Андрей Пономаренко — потомственный пасечник. Его прадедушка основал пчелиное хозяйство в Южном Казахстане, отец стал вникать в медовый бизнес, когда ему было три года. Изначально хозяйство было небольшим — всего девять пчелосемей, постепенно их количество увеличивалось и к 2001 году достигло 150. Крестьянское хозяйство «Тянь-Шань» стало участвовать в выставках пчеловодов, в том числе за рубежом — представляло там казахстанский мед. Отличились сорта из верблюжьей колючки, цветочной пыльцы (маковой, рапсовой).
Мы встретились с Андреем в одном из торговых центров города, где у него открыта своя точка продаж. Пробуя мед с кедровыми орешками, прополисом и имбирем, поговорили об особенностях медового бизнеса в Казахстане, о рынке, о том, сколько средств необходимо вложить для того, чтобы открыть собственную пасеку, и как работать на ней с прибылью.
— Андрей, 150 пчелосемей — это много?
— Для того чтобы начать работать рентабельно, для начала будет достаточно 30 пчелосемей, если рассматривать Восточный Казахстан, Алматинскую область. Южный Казахстан — это зона рискованного пчеловождения. Там земля не такая плодородная, как ближе к востоку страны. Очень суровые климатические условия — слишком жарко. В пустыне пчела не может выжить, она не приспособлена к таким условиям. Приходится возить воду для пчел, мой отец, например, обогащает воду серебром. На юге собирают мед из верблюжьей колючки. Этот мед по сей день считается чемпионом среди всех медов в мире по наличию микроэлементов. Не вызывает аллергии, не повышает сахар, выводит шлаки, токсины, тяжелые металлы, нормализует обмен веществ в организме. Но кусты этого растения могут давать нектар раз в четыре года.
И получается так, что, если вы имеете пасеку на юге страны, 50 пчелосемей вы заводите, 25 работают, 25 оправдывают расходы.
— Какие вложения требуются для того, чтобы открыть собственную пасеку?
— Одна пчелосемья стоит $80−100, она может окупиться за один сезон. Вообще, стартовый капитал для пчелохозяйства — $10−12 тыс. плюс ветеринарные расходы. Эти вложения могут окупиться также за один сезон.
Если делать полностью рентабельную пасеку, лучше, чтобы она была мобильной — так можно получить более широкий ассортимент меда, и это дает возможность находить «урожайные» места. Для этого, конечно, необходим опыт. Нужно знать, какие растения в Казахстане дают нектар — больше и меньше, время их цветения. И также это зависит от региона. В Южном Казахстане, например, верблюжья колючка, аккурай, разнотравье поймы реки Сырдарья, там бахчевые культуры растут. На востоке страны чаще всего мед получают из подсолнечника, гречихи, разнотравья.
— Одно хозяйство сколько меда может произвести?
— У каждого разные пчелы и разное количество пчел. С одной пчелосемьи за сезон можно собрать 25−35 кг меда за одну качку. Частота качек зависит от опыта пчеловода, от того, где он поставит пчел, на какие растения. Одно растение отцветает, другое зацветает, надо ездить и смотреть. Это называется «на разведку».
Объем «добычи» нашего хозяйства — стабильно в среднем около 10 тонн за сезон. В Южном Казахстане, где мы работаем, мед можно качать с июня до сентября. Если климат позволяет, оставляем пчелок, и они сами на себя работают — делают запасы на зиму. Это гарантирует, что пчела будет меньше болеть, чем если ее прикармливать или оставлять ей мало пищи.
— Сколько тонн меда нужно качать, чтобы считаться рентабельным хозяйством?
— Это зависит от расположения пасеки. В восточных регионах Казахстана можно получить больше меда, в южных — меньше. Соответственно, «южным» пасекам нужно иметь побольше пчел, «восточным» достаточно 30 пчелосемей, чтобы получить средний доход. В период реализации — ранней осенью и зимой — можно зарабатывать примерно $400 в месяц. Дед говорил: занимайся пчеловодством и тебе всегда хватит на хлеб с маслом. В любом случае, занимаясь этим бизнесом, у вас есть потенциал для развития. Вы можете заниматься исключительно медом, но также прополисом, маточным молочком, продажей пчелопакетов.
— Насколько востребованы пчелопакеты?
— Они всегда востребованы. Начнем с того, что если улики не готовы к зимовке (есть щели или они сделаны из тонкого материала), пчелы, которые в них живут, в суровых регионах просто замерзают и погибают. Соответственно, пчеловод смотрит: либо ему сейчас приобрести пчел, либо этот сезон ему посвятить не медосбору, а непосредственно расширению пасеки. Он думает: вот сейчас приобрету пчел, размножу, сделаю мед, и это будет более рентабельно. Либо он приобретает пчел и начнет заниматься маточным молочком. Одним словом, пчелы всегда в ходу. Никогда такого не было, чтобы они были не нужны.
