USD
442.05₸
+0.610
EUR
474.14₸
+1.050
RUB
4.74₸
-0.010
BRENT
83.81$
-0.990
BTC
57486.00$
-3035.500

Почему закрылся food-стартап «Кастрюля в горошек»?

Соосновательница сервиса Нелли Грабарова рассказала, какие ошибки помешали проекту взлететь

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему закрылся food-стартап «Кастрюля в горошек»?- Kapital.kz

Самые громкие истории о бизнесе — это истории успеха. Яркие победы и тиражируемые биографии очаровывают, но на оглушительный успех обречена лишь малая доля компаний. Гораздо большая часть — это бизнес, в котором что-то пошло не так. Неудачные проекты тоже могут дать немало пользы, ведь эффективны не только советы «как надо делать», но и советы «как делать не стоит».

«Кастрюля в горошек» — это закрывшийся сервис по доставке на дом рецептов с готовым набором ингредиентов. Клиенты получали пакет продуктов на 5 дней: меню расписано, пропорции отмерены, оставалось лишь приготовить по вложенному рецепту.

У проекта были все шансы на успех: опробованная на Западе идея, интересные рецепты, слаженная команда и положительная реакция пользователей в социальных сетях. Тем не менее спустя 3 месяца активной работы «Кастрюля» прекратила работу. Соосновательница сервиса Нелли Грабарова рассказывает, какие ошибки помешали проекту взлететь.

e56ce06b8bac5a7d92374845bc9.png

Нелли Грабарова

С чего начинали

Мы с мужем вдохновились американским проектом Blue Apron. Буквально за полгода стремительного развития сервис по доставке продуктов с рецептами завоевал целый штат. Этот проект был хорош для развивающегося города, для быстрого темпа жизни, плюс у них были очень интересные рецепты, и мы решили сделать аналогичный сервис.

У нас уже были подобные сервисы, но все у них было не очень: то проблемы с маркетингом, то неинтересные рецепты. Никто не захочет есть курочку по-алматински, мы хотим есть мясо по-французски. Поэтому мы взялись за эту идею, чтобы сделать все как следует.

В самом начале использовали рецепты Blue Apron. Списались c владельцами сервиса, объяснили, что нам интересен проект и мы бы хотели реализовать его у себя, и они разрешили частично использовать контент с их сайта. Сами рецепты в открытом доступе — их может взять любой. Вопрос контента касался в основном фотографий, ведь это авторская работа. И мы договорились об определенном наборе фотографий, которые можно использовать.

Как налаживали процесс

Работа над собственным проектом началась зимой 2016 года. Мой муж занимался финансовыми расчетами, бизнес-планом и сайтом, я занималась маркетинговой частью. Где мы будем продавать, как мы будем выглядеть — сам образ «Кастрюли в горошек» был моей разработкой. На стадии реализации у нас появился третий человек, который занимался закупкой, цехом и поварами. Затем в команду пришел свой фуд-фотограф, базу рецептов дополнил диетолог, а часть меню мы адаптировали под местные условия. Так родился оригинальный контент для сайта.

Мы были очень занудными. Прежде чем начать работать в общепите, изучили все соответствующее законодательство, а там достаточно серьезные требования. Например, цех должен пройти санитарную сертификацию, поэтому мы искали цех, который это все имеет. Пищевой бизнес — штука опасная. Отравление клиента светило бы серьезными последствиями. Не хотелось за это отвечать, и здоровье клиентов было в приоритете. Мы заключили договор с цехом ресторана, у нас работали профессиональные повара, которые занимались упаковкой, порционным распределением — все в санитарных условиях.

Я вплотную занялась маркетингом, потому что меня убивает, как ведется маркетинг у малого и среднего бизнеса. Особенно разочаровывают неграмотные тексты. Я писала так, как это должно было быть: информативные понятные посты с грамотной структурой, чтобы читателю было интересно. Благодаря хорошему контенту нас заметили и конкуренты начали воровать идеи. Им казалось, что они просто утащили хороший текст из интернета, и никто этого не видит, но это видят все. Оригинальный контент цепляет. Мы подсознательно запоминаем прочитанное, и когда видим сворованный текст, то доверие и интерес к этому проекту сразу падают.

