Казахстанские стартапы начинают осваивать внешние рынки. Основатель и директор «Кредит24» Алексей Сидоров в интервью «Капитал.kz» рассказывает о предстоящей экспансии сервиса онлайн-кредитования в Юго-Восточную Азию.
— Алексей, предлагаю начать с итогов финтеха в Казахстане. Как отрасль закончила 2016-й?
— Ранее Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА Казахстан») и «Казахстанская Ассоциация ФинТех» анонсировали исследование рынка онлайн-кредитования в Казахстане. Основные тезисы исследования таковы — за 3 года с момента запуска первого сервиса оборот в секторе достиг 12,4 млрд тенге. Это примерно 0,3% от всего рынка потребительского кредитования в Казахстане. Охват — 350 тысяч контрактов. Количество займов, выданных в ушедшем году, составило почти 240 тысяч единиц (67 тысяч в 2015 году — рост почти 358% - прим. редакции). Совокупный портфель игроков рынка на начало 2017 года составил почти 3,1 млрд тенге, против 914 млн тенге на начало 2016 года.
Прогнозы такие: объем кредитования в онлайн-сервисах в течение 3−4 лет может достигнуть 170 млрд тенге, а клиентами подобных сервисов могут стать до 2,5 млн казахстанцев.
— Хорошие итоги. И хорошие перспективы. Кстати, в прошлом году вы привлекли весьма крупную сумму от внешнего инвестора. На какие цели?
— Эти средства нужны были для финансирования нашей основной деятельности, то есть, для пополнения кредитного портфеля. Любой бизнес микрокредитования, коим мы и являемся, нуждается в источниках фондирования. Кроме того, мы инвестируем средства в усовершенствование своей ИТ-платформы, в маркетинг. Впрочем, две последние статьи расходов не такие большие — самое главное — это расширение нашего кредитного портфеля. В условиях, когда компания очень быстро растет — это критически важно для нас.
— На каких условиях вы привлекли эти средства?
— Здесь я сильно ограничен соглашением о конфиденциальности сделки. Я лишь скажу, что сумма сделки составила $2 млн.
Тут есть еще одна предыстория. Нам, по сути, становится тесно в Казахстане, мы намерены выходить на перспективные рынки Юго-Восточной Азии. И для этой экспансии тоже потребуются деньги.
— Расскажите о своих планах в Юго-Восточной Азии?
— Мы сделали исследование и выбрали несколько перспективных стран в Юго-Восточной Азии, и более того, совершили турне по этим странам. В результате мы выбрали страну, с которой и решили начать свою экспансию. Сейчас мы регистрируем компанию на территории этой страны.
— А можно чуть подробнее. Вы можете назвать эту страну?
— Мы изучили четыре рынка Юго-Восточной Азии, которые показались нам привлекательными. Это Индонезия, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. Изучили потенциальный спрос на наш продукт на этих рынках, вопросы регулирования, культуру населения в части использования кредитных продуктов, существующую инфраструктуру — это ИТ и банки, проникновение Интернета и мобильной связи. Плюс мы еще смотрим на макроэкономические показатели — ВВП, ВВП на душу населения, рост экономики, размер аудитории underbanked, которая не пользуются традиционными банковскими услугами.
В этом регионе самые быстрорастущие экономики — это Филиппины и Вьетнам. Самый большой по численности рынок — Индонезия — это четвертая страна в мире. Самый маленький по численности, но самый развитый и с точки зрения доходов на душу населения, и с точки зрения регулирования банковской системы — это Малайзия. В итоге мы решили начать с Вьетнама.
— Каким образом вы будете туда заходить? Создавать СП? Либо регуляторные нормы позволяют создавать компанию со 100% иностранным капиталом?
— Вы правильно заметили, в некоторых странах Юго-Восточной Азии есть регуляторные нормы, которые не позволяют создавать компанию со 100% иностранным капиталом. Во Вьетнаме мы будем создавать совместное предприятие.
— Насколько велик рынок подобных услуг во Вьетнаме?