У пчел есть разные породы. У нас в Южном Казахстане у каждого пчеловода свой выбор пчелы. Для меня лучшая — местная районированная рекордистка, она лучше всего работает именно на этой земле. Очень хороший опыт был, когда привозили пчелу, имеющую хоботок на два-три миллиметра длиннее, чем у местной. За счет этой особенности она на некоторых растениях может собирать больше нектара. Ее привозили для скрещивания. Получилась очень хорошая пчела. Но опять же в Восточном Казахстане она может замерзнуть, появятся болезни. У каждого пчеловода свое понятие, с какими пчелами работать.
Нашу верблюжью колючку любят за рубежом
— Если говорить в целом о рынке, насколько много в Казахстане производителей меда?
— Могу сказать, что 4−5 тыс. пчеловодов на территории Казахстана работают. Если считать, что в среднем производится три тонны меда на человека, то минимально 12 тыс. тонн меда производится в РК.
По сравнению с другими странами это очень мало и критически мало, если сравнивать с Советским Союзом — в то время республика считалась крупным центром экспорта (мед поставляли в Германию, Японию, японцы, кстати, очень любили нашу верблюжью колючку). В то время очень хорошо зарекомендовал себя лепсинский мед — из Восточного Казахстана.
Вообще, в Казахстане благодаря климатическим и погодным условиям можно собирать огромное количество разного меда — ни одна другая страна этим похвастаться не может.
— Это крупные пасеки? Или все это мелкие и средние хозяйства?
— Мелких пчелохозяйств больше.
— Китай казахстанским пчеловодам конкурент?
— Китай сегодня занимает первое место по производству и потреблению меда. Можно сказать, что фальсифицированного и натурального меда там 50 на 50. Но здесь, на рынке Казахстана, только слухи были о китайском меде, Казахстан в нем не нуждается. На прилавках есть искусственный мед из сахарного сиропа местного производства, он дешевый, чаще всего его используют в кондитерском производстве. Я думаю, у нас крайне мало китайского меда. В основном российский и местный. Ну, еще я заметил на рынке немецкий мед.
— Казахстанский мед более качественный?
— Тоже нельзя так говорить. В любых странах есть и натуральный, и ненатуральный мед. Пока экспертизу не сделаете, не поймете.
О килограмме «бесплатного» меда
— Со сбытом возникают проблемы?
— В принципе, нет. В Казахстане не так много меда. Но если бы мы реализовывали мед, произведенный в Казахстане, только в нашей стране, это было бы проблемой для нашего пчелохозяйства. Мы возим в Россию — в среднем 10−15 тонн, там культура потребления другая, к меду совершенно по-другому относятся. Пасеки из Восточного Казахстана экспортируют в Китай.
— Почему в России другая культура потребления? Может, это связано с климатом…
— Нет, просто такие особенности. По данным Всемирной федерации пчеловодческих ассоциаций, в разных странах ежегодно потребляют 1 кг меда, в Казахстане — 36 кг сахара и 50 г меда. Кстати, в Средней Азии сейчас очень неплохо потребляют мед, особенно привезенный из Казахстана, России, Украины.
— В последнее время в Алматы стала популярна акция «один плюс один»…
— Чаще всего такие «распродажи» устраивают российские производители. Сейчас я вам расскажу секрет, как делается килограмм «бесплатного» меда. Закупается старый-старый мед, у которого низкое диастазное число (показатель, по которому определяется натуральность и зрелость меда, чем оно выше, тем полезнее мед, — прим. авт.). И не такой полезный. Чаще всего это подсолнечный мед: на территории России его очень много, там в основном этот вид и присутствует. В прошлом году килограмм свежего натурального подсолнечного меда стоил примерно 120 рублей, 600−650 тенге, розничная цена. На следующий год мед из этой же «партии» будет стоить примерно 80 рублей, потом — 50. Спроса нет, мед остается у пчеловода, и тот вынужден понижать цену, чтобы его просто реализовать и какие-то деньги вернуть. У него закупают, например, тонну меда и добавляют к ней 100 килограммов свежего меда, все хорошенько размешивается — мед приобретает свежий товарный вид и аромат. И вот можно раздавать его в подарок, при этом немного завысив цену на мед, который качают в небольшом количестве.
— Спрос на мед насколько зависит от сезона? Есть какие-то особенности спроса в Казахстане?
— В последнее время начал замечать, что мед все же стали покупать не только для лечения. Вообще, для каждой «области» организма можно подобрать свой сорт. Например, верблюжья колючка смягчает в период простуды верхние дыхательные пути, но она будет все же больше работать для желудка. Для верхних дыхательных путей лучше подходит мед с прополисом, прополис — антибиотик, оказывает противовоспалительное действие.
— Каково соотношение спроса и предложения на рынке?