Как получили первых клиентов

Наша аудитория — это платежеспособные люди в возрасте 25−30 лет, которые целый день находятся на работе, им хочется прийти домой и съесть что-то вкусное, не заморачиваясь с поиском продуктов. Сейчас каждому человеку хочется питаться вкусно, разнообразно и правильно. Первыми пользователями сервиса стали наши друзья. После запуска нам нужно было заявить о себе. Поэтому первые доставки были бесплатными: мы разыграли их среди подписчиков и доставили друзьям с большой аудиторией в Instagram, чтобы они оставили честные отзывы.

Мы раскручивались только через социальные сети. Для эксперимента оплатили только баннерную рекламу во «ВКонтакте», чтобы знать, сколько людей это привлечет в нашу группу. В Facebook мы никакой рекламы не проплачивали, но он дал гораздо больший эффект, чем ВК. В целом продвижение в соцсетях было продуктивным. Мы не работаем с сентября, но до сих пор в наших «мертвых» группах есть приток людей, просмотры, комментарии. Я всем объясняю, что мы уже не работаем.

В чем ошиблись

Мы закрылись не из-за отсутствия интереса к сервису. Интерес был, и достаточно большой, потому что эта идея подходит нашим людям и нашему городу. Основная причина — нехватка времени. Все люди в команде были заняты на своей основной работе, а выходные полностью посвящали сервису. И это выматывало. Это проект, который мы начали делать по душевному движению. Когда ты целый день на основной работе, а потом еще трудишься на выходных, то со временем запал пропадает. Если кто-то болел или выпадал из рабочего режима, становилось еще сложнее. Для расширения команды нужно было найти бюджет и отладить рабочий механизм. Если мы сами не понимаем, как это должно работать, что требовать с сотрудников? К концу проекта мы оказались в минусе без средств на выход в плюс.

«Кастрюля в горошек» — наш первый собственный бизнес. Мы оказались не готовы оставить работу ради стороннего проекта: неясно, насколько это выгодно и получим ли мы выхлоп, который позволит нам как минимум нормально жить. Еще один важный момент: в этом бизнесе нужно сразу выходить на большие объемы. Но этого наши ресурсы не позволяли, а на малых объемах невыгодно работать. Да, мы получали доход, но в целом потраченные усилия не оправдывались. Еще был стресс, конфликты внутри команды.

Проект завершился плавно: мы поняли, что никто из нас не делает достаточно, чтобы он продолжал работать. Мы отменили последние заказы и перестали работать.

Какой опыт вынесли

Нельзя вкладывать во что-то деньги просто потому, что вам это нравится. Очень важно считать все с финансовой точки зрения. Наши просчеты были хорошими, но не живыми. Они не опирались на ситуацию на рынке, а сфера продуктовых закупок постоянно меняется и нужно отслеживать ее тренды. Если вы хотите создать действительно большой серьезный бизнес, то придется отказываться от стабильного заработка и устойчивого графика. В какой-то момент появится вопрос приоритетов: либо вы остаетесь на работе, либо вы занимаетесь своим делом, которое может не выгореть.

Социальные сети — самый реальный инструмент с точки зрения продаж. Люди хотят покупать продукт, который они знают, они хотят пообщаться с продавцом, разобраться в тонкостях и понять, почему именно ваш сервис им нужен. Поэтому если вы хорошо выстраиваете свои социальные сети и общение с подписчиками, покупатели будут чувствовать себя в безопасности и заинтересуются продуктом.

Бренд «Кастрюля в горошек» был очень качественной работой. Мы до сих пор не удалили ни одну из групп, все фотографии и рецепты у нас остались. Если кто-то возьмет нашу «Кастрюльку» и доведет до ума, нам будет не жалко. Просто потому, что это хороший проект для того, у кого есть ресурсы его реализовать. Когда вы делаете проект с душой и запалом, он получается с некой изюминкой. Это то, что отсутствует у компаний, которые делают проекты под заказ. Я читала, что интуитивный маркетинг зачастую оказывается лучше выученного. В моделях и стратегиях можно застрять. А далекий от теории человек, жаждущий интересно рассказать о продукте, может найти совершенно новые эффективные пути.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.