— Рынок большой, население страны — около 90 млн. Экономика очень стабильно растет — в среднем в год около 7%. При этом, процент населения, которое находится вне банковских услуг, велик. В двух крупнейших городах Вьетнама проживает около 35 млн человек — и эта огромная концентрация нам тоже на пользу. То есть вся аудитория потенциальных клиентов нашего сервиса в 5−7 раз больше, чем та, которая есть в Казахстане. Для нас это огромный рынок.
— А какова конкуренция на этом рынке. И есть ли она вообще?
— Не так много, но есть. Достаточно быстро растут банки, и они начинают работать с новыми для себя аудиториями. Впрочем, нас это не пугает — они не способны удовлетворить весь спрос.
— Насколько развита во Вьетнаме финансовая культура?
— Вьетнамцы довольно ответственно относятся к долгам. Они обязательны, качество кредитного портфеля в банках довольно высокое. И, разумеется, чтобы найти самых лучших клиентов на рынке мы будем использовать все свои ноу-хау, разработанные здесь, в Казахстане в части того же кредитного скоринга и digital-маркетинга.
— Получается этакий трансферт технологий из Казахстана в Юго-Восточную Азию…
— Да, это так. И знаний, и экспертизы, и технологий.
— Когда вы намерены запуститься во Вьетнаме? Будете ли привлекать инвесторов?
— Уже в этом году. Сейчас мы работаем над детальным планом. Пока мы справляемся своими силами, без привлечения инвесторов.
— Как обстоят дела во Вьетнаме с точки зрения уровня проникновения Интернета, мобильной связи. Насколько понимаю, это ключевой вопрос вашей экспансии…
— Уровень проникновения Интернета и мобильной связи достаточно высокие. И продолжает расти. Более того, то же самое можно сказать и о всех ранее названных четырех рынках. Критическая масса пользователей уже имеется. И мы можем вести бизнес полностью в цифровой среде. Так, как мы это делаем и в Казахстане.
— Обычно мы импортировали компетенции — западные стартапы, идеи, технологии. А здесь своя, казахстанская компания выросла настолько, что готова их экспортировать. Как вы это прокомментируете?
— Знаете, я считаю, что мнение, что если ты, мол, хочешь расширяться, то должен смотреть на близлежащий рынок — не верно, не актуально. Сейчас, обладая компетенциями, нет разницы в какой стране ты будешь делать технологичный бизнес. Все ближайшее окружение в Центральной Азии, перспективы которого мы изучили, привело нас к мысли, что нам здесь будет очень скоро также тесно, как и в Казахстане сейчас. Я не говорю уже о регуляторных и политических рисках. Тот же Узбекистан, который является самым многочисленным по населению в Центральной Азии, так вообще для нас закрыт.
Что касается компетенций, то у нас нет в них недостатка. Знания во всех направлениях онлайн-бизнеса сейчас доступны для всех желающих через онлайн-тренинги и практические конференции. Кроме того, наша команда имеет практический опыт создания интернет-стартапов. В нашей группе работает около 70 человек, много очень талантливых ребят. Плюс на нашем рынке есть много перспективной молодежи, которую мы стараемся привлечь в компанию. При этом, мы понимаем, что есть компетенции, которые мы не найдем в Казахстане. Например, в части аналитики Big Data, машинного обучения
— Алексей, менее года назад вы сказали, что хотели бы стать первой казахстанской компанией-единорогом, то есть, стартапом с капитализацией более 1 млрд долларов США. Есть какие-то обозримые сроки для выхода на этот уровень?
— Да, конечно, есть — 5−7 лет. Я считаю, что эта цель вполне достижимая. Раньше единороги строились 10 лет, потом 7 лет, позже — 5 и даже меньше. Сейчас время сжимается за счет использования технологий и проникновения Интернета, поэтому, и срок создания таких компаний существенно уменьшается. И выход на внешние рынки для нас — это важный шаг в этом направлении. При этом, совсем не обязательно быть во всем мире, достаточно выбрать верную стратегию. Для нас стратегия — это нужный людям продукт и быстро развивающиеся рынки с большой плотностью населения, как те, которые я озвучил ранее. Единорогом можно стать, присутствуя на 4−5 рынках.