На этой неделе в печати появился текст послания Нурсултана Назарбаева, в котором, помимо прочего, президент поручил правительству сделать все, чтобы в Казахстане собирали и экспортировали электромобили.
В новой стратегии, приоритет в которой ставят на ускоренной технологической модернизации экономики, глава государства особо отметил «завод по крупноузловой сборке гибридных и полностью электрических автомобилей JAC».
Видимо, план «один автомобильный завод — одна страна», о котором говорят в последнее время, постепенно претворяется в жизнь. Мол, население у нас небольшое, зачем нам столько сборочных площадок, которые в основном заточены на внутренний рынок. Увеличивать локализацию и выходить на экспорт — вот, что вписывается в третью модернизацию Казахстана.
И при таких условиях «СарыаркаАвтоПрому», чтобы не упасть лицом в грязь, придется поднапрячься как следует. Текущие показатели — увы, ниже плинтуса, одна надежда на загрузку производственных мощностей узбекскими седанами Ravon R3 Nexia, которые начнут собирать крупноузловым методом в Костанае в ближайшее время.
Если все пойдет по плану и «СарыаркаАвтоПром» начнет по заказу дистрибуции Ravon собирать R3, автомобиль станет бестселлером. С «казахстанской» пропиской, несмотря на отмену льгот на НДС для производителей, Nexia сохранит приемлемую цену и отхватит большой кусок пирога программы льготного кредитования под 4%. Производство пойдет веселее — а там и до электромобилей JAC недалеко.
В прошлом году, отталкиваясь от данных Комитета государственных доходов, в Костанайской области было растаможено всего 10 китайских электромобилей, точнее то, что стало в итоге десятью электромобилями JAC с биркой «Made in Kazakhstan». Заявленная общая таможенная стоимость — $250,4 тыс. Согласитесь, не так и мало, а еще необходимо учесть дополнительную стоимость сборки, маржу и НДС. Даже учитывая то, что китайский производитель снизит стоимость машинокомплектов, цена на «гордость компании» JAC iEV6S, по самым скромным оценкам, будет в районе 9−10 млн тенге! Здесь скорее стоит уповать на льготы и субсидии от государства. Конечно, возможно, даже и не придется глубоко залазить в государственный карман, покупку казахстанцами электромобилей можно облегчить за счет, как бы это громко ни звучало, сокращения потребления топлива на внутреннем рынке, дав недропользователям больше экспортировать за рубеж сырье. При таком раскладе электромобили станут куда ближе к потребителю.
Экспорт таких электромобилей в страны — партнеры по ЕАЭС также под большим вопросом, ключевые факторы: отсутствие дистрибуции марки JAC в сопредельных государствах и, конечно, низкая доля локализации производства. Как справятся с такой задачей машиностроители из Костаная — одному китайскому богу Юйди известно.
Любопытно, но кроме всего этого, Нурсултан Назарбаев поручил правительству и бизнесу проработать вопрос о создании необходимой инфраструктуры для развития отечественного электромобилизма. Об этом еще с высоких трибун говорилось в прошлом году, одно из предложений разрабатывалось Министерством по инвестициям и развитию РК. Речь тогда шла об обязательных требованиях к строящимся АЗС, которые обязаны иметь зарядную станцию для электромобилей. Тогда планировалось, что пункты зарядки должны появиться в Астане, Алматы и на трассе между двумя столицами уже к лету 2017 года — к моменту открытия всемирной выставки EXPO в Астане. Но уже февраль на дворе, а конь даже и не валялся, а все потому, что необходимо разобраться со стандартами зарядки, а потом уже вносить рекомендации в Строительные нормы и правила (СНиП). Например, у японцев есть стандарт быстрой зарядки CHAdeMO. Скорость подачи в нем обычно устанавливается на уровне около 50 кВт, но она может доходить до 62,5 кВт. В Европе свой новый протокол CCS, выдающий до 150 кВт. У американцев третий. Все они отличаются не только силой тока, но и тем, что имеют разные коннекторы что на самих электромобилях, что на кабелях. Работа по этим вопросом ведется, что из этого выйдет — узнаем ближе к осени. Правительству нужно подготовить инвестиционную стратегию до первого сентября текущего года.