Директор департамента аренды Dostyk Plaza Марина Шишкина прокомментировала тенденции отечественного рынка розничной торговли и рассказала, что в текущих условиях стоит предпринимать торговым центрам и брендам.
— Марина, как вы оцениваете негативные тенденции, сложившиеся в казахстанском ретейле? В частности, уход с рынка второй по величине розничной сети в мире Carrefour.
— Не секрет, что на рынок сильно повлияла случившаяся в прошлом году девальвация. Как следствие снизилась покупательская способность, люди какое-то время просто боялись тратить деньги. Но, судя по цифрам, которые мы видим сейчас в Dostyk Plaza, рынок поднимается. Растут обороты у арендаторов, растет количество покупок, причем рост связан не только с увеличением трафика в торговом центре, но и с работой самих представителей брендов.
Сейчас время профессиональных игроков, поэтому тяжело приходится тем, у кого недостаточно бизнес-опыта, нет понимания в отношении будущего развития, нет точечной направленности и не в полной мере осуществляется работа с клиентом.
Что касается Carrefour, мы думаем, на его закрытие повлияло несколько факторов, одним из которых является не до конца изученный потенциальный потребитель, его интересы, привычки и так далее, а также выбранная для открытия локация в непосредственной близости от уже функционирующих гипермаркетов.
— Как в этот период времени чувствует себя Dostyk Plaza?
— Судите сами: к нам продолжают заходить бренды. В течение 2017 года мы подписываем договоры на 6500 м². Тенденция идет к стопроцентному и качественному заполнению площадей. Несмотря на существующий лист ожидания, часть помещений мы поставили на резерв для новых марок, соответствующих концепции ТРЦ.
В Dostyk Plaza товарооборот в 2016 году вырос по отношению к 2015 году на 46%, в этом году прирост составляет порядка 30%. Рост товарооборота продолжался даже в те месяцы, которые считаются для ритейла слабыми. Например, в этом году февраль и апрель показали отличные результаты. И мы видим эту тенденцию с конца прошлого года. Оборот якорных арендаторов (Galmart, ZARA, Sulpak, CINEMAX и др.) вырос за январь-май 2017 года более чем на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
— С чем связываете этот рост?
— Помимо очевидной рыночной стабилизации, большая работа проводится самим торговым центром, а выбранная концепция помогает реализовать поставленные цели. В первую очередь это касается маркетинга ТРЦ и его наполнения. Мы активно работаем с арендаторами по их продвижению, а также взаимодействуем с посетителями — помимо регулярных акций лояльности, проводим серьезные исследования, чтобы понимать, кто наш клиент, что он хочет здесь видеть и покупать.
В соответствии с запросами посетителей мы формируем пул арендаторов. При этом важным является как предоставление полного перечня товаров и услуг, так и расположение их внутри торгового центра с точки зрения уровня брендов и предоставляемого ассортимента.
— На какой покупательский сегмент ориентирован Dostyk Plaza?
— В связи с расположением в центральной части города торговый центр имеет довольно определенную целевую аудиторию сегмента «средний» и «средний плюс». Соответственно подбор брендов осуществляется с учетом запросов наших клиентов. Правильность выбранного направления подтверждается тем, что именно эти марки показывают положительные результаты, увеличивая обороты от периода к периоду.
— При этом в Dostyk Plaza встречаются и более бюджетные масс-маркет-бренды.
— Да, мы завели некоторое количество масс-маркет-марок в качестве поддерживающего сегмента с точки зрения шопинга. Не секрет, что Dostyk Plaza является центром притяжения молодежи. Мы позаботились об этой категории, предлагая магазины таких брендов, как Pull&Bear и Stradivarius.
Но все же наш акцент — это категории марок «средний» и «средний плюс». Их концентрированное расположение в Dostyk Plaza создает своего рода синергию и дает расширенные возможности комфортного шопинга и досуга для посетителей. Наша задача — исключить необходимость перемещения покупателей из одного ТРЦ в другой и предоставить полный спектр товаров и услуг, соответствующих потребностям целевой аудитории.
В последние месяцы в Dostyk Plaza появились сразу несколько брендов, которые ранее не были представлены на казахстанском рынке. Это магазин одежды и аксессуаров Ferrari, Eterna — известный во всем мире немецкий производитель мужских рубашек и аксессуаров, Loriblu — культовая итальянская обувная марка. К открытию готовятся интерьерный салон Creative Co-op, магазин ведущего производителя беспилотников DJI и международный галерейный проект авторской фотографии — YellowKorner.
— Какие планы у ТРЦ на ближайшее время?
— Мы видим, что у проекта большой потенциал, и помимо упомянутых целей — повышать качество предложений для наших клиентов и заводить на казахстанский рынок новые узнаваемые и перспективные бренды — в данный момент мы активно работаем над заполнением нашей отдельно стоящей зоны — Плазы. Она будет отдана под рестобарную концепцию, согласно которой там будут расположены заведения различных форматов.
В ближайшее время мы планируем открытие летней террасы, которая станет дополнительным местом досуга как посетителей, желающих отдохнуть после шопинга в дневное время, так и молодежи, для которой вечером будет предложен формат preparty. В сентябре-октябре заработают остальные заведения, всего порядка пяти ресторанов.
— Формат ТРЦ — это один из ярких примеров B2B. Расскажите о принципах работы с вашими арендаторами.
— Любой профессиональный ретейлер, который заходит в Dostyk Plaza, понимает: не только торговый центр должен привлекать покупателей в свое здание, но и арендаторам необходимо предпринимать меры по привлечению трафика ТРЦ в свои магазины. Для этого следует проводить большую работу по повышению лояльности клиентов, работать над мерчандайзингом, качеством обслуживания, уделять большое внимание маркетингу.
Маркетинговые активности сейчас особенно важны, потому что люди перестали тратить деньги направо-налево, и потенциального покупателя необходимо сначала привлечь, а после удержать.
Говоря о B2B. Сейчас казахстанские игроки еще только учатся правильно взаимодействовать в этом формате — не просто быстро что-то купить-продать, но работать с ориентиром на долгосрочные перспективы и взаимовыгодные условия. Мы со своей стороны стараемся работать честно, прозрачно, профессионально, задаем тренды в ведении бизнеса и имеем четкую стратегию развития на ближайшие 5 лет.