, что до суда клиенты доводят дело крайне редко.

«Если бы наша судебная система наказывала недобросовестных предпринимателей, никто не решался бы на такие нарушения прав потребителей. Но ни один суд не обнаруживает в подобной ситуации моральный ущерб для потребителя, — рассказывает Артык Сейткалиева. — Вообще, до суда доводят те клиенты, кого откровенно унизили, задели человеческое достоинство. Но предпринимателям даже выгодно идти в суд, потому что они знают, как сломать дело. В лучшем случае его обяжут восстановить материальный ущерб. Но ведь все это время он безнаказанно пользовался деньгами покупателя».

Почему интернет-магазины так откровенно игнорируют права своих клиентов?

«Механизм работы интернет-магазинов не предусмотрен, его нужно прописать. Нужен механизм, который позволил бы всем участникам процесса трактовать нормы закона одинаково, — говорит Артык Сейткалиева. — Надо прописать, что такое интернет-покупки, каким образом они должны производиться в Законе о защите прав потребителей, Гражданском кодексе, Законе о торговом регулировании и прописать механизм. Люди должны знать, как выглядит процедура. А пока этого нет, потребителю важно фиксировать все свои действия письменно, не доверяя телефону или электронной почте».

Что покупают казахстанцы в интернет-магазинах? Наибольшая доля, 17,7% покупок — строительные материалы и инструменты. На втором месте одежда и обувь — 17%. Далее косметика — 15,2%, периферийное оборудование и программное обеспечение — 10,5%.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.