«Атамекен» на постоянной основе изучает проблемы, которые поступают от региональных палат предпринимателей, систематизирует их и на основе успешного опыта отдельных регионов вырабатывает предложения по решению имеющихся проблем.
Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Тулемис Шотанов в интервью подробно рассказал, на каких направлениях стоит сфокусироваться.
Как показывают последние замеры бизнеса в регионах, основная работа местных исполнительных органов должна фокусироваться в следующих направлениях:
- Обеспечение онлайн-доступа к информации о земельных участках и подключении к инженерно-коммуникационным сетям;
- Создание полноформатных центров обслуживания предпринимателей (ЦОП);
- Выделение свободных площадей для торговли, общепита;
- Создание малых индустриальных зон с предоставлением в аренду МСБ помещений с коммуникациями;
- Обеспечение эффективной деятельности КСО;
- Обеспечение местного содержания в закупках местных исполнительных органов;
- Усиление роли региональных институтов развития — социально-предпринимательские корпорации (СПК), региональный инвестиционный центр (РИЦ), микрофинансовые организации (МФО);
- Передача функций заключения инвестиционного контракта и предоставления инвестиционных преференций на региональный уровень;
- Создание единой карты развития предпринимательства.
В настоящее время нормативом, регулирующим полномочия местных исполнительных органов в РК, связанных с развитием предпринимательской деятельности в регионах, является Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148.
Обеспечение онлайн-доступа к информации о земельных участках
В настоящее время в 8 регионах — (город Астана, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская области) нет в свободном доступе информации о наличии свободных и доступных земельных участках, земельном кадастре, энергомощностях, точках интеграции к инженерной инфраструктуре при получении субъектами предпринимательства технических условий к объектам.
«В соответствии с законом „О естественных монополиях“ субъект естественной монополии обязан размещать ежеквартально на своем интернет-ресурсе информацию о наличии свободных и доступных мощностей, емкости, мест, пропускных способностей сетей регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), а также схемы инженерных коммуникаций. Неисполнение данного требования влечет административную ответственность. Анализ показывает, что не все субъекты естественных монополий имеют сайты. У некоторых же субъектов монополий на имеющихся сайтах не размещена соответствующая информация», — прокомментировал заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Тулемис Шотанов.
Кроме того, даже есть случаи, когда отказывают в размещении в свободном доступе организации схем электрических сетей.
Стоит учесть, что в соответствии с приказом министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» от 30 ноября 2015 года № 750 предусмотрено, что технические условия выдаются через структурное подразделение МИО, осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства. Однако на практике, даже в случае подачи соответствующего обращения, указанная услуга не выполняется.
Кроме того, бывают случаи, когда инвесторы приобретают земельные участки и узнают об отсутствии инженерных коммуникаций только после сбора исходных материалов для проектирования.
«В этой связи предлагается по опыту ЮКО и Кызылординской области предусмотреть в бюджете регионов средства для создания электронной карты с размещением генерального плана развития города, свободных земельных участков, точек доступа к инженерной инфраструктуре, энергетических мощностей, свободных для подключения к энергетическим сетям при получении СПД технических условий к объектам. А также в целях оказания содействия в получении технических условий, сокращений сроков согласования предлагается рассмотреть возможность выдачи в Центрах обслуживания предпринимателей разрешительных документов и технических условий по принципу «одного окна», — считает Тулемис Шотанов.
Создание полноформатных ЦОПов
В целях координации и взаимодействия между институтами развития, финорганизациями и госорганами по поддержке предпринимательства предлагается на примере Кызылординской и Мангистауской областей совместно с акиматами создать во всех регионах страны современный полноформатный ЦОП в формате «одного окна» путем объединения всех представителей государственных институтов развития, государственных органов, финансовых институтов для получения предпринимателями всего спектра услуг, начиная от регистрации субъекта до финансовой и нефинансовой поддержки.
В настоящее время ЦОП оказывает услуги по получению разрешительных документов трех блоков:
— консультация и помощь в получении технических условий на подключение к сетям газификации, водоснабжения, водоотведения, электричества, теплосетям и телекоммуникациям;
— консультация и помощь в получении разрешительных документов в области архитектуры и строительства;
— консультация и помощь в получении разрешительных документов по земельным вопросам.
В будущем Центр планирует наладить работы по получению технических условий от предприятий-монополистов в электронном формате. Для этого специально разработана электронная карта сельских местностей.
Выделение свободных площадей для торговли и общепита
По результатам рассмотрения обращений были выявлены проблемы отсутствия механизмов, регулирующих уличную торговлю и сферу общепита.
«В этой связи по опыту Астаны предлагается внедрение Программы „1000 мест для уличной торговли“. Данный проект предполагает создание механизма распределения торговых мест за счет прозрачности процедуры получения торговых мест; приведения торговых объектов к единому облику, выделения торговых мест под реализацию конкретных видов продукции, а также увеличения срока эксплуатации торгового места до 7 лет (ранее было до 1 года)», — предложил заместитель председателя правления.
Новый механизм получения торговых мест:
— субъект МСБ направляет заявку на получение торгового места в адрес СПК «Astana»;
— заявка выносится на комиссию для вынесения решения о предоставлении торгового места;
— в случае одобрения заявки субъектом МСБ заключается договор аренды с СПК «Astana».
В настоящее время в Астане рассмотрено более 3 200 заявок на 827 торговых мест, одобрено 400 заявок, заключаются договоры с СПК «Astana», устанавливаются торговые объекты.
