Ултуган Кызайбекова — предприниматель из Алматы с 22-летним стажем, 17 из них кредитуется в микрофинансовой организации KMF. Владеет швейным цехом, где выпускают спецодежду для правоохранительных органов, специальных подразделений, структур МВД, прокуратуры, шьют на заказ школьную форму и костюмы для чиновников. На производстве работают 35 человек. За рабочий день выпускают 5−6 костюмов, до 35 камуфляжных и специальных комплектов униформы под брендом «Казвоенторг». Оборот предприятия — около 20 млн тенге в месяц. Половина пошитой продукции уходит в регионы: Астану, Семей, Актобе, Шымкент. Около 30% заказывают госорганы в Алматы, еще 20% - индивидуальный пошив.
Этот швейный цех вырос из маленького бутика по продаже спецодежды и ее подгонке, а до этого был долгий поиск своего места в бизнесе.
Начало собственного дела
Свой путь к успешному швейному производству Ултуган начала в начале 1990-х. Колхоз им. Свердлова в селе Чарын Алматинской области обанкротился, а она, заведующая в местном заготовительном магазине, осталась без работы. Как и многие казахстанцы в то время, Ултуган пошла торговать. Покупала продукты и вещи в Чундже и продавала у себя в селе. В 1995 году вместе с семьей переехала в Алматы, купили времянку в «Шаныраке». Торговала полгода мясом на рынке, потом перебралась на алматинскую барахолку — продавала игрушки, обувь, косметику — все, что пользовалось спросом. Там же узнала о KMF, стала брать небольшие кредиты по 50−150 тысяч тенге на закупку товара. В 2000 году по совету знакомой швеи решилась заняться продажей одежды.
К тому моменту у нее было несколько торговых бутиков на алматинской барахолке, налаженная с помощью групповых кредитов от KMF торговля, где работали муж и сын.
«Мне стало интересно не просто продавать, а продавать одежду собственного производства. Пошла на курсы кройки и шитья. Начала шить на заказ: сама подбирала ткань, мерки снимала. Появились первые постоянные заказчики», — вспоминает она.
Продвижение и рост
По словам Ултуган, спрос на качественную и недорогую одежду местного производства начал расти с начала 2000-х, когда люди стали искать альтернативу китайским вещам, когда можно не только купить, но и тут же подшить под себя. Рост объемов производства начался практически сразу после открытия швейной мастерской. Сыграло свою роль удачное расположение — в здании автовокзала «Сайран». Большой пассажиропоток, в котором оказываются и те, кто едут на закупку товаров в Алматы, сразу дал большую долю заказов из регионов. Это послужило толчком к расширению производства, был взят кредит в 1,5 миллиона тенге на закупку швейных машин, оверлоков и другого оборудования. Сегодня половина заказов у Ултуган приходится именно на регионы.
Госорганы — главные заказчики
Основной ассортимент швейного цеха определил спрос: заказы со стороны госорганов на пошив спецодежды в больших объемах с госсимволикой и знаками отличия. По словам Ултуган, основная проблема в работе с госструктурами — отсутствие детальной спецификации на заказ. Приходится самим подбирать ткань, где-то импровизировать, а после — переделывать.
«Сейчас шьем полный комплекс формы для прокуратуры, МВД, КНБ, частные охранные фирмы заказывают бушлаты, в том числе и в регионах, — рассказывает предприниматель. — В январе сдали заказ дорожной полиции — светоотражающие жилеты и перчатки. Жезлы им ведь отменили, теперь они в белых перчатках работают».
Пару лет назад для участия в крупных тендерах на пошив униформы для госорганов Ултуган открыла ТОО «Казвоенторг» как субподрядчик. «Напрямую заявки подавать — пока опыта нет. Много документов нужно собрать, сама процедура долгая, а нам работать надо», — рассуждает Кызайбекова.
В феврале 2017 года в KMF женщина получила очередной кредит в 5 млн тенге на покупку лазерного оборудования для выточки шевронов и открытие вышивального цеха. В планах у предпринимателя — покупка земли и строительство большого швейного производства под Алматы. Для финансирования этого проекта она планирует также обратиться в KMF.
Главное, считает Кызайбекова, шить качественно и в срок. «Лучше от заказа откажусь, чем сделаю дешево. Это очень приятное чувство, когда люди приходят с новым заказом, рекомендуют знакомым, — добавляет она. — И, конечно, все время нужно изучать спрос, предлагать новые материалы. Конкуренты из Китая, Кыргызстана и местных швейных производственников держат нас в постоянном тонусе».
«Мое призвание — предприниматель». Проект к 20-летию микрофинансовой организации KMF, рассказывающий истории казахстанцев, чьим призванием в жизни стало предпринимательство.
Когда речь идет о 90-х, кажется, что это происходило две жизни назад. Но именно та эпоха дала старт массовому предпринимательству в Казахстане — поначалу стихийному и неопытному — бери клетчатую сумку и езжай за шмотками в Китай, и если прогоришь, твоя семья натурально пойдёт по миру, спустя время — осознанному, когда приходит понимание что предприниматель — собственник, ответственный за себя, работников и качество своего товара. Двадцать лет назад была основана компания KMF, главной целью которой, стало кредитование тех, кто остался без работы, на изломе эпох потерял ориентир и нуждался в заработке, поддержке своей новой деятельности. Многие из них прошли суровую предпринимательскую школу, состоялись как бизнесмены.