— Оно варьируется в зависимости от того, где вы будете продавать и по какой цене. Летом спрос находится на самом низком уровне: мед едят только те, кто его любит. Чаще всего мед едят те, кто заболел, и это чаще происходит в холодное время года.
Восточный Казахстан производит больше других регионов страны. Если в Южном Казахстане в день мы можем собрать до двух килограммов с улика, то в Восточном Казахстане — до 15 килограммов за один день с одной пчелосемьи. Этого меда больше и люди его больше знают. Пчеловодам приходится вывозить его со своих городов и перевозить другие меда для реализации.
Сколько стоит мед?
— Можете по стоимости сориентировать?
— На международном рынке натуральный мед — без добавок, антибиотиков или сиропов — стоит 5−6 евро. В Казахстане мед, который отправляется на экспорт, стоит 1800−2500 тенге за килограмм. 1500−1800 тенге — средняя розничная цена на рынке Казахстана. Если приедете на пасеку, цена будет ниже.
Цены выше за счет того, что некоторые меда мы везем из России, накладываются транспортные расходы и технология. Учитывается добавка. Например, вот этот мед — с маточным молочком. Килограмм маточного молочка в Казахстане сегодня стоит от 400 тыс. тенге. В этот мед, который вы сейчас видите на полке, добавлено 50 грамм на 10 килограмм меда. Благодаря канадской технологии мы можем равномерно распределить маточное молочко, тем самым законсервировав его в меду (100-процентное маточное молочко хранится исключительно в замороженном виде). Чтобы собрать маточное молочко, мы берем с собой на пасеку термос со льдом, замороженные пенициллиновые баночки. Собираем буквально по два грамма маточного молочка, закрываем его в пенициллиновой баночке и помещаем в термос. Этого достаточно для того, чтобы сутки оно хранилось до перевозки в морозилку.
— У вас есть и недорогой мед — майский…
— Майский мед — это интересный «маркетинговый» ход. В Казахстане в мае нереально собрать мед. На юге ранний мед пчелки начинают собирать поздней весной. Майский мед качается в июне, первая качка обычно происходит в конце июня. Этот мед называют майским. Чаще всего он имеет большое количество фруктозы, и он самый жидкий, потому что пчела только начинает работать. Мы ставим на такой мед цену 1500 тенге, чтобы его могли купить те, кто не может себе позволить купить мед дороже.
А вот, например, мед из заповедника Аксу-Жабаглы, везем его за 1000 километров отсюда, нам он обходится дороже, поэтому его стоимость — 2000 тенге. Горный мед в любом случае дороже, потому что расходов на его производство больше.
— Сколько в стоимость меда добавляют перекупщики?
— По-разному, смотря какой мед. Перекупщики были во все времена, это неотъемлемое звено торговли. Пчеловод в среднем за сезон собирает два-три вида меда. Покупатель смотрит: вот этот мед ему не по вкусу, тот не по вкусу. И он не хочет ездить по всему городу, чтобы найти именно то, что ему нравится. Поэтому пчеловоды «обмениваются» сортами друг с другом. И это нормально, при условии, конечно, что мед не обработали лекарствами, в нем нет антибиотиков
Чаще всего сахарный сироп дают пчелам в качестве прикормки, пчелки его кушают и помимо этого собирают нектар с растений. Все перемешивается, пчела пропускает это через себя и получается мед, но он низкокачественный.
— То есть на глаз качество тоже не определишь?
— Можно понять по некоторым факторам. Степной мед чаще всего кристаллизуется быстрее. Восточный Казахстан — откачали мед, он может стоять три-шесть месяцев и не кристаллизоваться, после чего он все же обязан кристаллизироваться, это будет показателем качества натурального меда. Если мед круглый год жидкий, значит, он либо растопленный, либо что-то в него добавлено. Растопленный мед практически не имеет полезных свойств (они пропадают при температуре выше 38 градусов). Большое количество влаги — значит, это незрелый мед. Через некоторое время он может забродить и испортиться.
— Иногда бывает мед с крупными кристаллами…
— Размер кристалла определяется количеством глюкозы — чем глюкозы больше, тем размер больше. Это не плохо и не хорошо.
Но может быть как? Возьмем, например, мед из верблюжьей колючки. Собираем мы такой мед, встали на поле, а там аккурай зацветает, так вот он может кардинально поменять кристаллизацию меда. Каждый год по-разному, бывает в одном и том же сорте кристаллы крупнее, бывает — мельче. Интересно послевкусие.
Не надо обращать внимания на цвет. Да, та же верблюжья колючка должна быть светлой с желтоватым оттенком, но если в этом меде будет больше аккурая (до 50%), то он приобретет белый оттенок. «Верблюжья колючка» — раскрученный медовый «бренд». Очень часто за нее выдают донниковый мед. По консистенции, послевкусию и цвету эти виды схожи, но если попробуете, без проблем отличите — при условии, что вы уже пробовали настоящий мед из настоящей верблюжьей колючки.