Раушан Давлетиярова — предприниматель из Актобе. Уже 26 лет она вместе с мужем изготавливает сундуки в национальном стиле в качестве приданого для невесты. Семья построила цех, где выпускают не только сундуки, но и мебель: кухонные гарнитуры, шкафы-купе, столы и стулья
А появился этот мебельный цех в начале 1990-х из желания двух студентов найти свое дело и заработать на поход в кафе.
Начало собственного дела
Сандык (в переводе на русский — сундук) — обязательный атрибут приданого казахской невесты, в который складываются корпе — одеяла, постельные принадлежности, приготовленные родственниками невесты. Такие сундуки изготавливают из дерева и украшают резьбой по дереву с национальными орнаментами, чеканкой по металлу, зеркалами, полудрагоценными камнями, тисненой кожей.
Свой путь к успешному мебельному производству Раушан начала в начале 90-х. Училась в Актобе в медицинском институте, будущий муж — в педагогическом. В 1991 году, будучи студентами-третьекурсниками, решили пожениться. В этом же году вышла замуж и младшая сестра мужа.
«У нас, у казахов без приданого невесту не выдают замуж. Мы с ног сбились — искали сундук для приданого. В итоге нашли в Атырау. Очень дорого он стоил, еще и с учетом пересылки. А муж у меня оказался рукастым — посмотрел на купленный сундук, и сказал, что сделает такой же» — вспоминает Раушан.
Первый сундук Раушан с мужем сделала в кладовке студенческого общежития, используя в качестве основного материала доски от старых школьных парт. «Отнесли мы этот сундук утром в магазин, а после обеда зашли узнать продали или нет. И представляете, сундук уже был продан! А вырученные деньги мы, со счастья, потратили на развлечения: кафе и кино. Через несколько дней мы решили делать еще один, который тоже быстро нашел покупателя. Так мы решили мастерить по два сундука в неделю и продавать их на местном рынке».
В том же году Раушан с мужем решили переехать из общежития. На собранные от продажи сундуков деньги купили землю, начали строить собственными силами дом. Первое время они делали сундуки прямо в доме — выдели одну комнату под мастерскую, где хранились материалы, там же кроили деревянные панели, чеканили узоры по металлу. Через два года муж Раушан построил гараж — производство перенесли туда.
«Делали сундуки вручную, первое время на один сундук уходило по 2−3 дня, через год процесс уже отладили — срок изготовления сократился до одного дня. Для изготовления узоров на металле нанимали жестянщиков, а основную работу делали сами», — рассказывает Раушан Давлетиярова.
Постепенно спрос на сундуки увеличивался, Раушан открыла торговую точку на местном базаре, также товар брали на реализацию некоторые поставщики. В начале 2000-х предприниматель купила раскроечный станок. В это же время стали поступать заказы и от местных мебельных магазинов — люди стали спрашивать продукцию семьи Давлетияровых.
«Основная проблема была в том, чтобы найти добросовестных работников. Оплата у нас хорошая, но сдельная — выполнил точно и в срок — получаешь сразу деньги. Работала с городским центром занятости: берёшь человека — поработает неделю, а потом пропадает или начинает халтурить. Поэтому приходилось многое самим делать, благо муж выручал в таких случаях» — рассказывает предприниматель.
Продвижение и рост
К середине 2000-х встал вопрос о покупке фрезерного и лазерного станков, что позволило расширить сложность и скорость обработки материалов. Раушан приобрела в Китае два станка.
«Мы за количеством никогда не гнались. Когда стало много заказов, мы поняли что без закупа станков и увеличения наемных работников не сможем выпускать много мебели» — рассказывает Раушан. — По совету продавцов с рынка, она обратилась в микрофинансовую организацию KMF — получила первый кредит в 200 тысяч тенге. Это позволило приобрести большой объем ЛДСП-панелей, фурнитуры. С этого момента предприниматель регулярно берет кредиты в KMF для закупа материалов.
В 2008 год для Раушан стал переломным — врачи выявили онкологию. Год ушел на лечение и восстановление. Все силы и финансы семья отдала лечению, производство пришлось остановить.
«Сделали операцию, я победила болезнь. Эта борьба дала мне силы и вдохновение, чтобы начать заново свое дело. Съездила за знаниями на бизнес-тренинги в Москву, в Болгарию. Вышла на связь со старыми заказчиками».
С 2009 года на производстве Раушан очередной этап в развитии: стали производить не только сундуки, но и кухни, шкафы, столы и стулья. Потенциальные клиенты — мебельные магазины в Актобе. Важным фактором популярности стало высокое качество продукции.
«Я здесь как главный менеджер и маркетолог: моя задача искать новые методы производства, расширять ассортимент, — объясняет Раушан. — Из-за подорожавшей аренды на рынке мы торговую точку закрыли, зато открыли аккаунт в инстаграмм — там размещаем наши работы и берем заказы. Этим у меня сын занимается. Сергей — наш программист, предлагает еще сайт сделать, вот думаю и его запустим в этом году».
Выход в соцсети и интернет позволит, по мнению Раушан, значительно расширить географию сбыта.
Сейчас на производстве мебели постоянно работают четыре человека: сама Раушан, ее муж, мебельщик и программист, управляющий лазерным и фрезерным станками. В планах Даулетияровой построить большой мебельный цех по всем правилам производства в пригороде. За опытом она планирует поехать в Россию, а за кредитными средствами, по предыдущему успешному опыту, обратиться в KMF.
«Мое призвание — предприниматель». Проект к 20-летию микрофинансовой организации KMF, рассказывающий истории казахстанцев, чьим призванием в жизни стало предпринимательство. Когда речь идет о 90-х, кажется, что это происходило в прошлой жизни. Но именно та эпоха дала старт массовому предпринимательству в Казахстане — поначалу стихийному и неопытному — бери клетчатую сумку и езжай за шмотками в Китай, и если прогоришь, твоя семья натурально пойдёт по миру, спустя время — осознанному, когда приходит понимание что предприниматель — собственник, ответственный за себя, работников и качество своего товара. Двадцать лет назад была основана компания KMF- главной целью, которой, стало кредитование тех, кто остался без работы, на изломе эпох потерял ориентир и нуждался в заработке, поддержке своей новой деятельности. Многие из них прошли суровую предпринимательскую школу, состоялись как бизнесмены. KMF видит потенциал в каждом своем клиенте, стремящемся начать свое дело. Более того, компания относится с большим уважением к людям, готовым действовать, создавать что-то свое и менять действительность на пользу общества. Эти трудяги для KMF — настоящие «звезды». В KMF говорят: 20 лет кредитуем настоящих звезд!