USD 384.97₸
EUR 427.12₸
RUB 6.04₸
BRENT 64.39$ ↑ +1.550
BTC 7467.70$ ↓ -0.014
ETH 148.60$ ↓ -0.022
LTC 44.89$ ↓ -0.027
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяБизнес«Усы» для такси. История сервиса по вызову авто Lyft

«Усы» для такси. История сервиса по вызову авто Lyft

О том, как создавался сервис Lyft, где Циммер взял столько розовых автоусов и причем тут Зимбабве

«А давайте прикрепим к капоту наших машин искусственные усы? Большие такие, мохнатые и… розовые», — закинув ногу на ногу и сложив ладони пирамидкой, говорит Джон Циммер, глава Lyft, сидя у себя в кабинете в Сан-Франациско. Логан Грин, второй основатель компании, переводит глаза на остальных собравшихся. В глазах людей читается недоумение. Еще бы, ведь через пару минут Циммер должен ехать на встречу с инвесторами. «Вообще-то я уже заказал несколько „автоусов“ для наших инвесторов. По-моему, их можно считать неплохим подарком. К тому же это весело», — с улыбкой произносит Циммер. Примерно так представляется картина, когда второй по величине сервис по вызову авто решается на экстраординарный шаг и крепит на все свои машины те самые мохнатые усы. Усы, кстати, больше похожи на лоскуты кислотно-розовой искусственной шубы голливудского сутенера, причем с длинным ворсом, чем на прикольную фишку, которая должна помочь сервису выделиться на фоне своего главного конкурента — Uber. Но именно это и происходит. О том, как создавался сервис Lyft, где Циммер взял столько розовых автоусов и причем тут Зимбабве в материле «Капитал.kz».

Автомобиль соседа

Изначально сервис назывался Zimcar. Может показаться, что это как-то связанно с фамилией Циммера. Скажем, его создатели взяли часть фамилии Джона и добавили слово «автомобиль». Все перемешали, в итоге получив Zimcar. Но дело тут совсем в другом. В студенческие годы второй основатель Lyft Логан Грин получил работу в Santa Barbara Metropolitan Transit District — публичной компании, которая занималась пассажирскими перевозками. Так вот, метрополитен Санта Барбары решил отправить Грина в командировку в Зимбабве по делам компании. Там он увидел такую картину: на многочисленных улицах столицы практически отсутствовал транспорт.

Дело было даже не в бедности. Просто жители Хараре старались воспользоваться автомобилем соседа, у которого во дворе стоял, например, минивэн. Вернувшись в США, Грин взял идею карпулинг (синоним райдшеринга), который увидел в Зимбабве, за основу для университетского стартапа, над коим он трудился с парой других сокурсников. Проекту дали имя Zimcar — смеси из названия африканского государства и английского «car».

Братья-близнецы

Zimcar предлагал студентам разделить поездку до кампуса или соседнего штата с однокурсниками. Идея стартапа была подкреплена собственным опытом: еще в начале своей учебы Логан оставил машину у родителей, тем самым пытаясь сократить расходы на транспорт. Но сидеть все выходные в кампусе было невыносимо, и Грин каждый раз сбегал домой во время своих непродолжительных каникул. Это был своего рода челлендж: проучиться четыре года в Университете Санта Барбары и ни разу не воспользоваться собственным автомобилем.

«Лос-Анджелес — это такой тип города, где ты просто не сможешь без собственного авто. Остальные варианты транспорта так плохи, что ты и сам чувствуешь себя плохо, да и к тому же ты становишься частью этой проблемы», — уже позже скажет Грин в материале для Tech Crunch.

Сначала у проекта была небольшая группа на Facebook, где участники могли написать, что отправляются в ту или иную сторону и могут взять с собой попутчиков. Долгое время затею не воспринимали как что-то серьезное, а у самого Логана вообще не было времени уделять внимание проекту. Он заканчивал университет и работал в фонде «Зеленая инициатива», который занимался сбором пожертвований и спонсированием экологических проектов.

Правильный и сдержанный Логан, казалось, был полной противоположностью Джону Циммеру, который присоединился к проекту чуть позже. Разница между ними бросалась в глаза каждому: родители Циммера (выросшие дети цветов) в свое время отправили сына учиться в ультралиберальную среднюю школу. По выходным Циммер ездил в так называемые походы, чтобы «заново открыть и познать себя». Логан, напротив, вырос в пригороде Стэмфорда, в достаточно обеспеченной семье и получил классическое американское образование. Уже намного позже инвесторы буду раздумывать, давать ли деньги на развитие подобному дуэту. Единственное, чего нельзя было отнять у этой парочки, так это их невероятную коллаборацию: ребята работали, словно сиамские близнецы, и успех не заставил себя долго ждать.