Создание малых индустриальных зон с предоставлением в аренду МСБ помещений с коммуникациями
Актуальной проблемой в регионах является дефицит земельных участков с готовыми ИКИ, производственных помещений для МСБ.
«Предлагается создать во всех регионах РК малые индустриальные зоны на базе готовых зданий и сооружений промышленной направленности или строительства готовых быстровозводимых зданий промышленной направленности с подведением инженерных коммуникаций, где на условиях аренды будут размещаться малые производственные предприятия с привязкой к возможностям региона», — сообщил спикер.
В ходе интервью спикер затронул роль региональных институтов развития (СПК, РИЦ, МФО), передачу функций заключения инвестконтракта и предоставления инвестпреференций на региональный уровень, а также обеспечение эффективной деятельности консультативно-совещательных органов.
Обеспечение местного содержания в закупках местных исполнительных органов
Ряд мер, направленных на повышение местного содержания в закупках, уже реализовываются. Однако остаются нерешенные вопросы.
Прежде всего, это недостаточный контроль местного содержания при строительстве. Процесс строительства начинается с проектирования, где зачастую закладываются строительные материалы и оборудование импортного производства. В этой связи необходимо решить проблемные вопросы, связанные с ПСД, в том числе:
1) Отсутствие приоритета выбора проектировщиком строительных материалов отечественного производства при разработке проектно-сметной документации (ПСД);
2) Отсутствие ответственности за неисполнение ПСД;
3) Отсутствие доступа отечественных товаропроизводителей (ОТП) к утвержденным ПСД.
В этой связи, НПП предлагается:
— введение приоритета использования товаров ОТП на всех этапах разработки и утверждения ПСД;
— введение меры ответственности каждого участника процесса за местное содержание на каждом этапе;
— обязательное опубликование ПСД после прохождения госэкспертизы;
— создание Реестра товаров отечественных товаропроизводителей (в т. ч. строительных материалов, механизмов и оборудования) для использования проектными организациями.
«В настоящее время „Атамекен“ совместно с госорганами ведется работа по реализации механизма по поддержке отечественных производителей. Утвержден приказ МИР, предусматривающий утверждение обязательного требования выбора отечественных товаров при разработке ПСД с его последующим опубликованием. Вменена обязанность проектировщика использовать товары ОТП при разработке ПСД. При их разработке проектировщики будут пользоваться сведениями Реестра товаров ОТП. На данный момент НПП совместно с МИР ведется разработка методологии его формирования. Реестр будет систематически актуализироваться НПП совместно с региональными палатами», — пояснил Тулемис Шотанов.
В 2016 году были созданы совместные Комиссии по контролю местного содержания (далее — Комиссии) в каждом регионе. Однако из-за отсутствия единой регламентации работы Комиссий в разных регионах они были созданы на разных уровнях (приказом директора РПП, приказом акиматов).
Более того, подходы в работе Комиссии отличаются, что, соответственно, сказалось на достигнутых показателях. В частности, ряд Комиссий работают в основном по поступившим жалобам, отсутствует регламентация работы, четкая периодичность заседаний Комиссий
В этой связи, для повышения ответственности в работе Комиссий, Нацпалатой было предложено утвердить их создание акимами регионов, а также выработать единую регламентацию их работы. Кроме того, необходимо акцентировать внимание в их деятельности на сопоставление планируемых и фактически проведенных закупок (предусмотрено в Типовом регламенте). Есть положительный опыт работы Комиссии по местному содержанию в ВКО, где внедрен предпроектный и послетендерный контроль.
Создание единой карты развития предпринимательства
Как показывает анализ, на сегодняшний день в регионах в основном руководствуются такими программами развития, как программа развития территорий области на 2016−2020 гг., стратегия развития региона и индивидуальные отраслевые программы, разработанные в соответствии со специализацией регионов.
В настоящее время региональные программы развития нацелены в основном на достижение определенных социально-экономических индикаторов,
«Бизнес нуждается в объективной, транспарентной и понятной информации о наличии возможностей для потенциального инвестирования, перспективных нишах и бизнес-проектах с учетом экономической специализации региона: туризм, АПК, пищевая промышленность, производство строительных материалов и прочее. В данном контексте в целях выработки конкретных мероприятий развития пищевой промышленности и переработки сельхозсырья совместными усилиями МСХ, НПП и акиматами регионов была проведена работа по разработке карты перерабатывающих мощностей каждого региона с перспективой расширения и развития сырьевой базы и потенциальных рынков сбыта», — подчеркнул спикер.
Эффективная схема взаимодействия перерабатывающих предприятий и поставщиков с/х сырья позволит увеличить уровень загрузки предприятий переработки с 32% до 80%, увеличить долю переработки сельхозсырья с 8% до 20% и обеспечить эффективность государственной поддержки.
«Предлагаем унифицировать все региональные программы, карты перерабатывающих мощностей и создать единый портал по социально-экономическому развитию регионов, возможно, на базе Региональной карты развития предпринимательства. Данный портал должен содержать исчерпывающую аналитическую информацию об отраслях экономики и регионах страны, а также перечень инвестиционных проектов, прошедших предварительный анализ, реализация которых требует привлечения инвестиций, специализацию каждого региона и условия для развития предпринимательства, перспективные направления развития региона, взаимодействие перерабатывающих предприятий и поставщиков сырья и пр. На портале должна содержаться специализация каждого региона и условия для развития предпринимательства. Считаем важным помимо специализации в региональных картах развития особо выделить карту развития перерабатывающих предприятий пищевой продукции и Дорожную Карту внутреннего туризма», — подвел итоги Тулемис Шотанов.