Рынок Узбекистана для казахстанского автопрома заблокирован жесткими таможенно-тарифными барьерами. Если переговоры с узбекской стороной будут безрезультатными, следует ввести симметричные меры рыночной защиты казахстанского авторынка. Об этом говорится в открытом письме председателя совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» Даулета Бакбергена в адрес министра национальной экономики РК Тимура Сулейменова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Даулет Бакберген напомнил, что 15−17 сентября текущего года в Ташкенте состоялся узбекско-казахстанский бизнес-форум, на котором автопроизводители Казахстана продемонстрировали свою продукцию. Отечественные предприятия выпускают более 60 моделей автомобилей и готовы наладить поставки на рынок Узбекистана.
«Эта идея получила поддержку президентов двух стран, принявших участие в форуме. Как Вы знаете, либерализация экономической политики Узбекистана уже открыла возможности доступа казахстанских производителей в целом ряде отраслей. Так, в сентябре власти республики снизили ставки акцизного налога на 15 импортируемых подакцизных товаров», — говорится в письме.
Однако 19 сентября был опубликован проект Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан».
«Текст документа предполагает сохранение запретительных ставок акцизов на автомобильную технику казахстанского происхождения в размере 2,4 долл. США/куб. см. При этом в отношении импорта автомобилей с территории России и Украины предусмотрена символическая ставка акциза в размере 2% таможенной стоимости. Иными словами, с утверждением проекта постановления в текущей редакции рынок Узбекистана останется закрыт для казахстанских автопроизводителей, а их продукция окажется дискриминирована», — отметили в «КазАвтоПроме».
Также подчеркивается, что неравноправное положение Казахстана и Узбекистана в поставках автомобильной техники сохраняется почти 15 лет. По данным «КазАвтоПрома», с 1996 года узбекские производители завезли в Казахстан более 85 тысяч автомобилей на сумму 720 млн долларов.
«Продукция узбекских автопроизводителей не облагается таможенными пошлинами и акцизами при пересечении границы РК. Поставки же казахстанской автомобильной техники на рынок Узбекистана равны нулю — доступ заблокирован жесткими таможенно-тарифными барьерами. Согласитесь, подобное положение дел нельзя охарактеризовать как отношения равноправных внешнеторговых партнеров. Пришло время перейти от отраслевой „игры в одни ворота“ к диалогу, основанному на уважении взаимных интересов. И переговоры, проведенные в рамках недавнего межгосударственного форума, создали необходимые для таких перемен предпосылки», — говорится в письме.
В связи с этим Даулет Бакберген обращается к Тимуру Сулейменову с просьбой «изыскать переговорные возможности для пересмотра тарифной политики Узбекистана в отношении продукции казахстанского автопрома и оказать содействие в организации ее доступа на рынок Узбекистана в соответствии с принципами свободной конкуренции».
«Если же переговорный процесс не приведет к ожидаемому результату, прошу Вас рассмотреть возможность введения симметричных мер рыночной защиты казахстанского автомобильного рынка в виде акциза как на готовые автомобили, так и машинокомплекты, поставляемые узбекскими предприятиями на рынок Казахстана», — заключил Даулет Бакберген.