Эффективность бобра и лягушки

Вскоре о компании узнал Шон Аггарвала, тогдашний финансовый директор eBay. Он и стал одним из первых инвесторов Zimride. Это были первые средства, которые стартап получил в качестве каршеринговой компании. Часть полученных денег Джон и Логан потратили на плюшевые костюмы лягушки и бобра по $30 за каждый. В бухгалтерии все это списали как «расходы на маркетинг». Вырядившись бобром и лягушкой (роли менялись ежедневно), ребята разгуливали по территории кампуса, раздавая листовки, и пытались привлечь внимание к своему автомобильному стартапу, и у них это получилось. Начиная с 2007 года компания стала практически регулярно получать гранты и инвестиции от венчурных фондов: $250 тыс. от фонда Facebook, $1,2 млн в 2010 году от Floodgate. В 2011 году по итогам сессии стартап получил $7,5 млн. Заручившись поддержкой инвесторов, молодые люди решили, что пора выходить из зоны студенческого комфорта и действовать кардинально: в Zimride запустили мобильную версию и нацелились на более широкий рынок. Чтобы окончательно сбросить «старую кожу», Циммер и Логан создали отдельное приложение, которое получило название Lyft, а Zimcar выставили на продажу.

Пушистый талисман

Теперь об усах. На вид дурацкая идея с розовыми усами на бампере изначально принадлежала Итану Эйлеру. Тот организовал стартап, который предлагал накладные мохнатые усы для машин всех цветов и размеров. В усатой коллекции можно было найти даже леопардовые расцветки по $34,99 за штуку. Конечно, большинство людей восприняли все это как шутку. Бизнес Итана стал загибаться, но вскоре к нему обратился некто Джон Циммер. Неизвестный заказчик просил «десятки тысяч» розовых пушистых усов. Как потом оказалось, это был тот самый Циммер — совладелец райдшерингового стартапа Lyft, а усы были нужны ему для инвесторов и водителей сервиса. Как и ожидалось, первоначальная идея с усами получила неоднозначный отклик не только от самих водителей, но и тех, кто был причастен к компании лишь косвенно. Например, журналист NewYorkTimes Ник Билтон в своем материале написал следующее: «Никто не хочет появиться в клубе, на встрече или, скажем, приехать на свидание в машине с розовыми усами и не важно, большие они или маленькие». Ребята из Lyft отбивались, как могли. Кира Вамплер, директор по маркетингу, ответила, что «многие компании готовы убить за такой тип брендирования. В нем столько страсти, ведь они розовые». Несмотря на то, что «автоусы» некоторым казались «слишком милыми», в скором времени они стали отличительным знаком компании, а Циммер нанял Итана в качестве главы работы с продуктом Lyft.

В прошлом году компания объявила, что переросла свои огромные розовые усы и поменяет их на светодиодный гаджет, который крепится на приборную панель авто. Устройство начинает мигать, когда приближается к месту, где стоит пассажир, так что тот сразу же узнает машину от Lyft. Чем теперь будет заниматься «создатель автоусов» Итан — непонятно.

Делись, не дерись

Сразу после выхода на рынок Lyft стал одним из самых главных конкурентов другого транспортного сервиса — Uber. Обе компании являются олицетворением sharing economy (экономики совместного потребления, — ред.) или, как их еще называют «Airbnb в транспортной сфере». Словно два брата, где Uber — старший, а Lyft — младший, две компании находятся в перманентной междоусобице. В семейном противоборстве «младшему брату» чаще приходится играть вторую скрипку. В то время как Uber отважно штурмует зарубежные рынки, Lyft остается «дома» охранять территорию, попутно пытаясь переманить пассажиров Uber на свою сторону. Пока Uber отвлекся. Замечая, что «игрушки» стали перепадать на сторону Lyft, Uber идет на ответные меры. Например, вплоть до прошлого года компания Каланика использовала приложение Hell (ад, — ред.), которое позволяет следить за местоположением машин конкурента, в частности, Lyft и даже анализировать действия водителей. Видимо, этого оказалось мало, и Uber стал заказывать поездки Lyft через специально нанятых людей. Те, в свою очередь, отказывались от поездки в момент, когда водитель Lyft подъезжал к месту посадки.

Дела у Uber пошли хуже, когда основатель компании Трэвис Каланик стал членом экономического совета при Дональде Трампе. В скором времени новый президент обозначил свою политику относительно миграционной деятельности, в том числе выступил с решением о временном прекращении выдачи виз гражданам семи ближневосточных государств. Вся эта ситуация разозлила не только водителей Uber (многие сами являются иммигрантами), но и клиентов, которые изначально были не удовлетворены исходом прошедших выборов. Для розовоусого Lyft ситуация сыграла на руку: в интернете появился хештэг #DeleteUber, а особо недовольное число пользователей перешло на сторону Lyft. За короткий период времени приложение Lyft скачало около 200 тыс. бывших пользователей Uber.

Пытаясь ретироваться, Каланик сообщил, что его «участие в этих заседаниях не означает поддержки главы Белого дома и его программы. Но, к сожалению, оно было расценено именно так».

db38d21c3b059cdd9acff822396.jpg

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.